Календарь природы. Календари природы серия «Окружающий мир «Календарь природы» включает в себя

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Тогда начнём!

2. Актуализация знаний.

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

О чём речь?

О календаре.

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? (Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

3. Работа над темой урока.

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

    Знакомство с понятием «народный календарь» и его устройством

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) календарь - месяцеслов. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка , земля-мать , месяц-молодец , весна-молодица , зима-белолица , осень-водяница . Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...

    Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

    Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла - весь дом одевала», - говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием - пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

    Частушки

    Обсуждение примет дня

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день - запнулся валенком за пень», - говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

    Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины - это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

    Что такое именины?

    Кто обязан праздновать именины?

    Что считалось важнее: день рождения или именины?

    Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо - эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

    Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

Вспомним

  1. Какими календарями пользуются в твоей семье?
  2. Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?
  3. Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели. Стоит только заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах. Да ещё сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о наступающих памятных датах. В дневнике мы записываем; что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представь, что мы очутились в далёком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов... Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе. Они наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день, и надолго вперёд. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

Вот некоторые народные приметы. Вы можете проверить их собственными наблюдениями.

  • Красное небо на закате - к ветру или дождю.
  • Если солнце садится в облака - жди дождя.
  • Ясная луна - к морозу.
  • Шишки хвойных деревьев раскрываются - к сухой погоде.
  • Ласточки низко летают - к дождю.
  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев - к морозу, на нижние ветви - к ветру, на снег - к оттепели.

Дни народного календаря

Вместе с верой вошёл в народную жизнь православный календарь. Каждый день его посвящён памяти важного для верующих людей события или святого человека. Образы святых на иконах были в каждой крестьянской избе. А их имена отразились в названиях дней народного календаря. Эти дни, словно добрые друзья, напоминали земледельцу о делах в будни и о веселье в праздники. Например:

1 сентября - Фёкла-свекольница . В народе говорили про этот день так: «На Фёклу копай свёклу». С этого дня начинали убирать с огородов свёклу.

5 сентября - Луппа-брусничник . К этому времени поспевают клюква и брусника, пора за ними в лес идти. Овёс и лён тоже дозрели, спеши убирать. Отлёт журавлей с Фёклы-свекольницы до Луппы-брусничника предвещает раннюю зиму. Внимательно глядели люди в небо: «Если журавли летят низко, то зима тёплая, если высоко - холодная»; «Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья».

Дни, по которым раньше угадывали погоду на будущее, называются погодоуказателями. Мы будем их отмечать и проверять народные наблюдения, сделанные в Подмосковье и близких к нему землях. Ребята нашей большой страны могут проверять приметы на погоду своего края.

  • Рассмотрите рисунки. К каким приметам они т* относятся? Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

Подумаем!

  • Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему?

Проверим себя

  1. Почему в народе внимательно наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе?
  2. Какие народные приметы погоды ты знаешь?
  3. Как сложился народный календарь?
  4. Какие дни называются погодоуказателями?

Сделаем вывод

Народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы наследники этого богатства. Оно учит нас быть внимательными, чуткими, добрыми и мудрыми. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

Природные часы, календарь, компас Окружающий мир, 2 класс Урок № 5

Что такое природные часы? Что такое календарь? Для чего нужны часы, календарь и компас? Как люди в древности ориентировались, не имея специальных приборов?

Определяем основной вопрос урока Нет, на рисунке изображен вечер, а мальчик смотрит на север. На рисунке изображено утро. Мальчик что-то увидел на юге. Кто прав? Какие возникают вопросы? Тема урока: Природные часы, календарь и компас. Как без часов определить время суток? Как узнать, в каком направлении двигаться?

Совместное открытие знаний Природные часы Какое природное явление легло в основу природных часов? Когда не было часов, люди узнавали время суток по солнцу. Время дня, когда солнце поднимается выше всего, назвали полднем. В полдень тени от предметов самые короткие. Попробуйте определить время суток на рисунках в учебнике стр. 20 На левом рисунке – летний полдень, тень короткая. На правом – летний вечер: тень длинная.

Ориентирование во времени Немного истории Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы. Ещё в Древнем Египте первыми были изобретены солнечные часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек, который в солнечный день отбрасывал тень. В течение дня тень передвигалась. И по её положению люди определяли время дня.

Ориентирование по солнцу Солнце – центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Зимой солнце в полдень (12 часов дня) стоит низко. Предметы отбрасывают длинные тени. Летом солнце поднимается высоко. В полдень предметы отбрасывают короткие тени.

На смену солнечным появились водяные часы, которые были изобретены в Египте. Они показывали время не только днем, но и ночью. Водяные часы представляли собой две емкости, наполненные водой. А вы знаете, что первый будильник на земле тоже был водяным. Скорее это даже был школьный звонок. Его создателем был древнегреческий ученый и философ Платон, который жил за 400 лет до нашей эры. Этим прибором он созывал учеников на свои уроки. Затем появились песочные часы, которые до сих пор используются.

