Кто был философом на троне. «Старый Фриц»: беззаботный философ на троне

Фридрих родился в самом начале 1712 года. Его отец, прусский король Фридрих Вильгельм I, к сыну теплых чувств не питал. Отношения их были настолько плохи, что Фридрих пытался даже бежать вместе со своим соратником в Англию в 18-летнем возрасте. Когда юношей поймали, товарища Фридриха казнили сразу, а самого принца — лишь намеревались. Впрочем, все закончилось ссылкой на несколько лет.

«Можно представить себе, как этот вандал [Фридрих I] был изумлен и недоволен тем, что сын его умен, остроумен, учтив и исполнен желания нравиться; что он стремится к образованию и пишет музыкальные пьесы и стихи. Если он видел в руках наследного принца книгу, он бросал ее в огонь, если сын играл на флейте, он ломал флейту. Иногда он и с ним самим поступал так же, как с женщинами на улице и с проповедниками на параде», — вспоминал в своих мемуарах Вольтер.

Источник: wikipedia.org

Повзрослев и став королем Пруссии, Фридрих II смог избавиться от порочных привычек отца, который, по свидетельствам современников, занимался накопительством, украшал свой дворец помпезными вещами, ставил там, например, золотую, ни для чего не пригодную мебель. Покои Фридриха II в Сан-Суси представляли из себя нечто совершенно противоположное.

«Восхитившись красотой и великолепием дворцовых покоев, поражаешься, как живет он сам. Мы увидали в углу комнаты за ширмой узкую кровать. Ни халата, ни туфель; бывший там лакей показал нам ночной колпак, который король надевал, когда простужался; обыкновенно он оставался в шляпе, что, верно, вовсе не удобно. В той же комнате возле канапе стоял стол, где лежали письменные принадлежности и наполовину обгоревшие тетради; мы узнали, что-то была история минувшей войны, и пожар, погубивший тетради, так огорчил Его Величество, что он оставил свой труд», — писал в своих мемуарах Казанова, который лично несколько раз встречался с Фридрихом Великим.

Несмотря на то, что Фридрих пригласил к себе в страну великих философов и сам создал целый ряд произведений, многие немецкие писатели были убеждены, что король недооценивает национальную литературу. «Презрение, с которым Фридрих Великий относился к нашей литературе, задевает и нас, внуков», — писал, например, Генрих Гейне.

Между тем, для совершенствования своего таланта Фридрих даже специально позвал к себе во дворец французского мыслителя Вольтера. Тот обучал его совершенствовать свои тексты. К тому же Вольтер оставил обширные воспоминания о пребывании в Сан-Суси.


Источник: wikipedia.org

«Возможно ли противится королю-победителю, поэту, музыканту, вдобавок, делающему вид, что меня любит! И вот, наконец, я снова направил свой путь к Потсдаму в июне 1750 года. Я был принят великолепно. Ужины были весьма приятны. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что за ними говорили много остроумного: король был остроумен и вызывал остроумие. Самое удивительное при этом то, что я никогда не чувствовал себя более свободным за столом. Я работал каждый день два часа с его величеством; я исправлял все его работы, никогда не забывая усердно хвалить то, что в них было хорошего, в то время как вычеркивал то, что никуда не годилось», — писал Вольтер.

Фридриха II часто называли «беззаботным философом», хотя он, очевидно, тратил очень много времени на то, чтобы заниматься государственными делами. Ему удалось выстроить практически безупречно работающий государственный аппарат: чиновники робели перед правителем и старались работать так, чтобы не навлечь на себя его гнев. В то же время сам Фридрих постоянно ездил по своим землям, изучая, как живут обычные люди. «Ни один государь не знал быта своих подданных лучше Фридриха», — писал историк того времени Карл Беккер в своей «Всемирной истории».

Ещё одним символом эпохи Фридриха Великого в Пруссии стало искоренение взяточничества и казнокрадства. «Предоставив всем и каждому к себе свободный доступ, Фридрих мог следить за ходом судопроизводства и узнавал каждое злоупотребление закона из первых рук. В наказаниях за такие проступки людей он был беспощаден, не смотрел ни на какое лицо, удалял своих любимцев и даже смещал полезных министров, если видел, что они защищали виновных», — говорил русский историк Фёдор Кони.

