Крестоносцы и крестовые походы. Крестовые походы Шестой крестовый поход годы

Который не исполнил обета идти на освобождение Святой Земли, данного им на своей коронации в Ахене (1215 г.) и откладывал выступление туда с года на год. Однако Фридрих принял титул короля иерусалимского (хотя действительный король, Иоанн, был его тестем) и немедленно отправил в Палестину епископа Амальери для принятия присяги от иерусалимских баронов.

В 1227 г. огромная масса крестоносцев (из одной Англии около 60 тысяч человек) собралась на юге Италии, в Апулии, чтобы выступить в Шестой Крестовый поход. Крестоносцы ждали лишь императора. Скопление столь значительного числа людей, большей частью непривычных к жаркому климату, повлекло за собою страшное развитие чумы, от которой весьма многие погибли, а другие бежали домой. Вследствие этого, Фридрих, прибыв в августе 1227 г. в Бриндизи, нашел крестоносное войско уже значительно ослабленным. Крестоносцы были немедленно посажены на суда и отплыли, а за ними 8 сентября тронулся и император, но через 6 суток он снова вернулся в гавань Бриндизи. В немедленно отправленном папе донесении Фридрих объяснил свое возвращение болезнью и противными ветрами. Но папа Григорий IX , крайне рассерженный и не веривший в действительность болезни императора, 17 ноября 1227 г. публично отлучил его от церкви.

Император, однако, обратил на это отлучение очень мало внимания. Он не оставил своего намерения отправиться в Святую Землю, тем более, что тогдашняя политическая обстановка на Востоке весьма благоприятствовала делу освобождения Гроба Господня. Сыновья султана Мелик-Адиля, незадолго до этого сплотившиеся ввиду опасности, грозившей Египту, теперь снова стали враждовать между собою. Один из них, египетский султан Мелик-Камиль, обратился даже к Фридриху, прося у него помощи против своих братьев и обещая за это Иерусалим. Большая часть прежних крестоносцев уже рассеялась. Фридриху II пришлось искать новых, а этому всячески противодействовал Григорий IX, ясно доказывая тем, что он свои личные интересы ставил выше святого дела освобождения Гроба Господня. Вследствие этого Фридрих, при всей своей энергии, мог собрать весьма незначительное число крестоносцев, с которыми и отплыл в Шестой Крестовый поход на 40 галерах в августе 1228 г. из Бриндизи.

7 сентября 1228 г. Фридрих прибыл в гавань Акры и был торжественно встречен патриархом и народом. Но вслед за ним приехали в Палестину посланцы от папы и обнародовали тяготевшее над императором отлучение. Тогда духовенство и вообще палестинское население стало относиться к императору враждебно. Узнав о прибытии Фридриха, султан Мелик-Камиль отправил к нему послов с богатыми подарками и сам направился с армией в Палестину, имея целью захватить Дамаск, владетель которого только что умер. Император немедленно вступил с Камилем в переговоры об уступке христианам Иерусалима. Но переговоры шли не так успешно, как можно было ожидать: Камиль, видимо, испугался возможности слишком тесного вмешательства германского императора в дела Востока.

Фридрих II и султан Камиль. Миниатюра XIV века

Тогда Фридрих, желая скрыть затянувшиеся переговоры (это могло скомпрометировать его в глазах христиан), одобрил намерение крестоносцев укрепить бывшие в их руках города, а также овладеть городом Яффой (Иоппией), весьма важным, как ближайший к Иерусалиму порт. Захват Яффы тем более входил в планы императора, что обладание этим городом приближало его к египетскому султану, с которым он вел переговоры. Но, но причине тяготевшего над Фридрихом отлучения, иерусалимские рыцари (тамплиеры и иоанниты ) согласились идти с императором лишь при условии, что все приказания будут исходить не от имени Фридриха, а во имя Бога и святой церкви. Так как император не согласился на это, ему пришлось двинуться к Яффе лишь с 10 тысячами пехоты (силы, неудовлетворительные и по числу и по составу: отсутствие конницы при противнике, богатом ею). К чести рыцарей, сознание долга и важности дела пересилило в них желание служить интересам папы: они последовали за Фридрихом на некотором расстоянии, так что при необходимости всегда могли поддержать его. Скоро и император, не желая рисковать разделением сил, уступил требованию рыцарей .

