Кл час международный день памяти жертв фашизма. Сценарий классного часа «Что такое фашизм? Классный час «Молодёжь против фашизма»

Сценарий Урока мужества

1 ведущий: 9 ноября мир отметил Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.

Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года (78 лет назад) на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия по отношению к евреям.

2 ведущий: За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечины, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Были сожжены и разгромлены синагоги, сотни жилых домов и 7,5 тысяч торговых и коммерческих предприятий. Массовый еврейский погром, получивший позднее название «Хрустальной ночи» или «Ночи разбитых витрин» положил начало Холокосту - массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели 6 млн. евреев.

Чтец 1: Красивое название, страшные дела:

Убила сотни жизней « Ночь из хрусталя».

Смерти отражались в осколках из витрин,

От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась

Осенней ночью смертная жатва началась.

Гибель тех невинных не будет прощена,

Чтоб не повторилось это никогда,

Чтоб не возродился фашизм из никуда,

Годовщину скорбную каждый должен знать,

День против фашизма наступил опять.

Чтец 2: Человек родился, он просто человек,

Русский или немец, еврей или узбек,

У каждого есть мама, каждый хочет жить,

Работать и учиться, растить детей, шутить.

Это невозможно там, где есть фашизм,

Где кто-то разжигает злобу и расизм.

Где страшно быть не тем и не таким,

Где всем знакомо слово «антисемитизм».

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,

Настоящих поводов для ненависти нет.

Вспомним смерть замученных в начале ноября.

Не должны мучения позабыться зря.

Ведущий 1: Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ»

Холокост - слово из греческого языка, означающее «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей...

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ?

Ведущий 2 : В 1933 году Адольф Гитлер Лидер национал -социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою компанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом - евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подверглись цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.

Ведущий 1: Холокост - унес жизни 6 миллионов евреев, 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ведущий 2 : Во время Второй мировой войны немецко - фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ведущий 1: Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ведущий 2 : Лагерь Майданек был создан в августе - сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.

В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ведущий 1 : Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.

Ведущий 2: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.

Просмотр видео

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть своей завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства и зверств.

Но мы в памяти оставим

Имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

Страшные кровавые слова.

Ведущий 1: Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ведущий 2 : Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концлагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12 - ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ведущий 1 : Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Ведущий 2: Дети воины. Дети у которых украли детство… После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Ученица читает письмо Кати Сусаниной (сценка)

Ведущий 1: В 1945 г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концлагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступления против человечества. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Ответы детей

Ведущий 2 : Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобные зверства не повторились против какого - либо народа на Земле. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним - мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.

Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь - пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

Классный час.

Тема: « День памяти жертв фашизма»

Цели: дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях; формировать активную жизненную позицию; воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму; способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация «Мы против фашизма», цветные карандаши, альбомные листы для создания иллюстраций, рисунков.

Основные понятия : фашизм, концлагеря, узники, геноцид.

Ход урока.

I . Организационный момент слайд 1

II . Самоопределение к деятельности.

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте определить, о каком событии в нём говорится.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

(Великая Отечественная война 1941-1945гг.)

Верно. В нашем «Календаре памятных дат» сегодня появятся новые страницы, которые мы с вами создадим сами, и будут они посвящены Дню памяти жертв фашизма слайд 1(по щелчку)

III . Работа по теме урока.

1. Определение понятий: фашизм, жертвы.

Ребята, кто из вас может сказать, что такое фашизм? (Высказывания учащихся)

Послушайте определение данному понятию, сравните его с вашими предположениями. Слайд 2

Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат

От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Кого можно назвать жертвой фашизма? (тех, кто пострадал от фашизма)

2. Узники концлагерей слайды 3- 7

Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф

Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех : заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.

3. День памяти жертв фашизма.

День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре 1962 , так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Больше половины лет назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

IV . Практическая часть.

А теперь предлагаю вам перейти к творческой части нашего урока – оформлению листов календаря. Сегодня тема нашего творчества звучит так «Мы против фашизма»

(творческая работа проводится в группах. Каждая группа создает свои рисунки на заданную тему)

V . Рефлексия.

Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Какие чувства вы испытывали на протяжении всего урока?

Какие даты навечно останутся в памяти миллионов людей, ныне живущих и тех, кто придёт после нас?

Ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Разработка

классного часа

«МЫ ПРОТИВ ФАШИЗМА»

3 класс

Разработала и провела

классный руководитель

Ю. А. Смолина

2016 год

Что такое фашизм?
(Сценарий классного часа для школьников 10 – 13 лет
с электронной презентацией.)

Слайды 1 – 3.
У: — Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды. Слышали ли вы о них? Плохое или хорошее? Кто из вас хотел бы стать скинхедом? Почему?

Слайд 4.
У: — А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.

Слайд 5.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например, людей другой национальности.
«У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» — Такая памятка была у каждого немецкого солдата.

Слайды 6 – 10.
У: — А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Слайд 11.
Рассказ о Хатыни ведут двое учеников.