Помимо реформирования своего государства, Фридрих неизменно занимался расширением его границ. В частности, он завоевал важнейший регион Силезия, приобретение которого позволило войти Пруссии в список величайших европейских держав. Суммарно территория Пруссии за время правления Фридриха Великого увеличилась практически вдвое. Многие специалисты склонны считать, что далеко не последнюю роль в этом сыграло преобразование армии, в которой король, возглавлявший её во всех походах, насаждал строжайшую дисциплину.

«Король умудрился выработать такой способ атаки и так организовать свою армию, что был в состоянии, с ресурсами королевства, меньшего, чем нынешняя Сардиния, и при скудной денежной поддержке Англии, вести войну почти против всей Европы», — писал Фридрих Энгельс.

Многие современники, а уж тем более ненавидевшие Фридриха французы обращали внимание на личную жизнь короля. Дело в том, что он был весьма холоден к своей супруге, которая так и осталась бездетной, зато много внимания уделял красивым мужчинам. Отсюда родилось большое количество слухов о гомосексуальных связях Фридриха Великого, которые, по воспоминаниям современников, правитель не слишком и скрывал.

«Как вы можете осуждать нежность, вы, который познает экстаз только в объятиях полковых барабанщиков», — писал в одной из эпиграмм премьер-министр Людовика XV герцог Шуазель.

В одной из своих последних войн — Семилетней — Фридрих Великий потерпел ряд серьёзных поражений от русско-австрийской коалиции. Короля спасла лишь смерть русской императрицы Елизаветы Петровны. Когда на русский престол взошёл Пётр III, он заключил с Фридрихом перемирие и вернул все, что было завоевано с таким трудом.

«Если подвести итог, то Пруссия в конце последней кампании была близка к полному краху. По мнению всех государственных деятелей, она уже погибла: но она смогла вновь подняться в результате смерти женщины и благодаря помощи государства, которое наиболее активно действовало во вред Пруссии», — говорил сам Фридрих Великий.

Марк Аврелий - «философ на троне» (161-180 гг.)

Марк Аврелий, став императором, сразу же сделал своим соправителем Луция Коммода Вера, как когда-то желал Адриан. Совместное правление продолжалось до смерти Луция Вера в 168 г. Соправителя Аврелия не очень интересовало управление государством, он предпочитал проводить досуг в пирах и развлечениях, а когда ему пришлось во время войны с Парфией командовать армией (162-166 гг.), Луций Вер показал себя посредственным полководцем, правда, ему хватило ума фактически передать командование в руки опытных командиров. Однако ничего злодейского в его поведении источники не отмечают, и Марк Аврелий искренне горевал, когда его названный брат скончался.

По словам французского историка Э. Ренана, Антонин Пий не имел бы соперника в славе наилучшего монарха, не назначь он своим преемником Марка Аврелия . Казалось, сбылась мечта греческого философа Платона - философ на троне. Марк Аврелий (рис. 12.8), известный философ-стоик, взвалил на себя все заботы, связанные с управлением империей, не позволял себе никакой роскоши, усердно занимался государственными делами, большое внимание уделял судопроизводству, беспрецедентно расширил алиментарную систему. Он оставил после себя оригинальное философское сочинение - по форме это личные записные книжки, которые обычно издают под названием «Размышления». Пытался Марк Аврелий упразднить практику совместного купания в банях, требовал использовать в гладиаторских поединках только затупленное оружие - чтобы на арене меньше проливалось крови. Не все его мероприятия были успешны: он потратил слишком много средств на раздачи народу, армии, преторианцам, устраивал частые и дорогостоящие игры, постоянно недобирая налоги и подати.

Однако этому замечательному императору не повезло: именно в его правление на Римскую империю обрушился ряд бед (наводнение Тибра, землетрясения, страшная эпидемия), а главное, зашевелилась, пришла в движение варварская периферия. Возможно, долгий мир при Адриане и Антонине был принят сопредельными народами за признак слабости Римской империи. Еще в самом начале правления Аврелия вспыхнуло восстание в Британии, затем парфяне вторглись в провинцию Сирия и нанесли поражение римлянам (тогда-то на Восток и отправился Луций Вер). Только римляне стали одерживать успехи, взяли парфянскую столицу Ктесифон, как вспыхнула эпидемия чумы, пришлось заключать с Парфией мир (166 г.), правда, на достаточно выгодных условиях. Римские легионы, возвращаясь с парфянской войны домой, разнесли заразу по всем городам и областям Империи, через которые лежал их путь. Страшная пандемия охватила Малую

Азию, Египет, Грецию, Италию и Галлию. В Риме за один только день умирало до 2000 человек. Многие местности обезлюдели. После того, как чума отступила, начался голод. Люди погружались в глубокий пессимизм, жадно внимали всевозможным предсказателям и оракулам.