15 ноября 1228 г. крестоносцы заняли Яффу и приступили к укреплению этого города. При выступлении к Яффе, участники Шестого Крестового похода взяли с собою продовольствия только на время похода до неё. Остальные припасы они рассчитывали подвезти позднее морем уже во взятый город. Это было крайне неосторожно: Яффы они могли и не взять, тогда не хватило бы продовольствия на обратный путь; кроме того, море, завися от погоды, – крайне неверная коммуникационная линия. И действительно, сильная буря задержала в море флот, везший продовольствие, вследствие чего крестоносцы Шестого похода стали терпеть крайнюю нужду, приписывая свои невзгоды решению следовать за отлученным императором. Многие думали даже оставить ряды армии, но к счастью вскоре ветер стих, и ожидаемый транспорт в Яффу прибыл.

Тем временем переговоры с султаном продолжались. Обе стороны желали мира: император – по причине вражды к нему палестинских христиан (был даже заговор против его жизни) и слухов о нападении войск папы на его европейские владения; Камиль – в виду угрожающего положения, принятого армией нового дамасского султана. Поэтому 18 февраля 1229 г. было заключено перемирие на 10 лет, по которому христиане получили Иерусалим и прочие святые места. Договор этот, несмотря на то, что им без кровопролития достигалась цель Шестого Крестового похода, возмутил всех, и особенно иерусалимского патриарха, без ведома которого он состоялся. Патриарх запретил богослужение в Иерусалиме на время пребывания в нем императора и этим еще увеличил раздоры между христианами.

Королевство Иерусалимское (обозначено жёлтым цветом) после договора 1229

Между тем единство последних было весьма необходимо. Дамасский султан Давид не признал уступки Иерусалима, и важно было воспользоваться раздорами между сарацинами, чтоб окончательно укрепить за собою Святую Землю. Несмотря на непризнание договора, император 17 марта 1229 г. вступил в Иерусалим, где, ввиду отказа патриарха, сам возложил на себя иерусалимскую корону. Возросшая враждебность палестинских христиан к Фридриху заставила его через два дня вернуться в Яффу, но он и здесь был встречен недовольством. Озлобленный император стал жестоко преследовать неприязненное ему духовенство. Вскоре вести из Европы о нападении папы на владения Фридриха заставили его 1 мая 1229 г. отправиться на родину. Отъезжая, он не принял мер для упрочения святых мест за христианами. Этим и окончился Шестой Крестовый поход. Отъезд Фридриха, пользовавшегося большим влиянием на сарацин, благодаря своим хорошим отношениям к султану Камилю, заметно ослабил положение христианской колонии в Святой Земле, которое ухудшалось еще и постоянными раздорами между рыцарскими орденами и императорским наместником.

Шестой Крестовый поход, замечательный по отсутствию боевых столкновений между враждующими сторонами, совершенно незаметен в военном отношении. Гораздо интереснее этот походсо стороны политики: он показал её значение на войне и важность личных отношений между главными вождями (плохие отношения императора и папы вредили делу; хорошие же между императором и султаном, напротив, помогали). Еще важнее то, что Шестой Крестовый походрельефно охарактеризовал отношения между властями папской и императорской. Первая явно склонялась к упадку: даже отлучение от церкви не лишило императора возможности отправиться на Восток. Ещё одним очевидным выводом из событий этого похода стало охлаждение Европы к идее Крестовых походов.

Это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себяпилигримами , а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов : европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь , прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

История и последствия крестовых походов

Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций . Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением .

Во время IV Крестового похода был захвачен и варварски разграблен Константинополь. На месте Византии в 1204 г. была основана Латинская империя, но она была недолговечной. В 1261 г. она перестала существовать и Константинополь снова стал столицей Византии.

