Как выглядит демон Баал? Православная богословская энциклопедия Кто такой валл демон история.

Баал - вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов.

История

Первоначально имя Баал было нарицательным обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.), в это время его святилища приурочивались к источникам, лесам и горам.

Титул «Баал» давался князьям и градоначальникам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал, Балтазар, список царей Тира.)

Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя он стал творцом всего мира, Вселенной, затем бог-оплодотворитель.

Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

В Угарите Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога Дагану, его сестрой и возлюбленной была Анат («источник», богиня источников).

Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом.

В Финикии он именовался Баал-Цафон (угарит. Баал-Цапану, по названию горы где жил) или просто Баал, Бел, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни.

Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын Эла (угарит. Илу). Его жена - богиня Астарта, аналог шумерской Иштар.

Центр культа был в Тире, отсюда он распространился и в древнем Израильском царстве (при Иезавели) и в Иудее, несмотря на борьбу пророков (в особенности Ильи и Иеремии).

Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей.

При религиозной революции пророка Илии «все служители Баала были убиты» - этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.

Почитался Баал и в финикийском государстве Карфагене (имя Ганнибал означает «любимец Баала»); через финикийцев и карфагенян постепенно во XX-X в. до н. э. культ Баала распространился далеко на Запад (в Египет, Испанию и др.).

Император Гелиогабал (Элагабал) перенёс культ его в Рим.

Разновидности

  • Баал-Вериф или Баал-Брит («бог союза») - это местный Баал, которому поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Фегор, местный моавитский Баал, сладострастным культом которого моавитяне, следуя советам Валаама, стремились увлечь евреев.
  • Баал-Хаммон - бог Солнца. В Карфагене являлся одним из главных богов, распоряжался плодородием.
  • Баал-Хаддат - бог грома и бури, а также владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресаемое божество).
  • Бел - в древнеармянской мифологии строитель вавилонской башни, которому противостоял родоначальник армян Хайк, убивший Бела стрелой из лука.
  • Ху-Баал(Хубал) - племенной бог древних арабов.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Решил продолжить эту рубрику. А именно, выполнить просьбу одного из моих друзей. Еще в начале моего блоггерского пути, он просил написать по статье о 72 высших демонах ада. Думаю, я в силах это сделать. Вот первая статья из огромной серии.

Баал — это имя является эпитетом слов бог и владыка у древних семитов. В ассиро-вавилонской этнокультуре он считался богом.Его почитали в Финикии и Ханаане. А в Сирии он был известен как бог плодородия и громовержец, бог неба, войны,вод, солнца и прочего.

Сначала именем Баал обозначали божество того или иного племени, уже позже местности (Баал Сидона, Баал Тира и пр.). По этой самой причине его святилища стали приурочивать к различным источникам, горам и лесам. Позднее «Баал» стал титулом. Он присуждался градоначальникам и князьям,а также являлся частью имени. Например: «князь Библа Текер-Баал»,Балтазар или Ганнибал.)

Баала почитали как бога солнечного света, а немного позже он был творцом мира и Вселенной. И даже был известен как бог-оплодотворитель. Во все времена и во многих культурах культ Баала сопровождался оргиями, во время которых жрецы, находясь в экстазе, наносили себе различные порезы. Чаще всего увечиям подвергались ладони и запястье.В финикийском городе Угарите Баала высоко почитали под именем Балу, который имел эпитеты Силач и Бык. Он являлся сыном аморейского бога Дагона (или Дагану). А возлюбленной и сестрой ему была Анат, богиня источников. Он изображался в виде могучего быка. Иногда, воина в рогатом шлеме. Поэтому его связывали с Зевсом или вавилонским Зевсом-Баалом.

В древней Финикии его именовали Баал-Цафон (так называлась гора где он жил) или же просто Баал. Однако эпитет «Баал-» был и у других финикийских богов, покровительствовавших разным областям жизни.
Центр культа находился в Тире. А уже отсюда он начал распространяться по древнему Израильскому царству (при Иезавели). Несмотря на противостояние пророков (особенно Иеремии и Ильи) культ смог разойтись и в Иудее.

Согласно Библейским записям, служение Ваалу обязательно включало в себя человеческие жертвоприношения. Не брезговали даже убиением собственных детей.
Во время религиозной революции, проводимой пророком Ильей, «все служители Баала были убиты» - это нанесло существенный ущерб культу в Древнем Израиле.

Почитали Баала и в Карфагене (ведь имя Ганнибал как раз означает «любимец Баала»).А с XX по X века до н.э.культ Баала распространился на Запад (в Испанию, Египет и пр. государства). Император Гелиогабал (или Элагабал) смог перенести его культ в Рим.

Баал, он же Баил или Баел - он стал первым из семидесяти двух демонов.Он являлся королем, правящим на востоке, и управляющим 66 легионами адских духов. У него существует несколько воплощений. Иногда он является как человек, иногда как кот, иногда как жаба. Случалось даже появлялся во всех своих образах сразу и говорил хриплым голосом.