1 уч. Хатынь — одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

2 уч. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни - взрослые, старики, женщины, дети - были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей - так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

1 уч. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
2 уч. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Слайд 12.
У: — Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.
Ученик 1. Вот надпись на одной из мемориальных плит:

Слайд 19.
Ученик 3. Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды — теперь ее можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит…
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

Ученик 4. Этот ад продолжался 900 дней и ночей. Ленинград выстоял. Фашисты так и не вошли в город, как задумывали. Но какой ценой далась эта победа! К концу блокады в многомиллионном городе осталось всего лишь 560 тысяч жителей.

У: — Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек.

Слайды 21 – 27.
(Ученики рассказывают о лагерях смерти, на экране идет смена кадров. После рассказа звучит 1 куплет песни «Бухенвальдский набат»)

5 уч. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вот 5 основных лагерей смерти.

6 уч 1.ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж.За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

5 уч 2.БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было уничтожено 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

6 уч 3.ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек; замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 в Дахау открыт памятник погибшим.

5 уч 4.МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941-44; истреблено около 1,5 млн. человек.

6 уч 5.ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке — символическое кладбище (1964), в центре монумент.

У: — Перед вами портрет польского учителя и писателя Януша Корчака, а на другом снимке памятник, на котором изображен Януш Корчак в окружении детей. Он был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты.
Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

У: — Прошло 65 лет со дня Победы, но фашизм вновь поднимает голову. Тысячи молодых людей присоединяются к скинхедам, избивают людей другой национальности. А что скажете вы?

Слайд 30. Скажем фашизму НЕТ!

Краснодарский край, г. Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Урок мужества

«Международный день борьбы с фашизмом».

Подготовила:

Классный руководитель 1 «Г» класса

Литвинова Елена Петровна .

2017

Цель: Сформировать у обучающихся представление о фашизме

Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.

2. Содействовать формированию толерантности и профилактики

межнациональной розни и нетерпимости.

3. Содействовать формированию чувства милосердия.

Оборудование:

Учитель: 9 ноября, мир отметит Международный день борьбы против фашизма. Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям. За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечены, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Массовый еврейский погром, получивший название «Хрустальной ночи» или же «Ночи разбитых витрин». Это положило начало массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели около 6 млн. евреев. Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот вопрос.

Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом.

Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? ( ученик читает стих )

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

Фашизм возник задолго до начала Второй мировой войны. Нет страны, которая выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Нет страшнее идеологии чем та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. (Ученик выступает с докладом о фашистской идеологии )

Фашизм - это такая идеология, когда один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать его рабом. Фашисты превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Как низшую расу нацисты рассматривали евреев, поляков, русских и других славян, которых необходимо покорить. Они стремились уничтожать тех, кто не похож на них, это люди другой национальности, другого цвета кожи. У фашистов нет сердца, нервов. Они уничтожали в себе жалость и сочувствие. Фашисты не останавливались, если перед ними оказывались старики или женщины, девочки или мальчики! Убивай всех! От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Фашисты пытались превратить людей в рабов.

Учитель. Идеология нацизма принесла крах и тем кто её создал, и всем ее последователям.

Итак, кто же из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (фото выставка)

Учитель. Во время войны в Германии и на оккупированных (захваченных) Германией территориях были построены концлагеря. Это самое немыслимое и страшное из зверств фашизма. Лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. Фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами в лагерях проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Истребление продолжалось до самой капитуляции Германии в 1945году.

Ученик выступает с докладом о лагерях смерти.

Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек. Наибольшие потери понес Советский Союз. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 - 20 часов в сутки, обессиленных, больных сжигали заживо в печах крематория, расстреливали, душили в газовых камерах. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов. Вот 5 основных лагерей смерти.

1 ученик: На юге Польши под городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Сбежать оттуда было невозможно, потому что вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. В Освенциме было истреблено более 4 миллионов людей. Если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а : заключенных из его блока убивали. Это одно из самых страшных мест на земле.

Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать гигиену без мыла и воды было невозможно. Только изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой.

27.01.1945 узники лагеря смерти освобождены Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

2 ученик: БУХЕНВАЛЬД переводится как «буковый лес». Но с конца 1937 года это немецко-фашистский концлагерь. В лагере находились помещения для пыток и камеры для расстрелов. Мучениям здесь подверглись 240 тыс. человек из 32 стран. Более 56тыс. из них нашли здесь свою смерть. Умирало каждый день по 100 человек. На людях проводили эксперименты: травили горчичным газом, вызывающим ожоги на коже, поили ядами, заражали малярией. Заключенные подвергались очень жестоким пыткам: их клеймили раскалённым железом, били плёткой, в которую вставлялись острия лезвий, с людей снимали заживо кожу. На территории лагеря был создан зоопарк, в котором были 2 гималайские медведицы, в клетку к ним бросали ослабевших и обессиленных пленных.

В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

3 ученик: ДАХАУ , 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек из 24 стран, зверски замучены или убиты около 70 тыс. человек. 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. 28 апреля 1945 года заключенные подняли восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.