Наиболее чудовищной страницей Крестовых походов был поход детей , состоявшийся около 1212-1213 гг. В это время начала распространяться идея о том, что Гроб Господень может быть освобожден только невинными детскими руками. Из всех государств Европы к побережью устремились толпы мальчиков и девочек в возрасте 12 лет и старше. Многие дети погибали в пути. Оставшиеся добрались до Генуи и Марселя. Плана дальнейшего продвижения у них не было. Они предполагали, что смогут пройти по воде «аки по суху», а взрослые, которые занимались пропагандой этого похода, не позаботились о переправе. Те, кто пришел в Геную, разбрелись или погибли. Судьба марсельского отряда была более трагичной. Купцы-авантюристы Феррей и Порк согласились «ради спасения души» перевезти крестоносцев в Африку и отплыли с ними на семи кораблях. Шторм потопил два судна вместе со всеми пассажирами, остальных высадили в Александрии, где и продали в рабство.

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др. В XII-XV вв. организуются Крестовые походы против ересей в католических государствах.

Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

Иерусалим был возвращен христианам, но оставался без укреплений. Ему постоянно приходилось опасаться нападений мусульман. Обитатели Святой земли жили в беспрерывной тревоге, никто больше не осмеливался посещать Святые места. Более 10.000 пилигримов были умерщвлены в Иудейских горах.

На соборе, созванном папою в Спалато, вновь послышались стоны Сиона. Собор этот, на котором присутствовал Фридрих II с патриархами Константинопольским и Иерусалимским, постановил продолжать войну с неверными и идти на помощь христианским колониям на Востоке.

В ожидании, пока соберутся армии, папа послал за море нескольких миссионеров — сражаться мечом слова с учителями и последователями ислама. В то же время Григорий обратился с посланиями к халифу Багдадскому, к султанам Каирскому и Дамасскому и ко многим мусульманским князьям, убеждая их принять христианскую веру или, по крайней мере, покровительствовать христианам.

Такой способ борьбы с исламом был нечто новое в священных войнах. Мысль о нем явилась во время борьбы с альбигойцами и северными язычниками, где миссионеры почти всегда предшествовали воинам Креста.

Монахам Доминиканского и Францисканского орденов было поручено проповедовать священную войну всему христианскому миру, их уполномочили не только раздавать кресты пилигримам, но и освобождать от пилигримства тех, кто обязывался доставлять содержание крестоносцам.

Везде духовенство встречало монахов в процессии, с хоругвями и самыми лучшими церковными украшениями. Присутствующим на их проповедях выдавались индульгенции, действие которых простиралось на несколько дней, именем святого престола они требовали, чтобы каждый верующий вносил еженедельную подать на расходы для Крестового похода. Они имели в своем распоряжении духовные сокровища для всех, кто служил священному предприятию, и проклятия тем, кто изменял делу Господа Бога или оставался равнодушным к нему.

Однако все средства, увещания папы, имя Иерусалима, так могущественно действовавшие в прежние времена, не могли больше возбуждать энтузиазм народов, и дело этого Крестового похода не двинулось бы дальше напрасного проповедования, если бы нескольким знатным вассалам королевства Французского, восставшим против королевской власти и побежденным ею, не пришла мысль искупить посредством священной войны преступления междоусобной войны.

Тибо, граф Шампаньский, и король Наваррский, герцог Бретонский, Петр Моклерк приняли крест. По их примеру графы Барский, Форезский, Маконский, де Жуаньи, Неверский, Амальрик, сын Симона Монфорского, Андрей Витрейский, Готфрид Ансениский, множество баронов и знатных владетелей дали клятву отправиться на войну в Азии.

Тогда созван был в Type собор — не для возбуждения усердия верующих, но для обсуждения различных вопросов, касающихся этого Крестового похода. В прежних экспедициях в ряды воинов Иисуса Христа становились и воры, и разбойники, и такое чудо служило как бы в назидание всем верующим. Теперь мнения изменились, и собор, чтобы не вводить в соблазн рыцарей Креста, был принужден постановить, чтобы великие преступники не были принимаемы в армию пилигримов. По причине дурного обхождения с иудеями Турский собор оградил их жизнь и имущество особенным покровительством церкви.