Около 2000 лет назад были изобретены песочные часы, которые дожили до наших дней. Но наиболее удобны механические часы, которыми мы пользуемся сегодня.

А вы знаете, что существуют «живые» часы. В старые времена люди просыпались с призывом петуха. Еще существуют цветочные часы. Люди давно заметили, что цветы раскрываются и закрываются в одно и то же время суток. Например, одуванчики дружно раскрываются в 5 часов утра. А кувшинки можно назвать речными часами. Их до сих пор называют «часами туристов» . Они открывают свои белоснежные лепестки в 7 часов утра и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Совместное открытие знаний Природный календарь Догадайтесь, что означают цифры под рисунком? Как изменяется вид луны за одну неделю? Иногда она бывает месяцем, иногда бывает круглой, а некоторое время её вообще нет на небе. Потом всё повторяется. Месяц растёт Первая неделя Количество дней. Месяц стареет Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя Сколько по времени длится один цикл превращения Луны? Между двумя новолуниями проходит 28 дней – почти месяц. Вот почему второе название луны – месяц. Что можно назвать природным календарём? Природный календарь – Луна.

Ориентирование по Луне Луна – естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Лунный календарь Между двумя новолуниями проходит 28 дней, почти месяц. Это лежит в основе создания лунного календаря.

Совместное открытие знаний Природный компас Капитан ведёт корабль много дней, не видя земли. Как он узнаёт, что движется в нужном направлении? Чтобы ответить на вопрос, прочитайте текст на стр. 22. Капитан ориентируется по солнцу и звездам. Если встать лицом к солнцу в полдень, куда будет падать тень? Где будут располагаться восток и запад? Тень будет падать на север, восток будет слева, запад справа. Как определить время, если известно направление на север? Если север совпадает с тенью, значит это полдень.

Совместное открытие знаний Природный компас Как по Полярной звезде найти стороны света? На север указывает Полярная звезда, сзади будет юг, слева – запад, а справа восток. Что можно назвать природным компасом? Природный компас – Солнце и Полярная звезда. А если на небе будут тучи и днём и ночью. Как узнать направление? ?

Совместное открытие знаний Для определения сторон света используется специальный прибор – компас. Прочитайте о компасе на стр. 23 Найдите стороны света в классе.

Это интересно: кто и когда придумал компас? История компаса… Компас изобрели в Древнем Китае, как и бумагу, зонты и порох. Ещё в Китае 2 тыс. лет назад применяли магнит для указания направления при путешествии в пустынях. Китайский компас имел вид ложки из магнетита, установленной на пластине, на которой были обозначены стран света. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Компас показывал черенком точно на юг. Позже в китайских компасах появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Обычно она была в форме рыбки. Эту рыбку опускали в сосуд с водой, где она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. Затем стрелка компаса стала изготовляться в виде швейной иглы. В начале XIII века «плавающая игла» стала известна европейцам. Компас был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Благодаря компасу испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан. В Европе в в 12 -13 веках использовали магнитную стрелку, укрепленную на пробке и опущенную в сосуд с водой. В 14 веке Флавио Джойя усовершенствовал механизм: стрелку надели на вертикальную шпильку, к ней крепился лёгкий круг, и всё это было помещено в сухую круглую коробку, получившую название «котелок»

Ориентирование – установление своего местоположения, направления, времени движения. Ориентирование Во времени По часам По календарю Солнечному Лунному На местности По солнцу По звёздам По местным признакам По компасу

Это интересно: У многих древних цивилизаций имелись свои календари: Зарубки на столбах Узелки на верёвочках Древние сооружения, например, памятник древней культуры. Стоунхендж

История календаря… Календарь появился тоже еще в древние времена. Наблюдая за небесными светилами, люди определяли благоприятное время для посевов и сбора урожая. И заметили цикличность этих временных периодов. В древние времена каждый народ имел свои календари. Самые известные являются лунные, солнечные календари. Например, наблюдая за луной, люди заметили, что между двумя новолуниями проходит 28 дней - почти месяц. Вот почему второе название луны - месяц. Удивительно, что одним из самых точных считается календарь древних индейцев майя. Согласно расчетам астрономов майя года составляет 364 дней, что почти соответствует современному календарю (365 дней).

Часы – прибор, отсчитывающий время в течение суток. Календарь - 1. Система счёта больших промежутков времени. 2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Компас – прибор для определения стран света (сторон горизонта).

На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришёл старик седой. год Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, четвертый плачет. времена года Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня … луной Рогалик, рогалик, Золотые рожки! Тучке сел на плечи С тучки свесил ножки. месяц Украшал ночную синь Золотистый апельсин. А прошла неделька только, От него осталась долька. луна и месяц Один костер весь мир согревает. солнце Белые цветочки Вечером на небе расцветают, А утром увядают. звёзды С зарёй родился, Чем больше рос, Тем меньше становился день Махнула птица рукавом, Покрыла свет одним пером. ночь Под новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. календарь Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно, каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! часы


Итог урока? Для чего нужны часы и календарь? ? Как без часов можно определить время суток? ? Как пользоваться солнечным календарём? ? Как пользоваться лунным календарём?