Рис. 12.8.

Среди всех этих неурядиц германские и сарматские племена (хатты , маркоманны, язиги, квады и т.п.) прорвали лимес и хлынули на территорию Империи, опустошая пограничные провинции: Дакию, Рецию, Паннонию, Норик, а некоторые перешли через Альпы и бесчинствовали в Цизальпинской Галлии. Так началась Первая маркоманн- ская война (166-168 гг.). Марк Аврелий действовал решительно и сам отправился на войну. Были блокированы проходы в Италию, подкуплены некоторые германские и скифские вожди, чтобы они ударили в тыл наступавшим. В результате вторгшиеся варвары были отброшены за Дунай. Однако через год они опять испытывали Империю на прочность - началась Вторая маркоманнская война (169-175 гг.). Пришлось срочно набирать новые легионы, пополнив их рабами и варварами. К середине 170-х гг. маркоманны и их союзники вынуждены были подчиниться: Рим был еще достаточно силен. Часть пленных была поселена на римской территории в приграничье: они должны были обрабатывать землю и служить в римских легионах. Это была вынужденная мера, следствие уменьшения численности населения Империи: в дальнейшем она станет одной из причин «варваризации» Римской империи.

В промежутке между маркоманнскими войнами Марку Аврелию пришлось отправиться на Восток, так как наместник Сирии Авидий

Кассий объявил себя императором, распуская слух о смерти Аврелия или воспользовавшись ходившим слухом. Мятеж был недолгим, Кассия убили его же сторонники еще до приезда императора. Аврелий великодушно обошелся как с рядовыми участниками мятежа, так и со связанными с Кассием сенаторами, не предав никого смерти.

Решив, что только активная политика - залог против нового вторжения, Марк Аврелий вместе с сыном Коммодом, которого он назначил своим соправителем, отправился на Третью маркоманнскую войну (178 г.). Римляне брали верх, но в лагере при Виндабоне (Вене) Марк Аврелий заболел и в 180 г. умер. Когда его тело было перевезено в Рим, народ уже оказывал ему божеские почести.

Задание

Кому принадлежит фраза или с каким известным римским деятелем она связана? Вспомните, при каких обстоятельствах, в связи с чем она была произнесена.

  • Впрочем, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен.
  • Смелым судьба помогает.
  • Пришел, увидел, победил.
  • Квинтилий Вар, верни легионы!
  • Деньги не пахнут.
  • О времена! О нравы!
  • Жребий брошен!
  • Пусть ненавидят, лишь бы боялись.
  • Какой артист во мне погибает! вернулись времена Нерона или Домициана. Одновременно император пытался задобрить преторианцев, увеличивая им жалованье, и снискать расположение народа, устраивая для него раздачи и зрелища.

Творческое задание

Напишите рецензию на фильм «Гладиатор» (2000). Обратите внимание на следующие моменты: Как в фильме показаны личности императоров Марка Аврелия и Коммода? Насколько фильм соответствует историческим реалиям? Как отражены исторические события? Удалось ли авторам фильма гармонично сочетать художественный вымысел и историческую достоверность?

В 192 г. возник новый заговор под руководством префекта претория Эмилия Лета. Среди заговорщиков была любовница Коммода Марция, она поднесла императору чашу с ядом, но тот либо не подействовал, либо действовал медленно, и Коммода в итоге задушил в бане его спарринг-партнер по упражнениям.

  • Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Ярославль, 1991. С. 9.

Омский государственный технический университет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (вариант 10)

Выполнил

студент гр. РИБ-223:

2015 г.

План работы:

    Философия Марка Аврелия.

    Основные добродетели (согласно философам-стоикам)

    Актуальность суждений Марка Аврелия Антонина.

    Заключение.

    Марк Аврелий Антонин – «философ на троне»

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (121–180) показался мне очень интересной личностью, ведь он одновременно и философ-стоик, и римский император (с 161), и воитель. Это, наверное, единственный римский монарх, оставивший после себя потомкам книгу размышлений.

« Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. Марк Аврелий относился к своей матери с глубоким почтением и считал, что обязан ей "благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далеким от всякого роскошества"(1)

После смерти отца, его усыновил император Антонин Пий и дал ему имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.Марк Аврелий получил прекрасное домашнее образование. Философии и живописи его обучал Диогнет. По словам самого Марка, Диогнет освободил его от суеверий. Он заставлял его упражняться в сочинительстве и размышлениях, писать диалоги. Под влиянием прочитанных философских трактатов, Марк стал спать на голых досках и накрываться звериной шкурой.

О жизни Марка Аврелия вплоть до 161 почти ничего не известно. «После смерти императора Антонина Пия, Марк Аврелий в 161 был провозглашен императором. Он сразу же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий другому приемному сыну Антонина Пия, Луцию (Луций Вер (161–169)). Это был первый случай совместного принципата в Римской империи.»(1)В период совместного правления решающее слово принадлежало Марку Антонию. Луций Вер отличался склонностью к разгульной жизни.

Все правление Марка Аврелия сопровождалось целым рядом военных конфликтов: восстание в Британии; нападение германского племени хаттов; захват парфянами Армении.Кроме войн, империю подрывали и другие бедствия. Так, возвращавшиеся с победой над Месопотамией, войска занесли в империю смертоносную эпидемию, которая унесла жизни многих людей. Затем последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения. Непростое время для угасающей империи и ее императора!

Парадокс: Марк Аврелий всю жизнь был склонен к размышлениям, но большую часть своего правления провел в военных походах

«В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем. С 170 по 174 он находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 наместник Сирии полководец Гай Авидий Кассий, имевший широчайшие полномочия на Востоке, воспользовался слухами о смерти Марка Аврелия и объявил себя императором. Мятеж был быстро подавлен, Кассий убит, однако император был вынужден покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями. На пустующие земли к северу от Дуная римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи.

Марк Аврелий в 176 вернулся в Рим. Он тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов. Поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы.

В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем и вновь отправился на дунайском рубежи. Там в 180 Марк Аврелий внезапно умер (возможно, от чумы). Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме.»(2)

Правление Марка Аврелия называли последним «золотым веком» Рима. Ни одного своего императора римляне не провожали в последний путь с такой скорбью и уважением. Народ был уверен, что после смерти Марк Аврелий вернулся в обитель Богов.

Историк Илья Барабаш так писал о правлении императора: «Его повеления возмущали очень многих соотечественников. Как же! Он посылает гладиаторов на войну, чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы. Он приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов. Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к рабам и детям бедноты. И слишком много требует от сильных мира сего! Он не вероломен даже к врагам и даже ради военных побед. Он сумасшедший!.. А он просто философ, философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести.»(3)

    Философия Марка Аврелия Антонина.

Марк Аврелий был одним из последних представителей Поздней Стои. Его единственное произведение, его философский дневник – «К самому себе». В этом произведении он предстает перед нами и мудрым учителем, и внимательным учеником. Его размышления сосредоточивались в области практической этики, гносеологии и, в меньшей мере, космологии. « Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом. Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести «бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий. Однако философ заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: человек должен сделать себя достойным божественной помощи. С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности.»(6)

Я считаю, что ключевым для философов-стоиков можно считать суждение Марка Аврелия Антонина:«Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди, от всей души препоручив богам всё твое, из людей же никого не ставя ни господином себе, ни рабом». Он считал главной целью в жизни поиск и самоусовершенствование, и этот поиск основан на самодостаточности человека. Все люди, согласно этой философии, равны. Все происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление природы, которая и есть Бог – активное, разумное началом, проходящее через весь мир и объединяющие его в единое целое. Человек должен активно сотрудничать с миром, то есть с богом, ибо в мире все происходит согласно его естественным законам. Это – принцип принятия или великодушия. Марк Аврелий считал. что деятельность на пользу людям – в любом, даже самом простом и обычном деле - поднимает, возвышает человека, дает ему счастье. Ведь счастье, согласно стоикам – это жизнь в согласии с природой, приспособление к окружающим условиям, разумное самосохранение, спокойствие духа и свобода от страстей. И именно Марку Аврелию принадлежат слова: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним»

Продолжает эти мысли и следующее суждение: « Если обстоятельства как будто бы вынуждают тебя прийти в смятение, уйди поскорее в себя, не отступая от лада более, чем ты вынужден, потому что ты скорее овладеешь созвучием, постоянно возвращаясь к нему.»