Когда новые крестоносцы готовились к отправлению в Палестину, константинопольские франки, доведенные до последней крайности, явились на Запад просить о немедленной помощи. Эта латинская империя, основанная таким славным образом, ограничивалась теперь пределами одной столицы, постоянно угрожаемой болгарами и никейскими греками.

Иоанн Бриеннский, которому судьба, по-видимому, назначила в удел поддерживать всякое разрушающееся величие, был призван спасать Латинскую Империю, как прежде того он был призван спасти Иерусалим, но он не мог победами своими утвердить поколебленный трон.

Процарствовав четыре года над остатками империи Константина, он скончался на 89-м году жизни, в смиренном облачении монаха Францисканского ордена. Из императорской фамилии Куртнеев оставался теперь только один принц, который ездил по Европе, обращаясь к милосердию государей и народов.

Папа, стремясь исправить положение Балдуина II, предложил крестоносцам, готовым к отъезду в Святую землю, помочь своим братьям в Константинополе. «Греция, — говорил им Григорий, — была путем в Иерусалим».

Крестоносцы колебались между Константинополем и Иерусалимом и, удерживаемые то папою, то Фридрихом, долго заставили ждать восточных христиан обещанной им помощи. В довершение несчастия, вспыхнула новая ссора между Григорием IX и германским императором.

Пререкания между папским престолом и империей дошли до крайности. Для императорской партии церковь не имела больше ничего священного. Папа проповедовал Крестовый поход против своего грозного соперника и предлагал императорскую корону тому, кто будет в состоянии свергнуть его с престола. Фридрих выступил тогда против папы с оружием в руках и явился во главе армии в самую столицу христианского мира.

Военные действия в Святой земле

Среди общего смятения и уныния не слышны были более вопли и мольбы христианских колоний на Востоке. По окончании срока перемирия, заключенного с Фридрихом, мусульмане возвратились в Иерусалим, оставшийся без защиты.

Птолемаида и христианские города не имели более сообщения с Европой, от которой они ожидали спасения. Между всеми флотами в Средиземном море шла война — одни сражались за папу, другие за императора. Тибо и его спутники едва могли найти суда для переезда в Сирию и одни выехали из Марселя, другие — из разных итальянских портов.

Прибыв в Палестину, они нашли эту страну раздираемой несогласиями: одна партия действовала в пользу германского императора, другая стояла за короля Кипрского, и не имелось никакой власти, которая могла бы управлять силами Крестового похода. Толпа пилигримов не была связана никаким общим интересом, который мог бы надолго удержать ее под одними и теми же знаменами, каждый из вождей избирал своих врагов и вел войну за свой собственный счет и от своего имени.

Герцог Бретонский со своими рыцарями произвел нападение на дамасские владения и возвратился со множеством буйволов, баранов и верблюдов. При виде такой богатой добычи пробудилась зависть в других крестоносцах, и они отправились грабить плодородные газские земли. Самые пылкие (или жадные?) из крестоносцев вырвались далеко вперед и столкнулись с мусульманской армией и, в последовавшем сражении почти полностью погибли.

После этого поражения ни один из князей-крестоносцев не осмеливался вступать в новые битвы, в христианской армии слышались только жалобы и ропот на бедствия Крестового похода.

Папский легат и духовенство обличали в своих проповедях завистливый и высокомерный дух вождей и не переставали молить Господа Иисуса Христа, чтобы Он пробудил в них усердие к Кресту и энтузиазм к священной войне.

Праздность породила пороки и раздоры, которые заставляли отчаиваться в исходе этой экспедиции. К счастью для христианских колоний, между мусульманами также происходили раздоры, и они не производили нападений на владения франков. Князья и бароны, просидев несколько месяцев в своих палатках, думали теперь только о возвращении в отечество; они вступили в отдельные переговоры с сарацинами и заключили мир таким же способом, каким они вели войну.

Одни из них заключили договор с султаном Дамасским, другие — с султаном Египетским. Посредством этих переговоров они снова приобрели в свое владение Святые места. Но освобождение Иерусалима, который столько раз был завоеван и никогда не мог быть сохранен, верующие не приняли с прежним восторгом.