Баал обладает своеобразным и жестоким чувством юмора.Он предпочитает не убивать свою жертву сразу; если она беззащитна, он больше любит дурачить и вводить в заблуждение. Баал обожает создавать своим врагам или жертвам различные ловушки, которые могут быть не смертельны, зато крайне опасны. Каждая подобная «шутка» вызывает у владыки Преисподней жуткий смех, который рождает на спине смертного мурашки. Чтобы добиться своих целей Баал предпочитает использовать иллюзию.

Демон Баал получил известность благодаря средневековым гримуарам. Там он занимает почётное место среди многоликого сборища адских сущностей. В первой части «Малого ключа Соломона» «Гоетия» Баал возглавляет внушительный список из семидесяти двух демонов. Согласно ей, он могущественный король, правящий на Востоке. В распоряжении Баала находятся по меньшей мере 66 легионов адских духов. А в труде Иоганна Вейера «Об обманах демонов» он упомянут как министр преисподней, Главнокомандующий Армий Ада и Главный Крест Ордена Мухи.

Внешний облик Баала

Как выглядит демон Баал, стало известно также благодаря гримуарам. В «Гоетии», как и в книге И. Вейера «Псевдомонархия демонов», он предстаёт невиданным трёхглавым существом. Тело его напоминает бесформенную массу, из которой торчит множество паучьих лапок. Туловище Баала венчает человеческая голова внушительных размеров с королевской короной. Лицо у демона, судя по изображению на иллюстрации, высохшее и худое, с огромным длинным носом и хмурыми глазами. Из его туловища помимо человеческой выходят ещё две огромные головы: справа - лягушачья, а слева - кошачья. Он может появиться и не в столь отвратительном облике. Человек, кот, жаба - типичные существа, в которых перевоплощается демон Баал.

Призыв и изгнание демона Баала

Иоганн Вейер отметил в одной из своих книг, что демон Баал при желании может сделать человека невидимым или наградить сверхъестественной мудростью. Однако, чтобы добиться такой чести, необходимо встретиться с ним лично.

Человек, решивший призвать демона, чтобы получить эти таланты, надевает на себя в качестве его символа металлическую пластину, носящую название «ламен». Благодаря ему, согласно «Гоетию», он удостоится внимания и уважения Баала. Перед тем как призвать демона, человеку рекомендуется начертить мелом защитную пентаграмму, выставить на её лучи свечи и зажечь их. Затем следует прочесть текст инвокации Баала. Поговаривают, что призывать его стоит исключительно по субботам.

Чтобы получить желанные таланты, Баала необходимо выпустить за пределы защитного круга. Однако он вероломен, коварен и жесток, поэтому этот шаг способен повлечь за собой огромную опасность для человека. Впрочем, можно отправить обратно в ад даже и такую могущественную сущность, как демон Баал. Изгнание злого духа осуществляется при помощи простой фразы из учебника Папюса: «Во имя Адонаи, через Гавриила, изыди Ваал!»

Бог, который стал демоном

Баал не всегда был приспешником преисподней. Эта демоническая сущность, ныне занимающая значимые «посты» в аду, некогда представляла собой языческое божество. В древние времена его называли Ваал, Балу или Бел. Этому семитские народы, а также финикийцы и ассирийцы. Людям он представлялся в те времена иначе, нежели сейчас: в виде старца или быка.

Его имя переводится с общесемитского языка как «хозяин» или «господин». Изначально слово «баал» было нарицательным обозначением бога, в которого верили члены отдельных племён. Затем его имя люди начали приурочивать к определённой местности. Позже появился даже титул «баал», который давался князьям и градоначальникам. Это слово вошло в имя знаменитого карфагенского полководца Ганнибала и вавилонского царевича Валтасара.

Великое божество

Со дня своего появления Баал в разных племенах и местах успел побывать солнца, неба, войны и прочего. В конечном итоге он стал Творцом всего мира и Вселенной. Как утверждают историки, Баал был первым глобальным богом-покровителем. Центр его культа находился в городе Тира, откуда он проник и в Израильское царство. Позже он распространился на территории Северной Африки, современной Европы и Скандинавии, а также на Британских островах. По могуществу Баала можно сравнить с греческим богом Зевсом и с египетским Сетом.

Изуверские ритуалы

Демон даже в свою бытность великим божеством отличался непомерной жестокостью и требовал от человека ужасающих деяний. Ему в жертву люди приносили себе подобных, в частности, детей. В честь Баала закатывались безумные оргии, а жрецы, находившиеся в состоянии экстаза, занимались членовредительством.

Однажды в Карфагене во время осады города греческими войсками жители совершили самый масштабный акт жертвоприношения своему божеству. Таким образом, они надеялись избавиться от врага. Нашествие греков, с точки зрения карфагенян, было прямым следствием того, что они не хотели отдавать своих детей Баалу-Хаммону, как называли это божество в тех местах. Вместо них жители города приносили в жертву отпрысков чужаков. Карфагеняне, осознав свою «вину», сожгли тогда более двухсот детей. И ещё триста жителей города добровольно принесли себя в жертву, уповая на помощь, которую мог оказать бог, а ныне демон Баал. Фото барельефа с изображением обряда представлено ниже.