Согласно философу, если во внешней среде возникают неразрешимые проблемы, человек должен искать выход из ситуации внутри себя. Бесполезно изливать свои чувства вовне,искать помощи у окружающих, это не поможет, а только усугубит проблему. Внутренний, духовный мир человека – вот источник для любого развития. Нужно проговаривать проблему внутри себя, рассматривать ее с разных сторон, вживаться в нее, и выход найдется. Так и в музыке – сложное созвучие, тревожащее душу и сложное для воспроизведения, должно проникнуть в мышление и чувства, наполнить человека изнутри. И тогда человек легко им овладеет. «Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если действует справедливо и тем самым хранит тишину,»- так говорит Марк Аврелий в своем дневнике. 3. Основные добродетели (согласно философам-стоикам)

«Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть . Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это - лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек - часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом - значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.»(8)

О кроткой любви римского императора Марка Аврелия к своей жене Фаустине еще при жизни обоих ходили легенды. Вся империя знала о том, какой развратной и жестокой была Фаустина. Тем не менее он смиренно принимал ее такой, какой она была.

Римский император Марк Аврелий отлично представлял себе, как проводит время его супруга. Но не стоит забывать о том, что Марк Аврелий был видным философом своего времени. И жизненные невзгоды он принимал с философским спокойствием.

Последний из пяти

Марк Аврелий родился в 121 году в Риме в семье сенатора. Будущий правитель рано осиротел — его приемным отцом стал император Антонин Пий, четвертый из так называемых «пяти хороших императоров» (пятым позже стал Марк Аврелий). Приемный отец дал сыну отличное образование — мальчик с детства проявил огромную тягу к знаниям. Он блестяще осваивал все, чему его учили.

Еще в молодости будущий «философ на троне» стал приверженцем стоицизма, суть которого состояла в мужественном и философском подходе к неприятностям и ударам судьбы.
В раннем возрасте он женился на Аннии Галерии Фаустине (ее чаще звали просто Фаустиной) — дочери Антонина Пия. И хоть в этом браке появилось 13 детей (только четверо дожили до взрослых лет), супружество императора трудно было назвать безмятежным. Кажется, жену императора не ненавидел только один человек — Марк Аврелий.

В 161 году Марк Аврелий взошел на римский трон. Первые восемь лет он правил совместно с Луцием Вером, своим сводным братом. Надо сказать, с соправителем императору повезло не больше, чем с женой. Пока Марк Аврелий вникал в государственные дела огромной империи, Луций Вер предавался самому разнузданному разврату. Тем не менее правитель не корил своего родственника и искренне оплакивал кончину того в 169 году.

С 169 года Марк Аврелий правил единолично. Что можно сказать о его горячо любимой супруге Фаустине? О внешности ее остались разные отзывы. Некоторые полагали, что она была хороша собой. Другие считали, что Фаустина не отличалась привлекательностью. Женщину портили глаза навыкате: по всей видимости, императрица страдала базедовой болезнью. Но недостаток нисколько не мешал ей жить разнообразной интимной жизнью.

В молодые годы Фаустина выбирала себе любовников из рыбаков и гладиаторов. Поначалу она питала страсть к молодым спортивным мужчинам из низших слоев общества, чем, конечно, сильно позорила своего мужа. Вот, к примеру, как историк Юлий Капитолин описывает историю появления Коммода, сына Марка Аврелия, сменившего его на троне: «Некоторые говорят… что Коммод Антонин, его преемник и сын, родился не от него, а был плодом прелюбодеяния, и добавляют к этому такую живущую в народной молве сказочку: как-то раз Фаустина… при виде проходивших мимо гладиаторов воспылала любовью к одному из них — и после долгих страданий, причиненных любовным недугом, призналась в своей любви мужу. Когда Марк обратился к халдеям, они дали совет убить этого гладиатора, с тем чтобы Фаустина омылась его кровью и потом возлегла с мужем. Когда это было сделано, Фаустина, правда, освободилась от любви, но на свет появился Коммод — скорее, гладиатор, чем император: будучи императором, он выступал публично перед народом почти тысячу раз в гладиаторских боях, как это будет указано в его жизнеописании».