Граф Шампаньский, герцоги Бретонский и Бургундский были заменены Ричардом Корнуэллским, братом Генриха III и племянником Ричарда Львиное Сердце. Последний оказался не счастливее тех, кто ему предшествовал — все, что ему удалось приобрести посредством своей экспедиции, была только возможность предать погребению тела крестоносцев, павших в сражении при Газе.

Окончание последнего «большого» крестового похода

Таковы последние события Шестого Крестового похода, последнего великого похода запада против Востока. Конечно, крестовые походы продолжались и после, был ещё седьмой и даже восьмой, о которых речь пойдет далее, но… «крестовыми» их можно назвать с большой натяжкой, а по масштабам — и того более. Эпоха великих походов подходила к концу, а вместе с ними, подходил к концу целый мир, мир старой Европы.

Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе
Выложил — Мэлфис К.

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Шестой крестовый поход стал последней удачной акцией крестоносцев на Востоке. В ходе дипломатических переговоров был вновь взят Иерусалим (1229 г.). Но спустя 15 лет город был отвоеван мусульманами, на этот раз навсегда.

Подготовка Шестого крестового похода

Главным виновником неудачи Пятого крестового похода папа Римский Гонорий III объявил германского императора Фридриха II, который так и не принял в нем участие.

Рис. 1. Император Фридрих II.

В марте 1227 г. Гонорий III умер. Новым папой стал Григорий IX, который жестко потребовал от Фридриха II исполнения святого обета.

Германский император подчинился и в августе 1227 г. вместе с армией вышел в море. В пути Фридрих II опасно заболел и сделал остановку для лечения. Григорий IX посчитал это обманом и отлучил императора от церкви, что запрещало ему принимать участие в крестовом походе.

Ход Шестого крестового похода

Фридрих II проигнорировал свое отлучение. Летом 1228 г. он выступил в Шестой крестовый поход. В ответ Григорий IX вторично отлучил Фридриха II от церкви.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разгневанный папа Римский называл Фридриха II пиратом и “служителем Магомета”.

После короткой остановки на Кипре крестоносцы прибыли в Акру. Местная знать не поддержала отлученного императора и не предоставила военной помощи. С этого времени основные события Шестого крестового похода разворачивались в области дипломатии.

Рис. 2. Корабль у берегов Святой Земли. Фреска, XII в..

Среди мусульман также не было единства.
Державу Айюбидов делили между собой три брата:

  • аль-Камил Египетский;
  • ан-Насир Дауд Сирийский;
  • аль-Ашраф Джазирский.

Султан аль-Камил еще в 1226 г. направлял послов к Фридриху II с просьбой о помощи и предложением выгодных условий. Прибыв в Палестину, германский император продолжил переговоры и одновременно создавал плацдарм для наступления на Иерусалим. На владения аль-Камила готовил нападение хорзмшах Джелал ад-Дин, поэтому султан поспешил заключить мирное соглашение.

Завершающей датой Шестого крестового похода стало 18 февраля 1229 г. Между египетским султаном и германский императором был подписан мирный договор на 10 лет.

Главные положения договора:

  • христиане получают Иерусалим, Вифлеем, Назарет, узкий коридор между Яффой и Иерусалимом, а также Сидон;
  • В Иерусалиме под управлением мусульман остается Храмовая гора с двумя мечетями;
  • христиане могли восстановить разрушенные стены Иерусалима;
  • все пленные освобождались без выкупа;
  • Фридрих II гарантировал султану поддержку против всех врагов;
  • заключались выгодные торговые соглашения.

Рис. 3. Император Фридрих II в короне короля Иерусалима.

Значение и результат Шестого крестового похода

Захват Иерусалима мирным путем стал уникальным случаем в средневековой дипломатии. Фридрих II доказал, что с мусульманами можно договориться. Авторитет германского императора в христианском мире значительно повысился.

В 1230 г. папа Римский снял отлучение с Фридриха II и утвердил мирный договор с султаном.

После отъезда Фридриха II в Европу в Иерусалимском королевстве началась гражданская война между местными феодалами. Королевство представляло собой разбросанные города и замки, не имеющие общей границы. Поэтому вскоре мусульмане вновь овладели Священным городом.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.