Вывод: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справлялся легко? Кому пока было трудновато? Кто или что вам помогло справиться? Кто доволен сегодня своей работой? Кто хотел бы что исправить? Что для этого нужно сделать? Какую бы отметку вы себе поставили?

Детский календарь природы – это пособие для ознакомления ребенка с природными явлениями и циклами, растительным и животным миром. Игра в метеоролога позволяет ребенку внимательнее наблюдать за окружающим миром, замечать детали, помогает полюбить природу.

Календарь природы «Окружающий мир» от издательства «Страна Фантазий» предназначен для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и нацелен на изучение не только погодных явлений. На многочисленных карточках изображены разные животные и растения, играющие дети; есть даже карточки, посвященные значимым праздникам: например, Новый год.

Что входит в набор

  • настенный плакат «Календарь природы» (ламинированный картон, 700х490 мм)
  • 200 тематических карточек
  • магнитные и картонные детали для сборки
  • книга с методическими рекомендациями
  • инструкция по сборке календаря

Как заниматься с детским календарем природы

Игровые поля

На календаре есть несколько зон:

1. Шкала «Температура»
2. Шкала «Дни недели»
3. Шкала «Даты»
4. Поле «Времена года»
5. Поле «Год»
6. Три прозрачных кармашка «Явления неживой природы»
7. Три кармашка «Живая природа»
8. Кармашек «Праздник»
9. Кармашек «Период времени года»

Занятия с каждым полем составят комплексное наблюдение за окружающим миром и дадут ответы на множество детских вопросов.

Несколько полей календаря требуют дополнительной сборки. Для этого в комплекте идут стрелочки, картонные «кнопки» и магниты, а также два шнурочка.

Шнуры красного и белого цвета скрепляем особым способом (схема дана в инструкции) и продеваем в специальные металлические кольца на концах нарисованного термометра. Теперь ваш ребенок сможет выставить правильную температуру, лишь потянув за веревочку.

Поле «Времена года» представляет собой круг, разделенный на 4 сектора. В центре круга есть магнит, к нему нужно прикрепить стрелку (тоже на магните). Эта стрелка укажет не только время года, но и конкретный месяц, обеспечивая полную наглядность при занятии.

По нижнему краю календаря идут шкалы дат и дней недели. Они также оборудованы магнитом – длинной полосой, к которому крепится указатель. Указатель – это яркий кружок с магнитом на обратной стороне. С помощью него ребенок отмечает необходимое число в календаре.

Карточки

Но самое интересное – это, конечно, карточки. Разнообразие картинок в достаточной мере отражает то количество природных явлений и изменений, которое может увидеть ребенок.

Карточки находятся на больших листах, места отреза обозначены пунктиром. С обратной стороны каждой карточки – слово или словосочетание, называющие то, что изображено с лицевой стороны. Например: «стрекоза», «высаживаем рассаду цветов».

Карточки разноформатные, соответствующие своим «окошкам» на календаре.

Каждый день вы вместе с ребенком наблюдаете за окружающим миром, отмечая все привычные и необычные явления. Превратить это в игру можно совершенно по-разному. Например, можно фиксировать на календаре события прошедшего дня. Или провести викторину, вспоминая вчерашний день.

Среди карточек – различные виды растений и животных. Они помогут ребенку узнать много нового.

И, конечно, вы всегда можете дополнить предложенный комплект карточек. Предложите ребенку нарисовать самому то, что его поразило и заинтересовало в процессе наблюдения.

В календаре есть самое «приятное» окошечко – «Праздник». Кроме предложенных карточек («Новый год, «День космонавтики»), в него можно вставлять символы любого праздника, значимого для вашей семьи или для ребенка. Отмечайте на календаре дни рождения, именины, первый день в школе или первый день лета – все, что захочется. Чем больше личного будет отмечать ребенок в календаре, тем охотнее он станет заниматься им.

Благодаря съемным элементам календарь – универсален и прослужит долго, не надоедая ребенку.

Что развивает детский календарь природы

Календарь природы Светланы Вохринцевой – это и результат, и проверка наблюдений ребенка. Раскладывая карточки по окошкам, он учится систематизировать полученную информацию, выделять из нее основные факты. Разнообразные поля на календаре наглядно показывают связь природных явлений и времени года, времени года – и встречающихся животных, растений, а также связь погоды с действиями человека.

Ребенок станет более наблюдательным, любознательным и внимательным. Составляя рассказы о прошедшем дне, он разовьет связную речь, выучит и запомнит новые слова.

Также у вашего юного натуралиста улучшатся память, логическое и образное мышление.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.