В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

4 ученик: МАЙДАНЕК, фашистский концлагерь вблизи г. Люблин в Польше. С 1941 по 1944 год в лагере было истреблено около 1,5 млн. человек. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» - лагерь…» Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

5 ученик: ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке 1 замученно около 10 тыс. человек, в Треблинке 2 погибло около 800 тыс. человек в газовых камерах (преимущественно евреи из 11 стран – Польши, СССР, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Греции, Югославии, Македонии ). Самых здоровых из прибывших отбирали в рабочие команды, они несколько дней или даже недель использовались на разных работах – в том числе при выгрузке трупов из газовых камер, при чистке-мытье вагонов и т.п. 2 августа 1943 года в лагере вспыхнуло вооруженное восстание, организованное членами рабочих команд. Восставшие убили более десятка охранников и эсэсовцев, подожгли некоторые строения. Из 840 восставших 200 человек вырвались из лагеря, но большинство были позже пойманы и убиты, уцелели несколько десятков.

Учитель. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся своей родиной, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – это многонациональная страна, и в этом наша сила. Нам Россиянам чужды захватнические идеи.

Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед

Нам этот день - за многое награда

Война окончена. Фашизма в мире нет.

Во славу павших радоваться надо.

Учитель. Сейчас мы по участвуем в Международном дне борьбы против фашизма. Каждый из вас получит бумажного человечка - ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.

А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Учитель. Дорогие ребята, давайте же не будем забывать о горестных событиях, которые были в истории нашей страны и всего мира. Будем всегда гордиться великой и не победимой родиной, мощью и величием нашей великой страны - нашей Россией.

«Живёт Победа в поколеньях»

Цель: - информировать учащихся о направленности фашистских концлагерей, о трагической доли узников концлагерей;

Пробудитьуважительное отношение к исторической памяти своего народа.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

Повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

Познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями.

Ход урока

11 апреля во всем мире отмечается памятная дата - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей (International Day of Fascist Concentration Camps Prisoners Liberation). Она установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года. Концлагеря - это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях. 22 марта 1933 года в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в нацистской Германии, а в последующие годы фашисты создали огромную сеть этих лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли. Одна из страшных фотографий, сделанных американцами в Бухенвальде (Фото: wikipedia.org) За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли более 20 миллионов человек из 30 стран мира, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза. Примерно 12 миллионов человек так и не дожили до освобождения, среди них - около 2 миллионов детей. 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда (Buchenwald) подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения. На Нюрнбергском процессе в 1946 году международный трибунал признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества. И сегодня, 11 апреля, во многих странах проходят различные памятные мероприятия, встречи бывших узников, поминовение погибших, поклонение их памяти, возложение цветов к могилам и местам захоронения жертв фашизма.
Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» и колючая проволока сохранились до сих пор. Теперь это вход в Музей памяти Бухенвальда. На сотнях квадратных метров всего несколько построек. Санчасть, где нацисты проводили эксперименты над заключенными, сторожевые вышки, оружейная мастерская и крематорий - вот все, что осталось от лагеря смерти. На месте бараков, где жили тысячи узников, теперь поле и камни с номерами: блок 3, блок 5, блок 17. Концентрационные лагеря - это место, где массовое убийство было поставлено на конвейер.

В этот день мы обязаны помнить еще об одной из трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Тогда, в 1941 году, в нарушение положений Гаагской Конвенции 1907 года об отношении воюющих сторон к детям, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их всё били.

Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были,

Мужчины мучали детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей,

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было.

Мужчины мучали детей.

Предлагаю почтить память жертв фашистских концентрационных лагерей МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ

Прошел 71 год с той страшной поры, когда фашисты напали на нашу страну. Все дальше в вечность уходят роковые сороковые, нанесшие огромную рану человечеству. В достояние истории превращаются события тех лет. Но мир, спасенный, знает, мир живой помнит, он никогда не забудет ту страшную трагедию, выпавшую на долю нашего народа.

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь фальшивыми демократическими лозунгами и мнимой свободой слова, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают им обелиски, уничтожая при этом памятники советским воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

В современной нам Украине, бывшей части Советского Союза, понесшей тяжелые потери в Великой Отечественной войне, подняли голову сторонники идей национализма. Они приняли активное участие в государственном перевороте, в свержении законного правительства. Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. Мы граждане России, должны гордиться своей Родиной, помнить ее историю, чтить традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь и гордость не должна быть связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Для того чтобы противостоять потокам обмана и лжи, текущим с Запада, необходимо знать историю своей страны и своего народа. События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Все они были солдатами и участниками той страшной войны. Вечная память всем, кто непокорённый погиб в жестокой схватке с фашизмом!.. Никакие годы не зарубцуют ран миллионов человеческих сердец... Этого нельзя забыть. И этого нельзя простить!

Молодое поколение должно приумножить славу дедов и прадедов, беречь мир на земле, знать ценности человеческой жизни.

Мирное время - какое счастье, какая радость. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа. И всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.