С гладиаторов и рыбаков императрица переключилась на актеров. Но то были только цветочки.

Ситуацию в стране сильно осложнило то, что Фаустина в один прекрасный день стала выбирать себе в любовники представителей высшей аристократии. А как известно, где знать — там интриги. Для начала развратница вступила в связь с таким же распутным, как она сама, Луцием Вером. И это при том, что тот был женат на ее дочери!

Кровожадная супруга

Дальше — больше. Фаустина почему-то считала мужа слабым правителем: женщину, видимо, смущала его, с ее точки зрения, недостаточная кровожадность. По наущению императрицы ее любовник и по совместительству наместник в Сирии Авидий Кассий поднял восстание и объявил себя императором. Момент Фаустина выбрала, как ей казалось, удачный: Марк Аврелий, с детства не отличавшийся крепким здоровьем, заболел в очередной раз. Но супруг выкарабкался, и Фаустина пришла в полный ужас от содеянного. Она страшно испугалась, что Авидий Кассий расскажет всем о своих разговорах с ней. И императрица стала забрасывать мужа письмами, в которых умоляла его казнить опасного бунтовщика. Вот что писала кровожадная женщина: «…Но я убедительно прошу тебя, если ты любишь своих детей, самым суровым образом расправиться с этими повстанцами. И полководцы, и воины привыкли действовать преступно, если их не подавить, то они сами будут подавлять…

Ведь нельзя назвать любящим того императора, который не думает о своей жене и детях. Ты видишь сам, в каком возрасте наш Коммод… Подумай, как поступить с Кассием и его сообщниками. Не давай пощады людям, которые не пощадили тебя и не пощадили бы меня и наших детей, если бы победили…»

И Фаустина, надо сказать, добилась своего: голову Кассия принесли Марку Аврелию в качестве трофея. Император не обрадовался: безумно любя свою жену, правитель оставался умным человеком. Он не мог не понимать, что правитель Сирии пал жертвой циничных интриг.

«Рассуждения о самом себе»

Тем не менее в своей книге «Рассуждения о самом себе» император тепло отзывается о спутнице своей жизни и делится с читателями взглядами на жизнь: «Любить только то, что тебе выпало и отмерено. Что уместнее этого?.. Когда тебя задевает чье-нибудь бесстыдство, спрашивай себя сразу: а могут бесстыдные не быть в мире? Не могут. Тогда не требуй невозможного. Этот — один из тех бесстыдных, которые должны быть в мире».

Фаустину возбуждал сам вид крови — она сопровождала Марка Аврелия во всех летних военных походах. Соратники императора воротили нос от жестокой и ненасытной во всех смыслах императрицы. А умиленный правитель именовал супругу не иначе как «матерью лагерей». Во время одного из таких походов Фаустина скончалась от непонятной болезни. Случилось это в 176 году.

Марк Аврелий безутешно оплакивал жену. Сенат под воздействием императора объявил Фаустину божественной. В ее честь основали нечто вроде ордена «фаустинианских девочек». В местечке, где скончалась его жена, правитель воздвиг храм ее имени.

Все эти почести заставили римлян только плечами пожимать. В подлинный траур страна впала четыре года спустя, когда от чумы скончался Марк Аврелий.

Вот как описывает эти дни греческий историк Геродиан: «После кончины Марка, когда молва о ней распространилась, все бывшее там войско, а равно и масса простого народа были охвачены скорбью, и не было никого из подвластных Риму людей, кто бы без слез услышал такую весть; все как бы в один голос громко называли его: один — превосходным отцом, другие — добрым государем, третьи — замечательным полководцем, иные — воздержанным и скромным властителем, и никто не ошибался».

После его смерти среди вещей были обнаружены записи, которые император вел в своих походах. Позже они будут изданы под названиями «Наедине с собой» и «К самому себе». Можно предположить, что рукописи не предназначались для публикации, ведь автор действительно обращался к себе, предаваясь наслаждению размышлениями и давая уму полную свободу. Но пустые мудрствования ему были не свойственны. Все размышления императора касались реальной жизни.

На смену Марку Аврелию пришел жестокий и ничтожный его сын Коммод, который стал для Рима вторым Нероном. Он не вошел в историю империи как очередной «хороший император». На глупом и распутном Коммоде закончилась некогда блестящая династия Антонинов.

Мария КОНЮКОВА

Просмотрено: 195

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.