Преследование идолопоклонников

Акты человеческого жертвоприношения совершали также жители Израильского царства. С идолопоклонниками, убивавшими своих детей во имя Баала, боролись и Илия. Почитателей языческого божества было решено казнить. Все они были убиты во время религиозной революции Уничтожение язычников привело к ослаблению культа Баала.

Кровавому богу оказывали и раннехристианские пророки. Борьба с ним окончилась полной победой а образ божества подвергся суровой критике. Так и появился демон Баал. В христианстве он побывал, по разным источникам, и Герцогом Ада, и самим Дьяволом.

Ассоциации с Вельзевулом

Баала нередко отождествляют с Вельзевулом. В христианстве он считается демоном и упоминается в Евангелии, которое гласит, что так называли Иисуса фарисеи и книжники. Они считали, что Христос изгоняет бесов, используя силу Вельзевула.

Имя этого существа переводчик и комментатор Библии Е. Иероним отождествлял с упомянутым в Ветхом Завете Баал-Зебубом или «Повелителем мух». Ему ещё поклонялись филистимляне, обитавшие в приморской части Израильского царства в городе Экрон. Вельзевула обычно изображают в виде огромного насекомого, похожего на муху.

Его имя могло произойти и от слова Zabulus, которое использовалось в те времена евреями. Так они называли Сатану. Исходя из этого, имя «Вельзевул» (Баал-Зебуб) означает «Баал-дьявол».

В древности существовал и глагол zabal. В раввинистической литературе он употребляется в значении «вывозить нечистоты», поэтому имя «Вельзевул» может толковаться и как «Повелитель скверны».

В заключение

Такие трансформации пережил демон Баал за всю историю своего существования. Он побывал и божеством, и самим Дьяволом. И только средневековые гринуары, упорядочившие адскую иерархию, смогли определить окончательное место Баала во Вселенной.

ВААЛ или Баал, Бэл, Вил - с еврейского означает «господин», «владыка», «сильный». Это был верховный бог хананеев, которому поклонялись также изменявшие своей вере израильтяне. Имя его часто встречается на финикийских и клинообразных надписях, также у греческих и латинских авторов, которые обыкновенно, называют его Βἡλος Belus, Бэл. Имя это входит в состав множества личных имен финикийских и карфагенских, как Аннибал («Ваал есть милость»), Асдрубал («Ваал есть помощь») и др.; арамейских, как Абдбал («служитель Ваала»); ассиро-халдейских, как Валтасар (Бел-сар-усур - «Ваал да покровительствует царю»), и проч. Изредка оно встречается даже в еврейских именах, как Баалхапан, Ешбаал, Мериббаал, и др. Но оно употреблялось не только как собственное имя, но также и как имя нарицательное для обозначения господина, собственника, обладателя личности или вещи, как напр., владельца или хозяина дома (Исх. 22, 8; Суд. 19, 22), поля (Иов 31, 39), вола (Исх. 21, 28; Ис. 1, 3), владетеля богатств (Екклез. 5, 12) и проч.; затем мужа или господина жены (Исх. 21, 3 и т. п.). Отсюда можно заключить, что слово Ваал в приложении к Богу первоначально было лишь эпитетом, выражавшим Его верховное господство и указывавшим на Него, как на Владыку всех вещей; только впоследствии оно сделалось собственным именем и особым божеством, Ваалом, владыкой по-преимуществу («Hab-Baal, с членом). Вследствие злоупотребления, которое делали идолопоклонники из этого выражения, Св. Писание, хотя и постоянно называет Бога Господом, ни разу не прилагает к Нему названий Ваала, но вместо него употребляет другое слово - Адон, Адонаи, значение которого то же самое, а слово Ваал употребляет только в приложении к ложным богам.

Главным местопребыванием широко распространенного по всей западной Азии культа Ваала, проникшего чрез финикиян и карфагенян далеко на запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии, где Ваал известен был под именем Бэла. Вследствие своего месопотамского происхождения, Ваал повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как «владыка» богов, соответствовал главному небесному светилу - солнцу, источнику всякой жизни на земле. Некоторые толкователи находят подтверждение солнечного характера Ваала в самом тексте Св. Писания (4 Цар. 23, 4). Классические писатели также отождествляют Ваала с солнцем: «Бог называется Ваалом на пуническом языке», говорит Сервий, «и Бэлом у ассириян; он в одно и то же время есть Сатурн и Солнце» (Комментарий на Виргилия in Aeneid. I, 729). Как бог солнца, Ваал есть «владыка небес», Ваал-Самин, каковой титул он носит в надписях, в пунических стихах Пенула Плавта - Baal-Samen, у блж. Августина - Ваал-Самен и у Филона Библоса, который прямо говорит: «они считают солнце богом, который был единым властелином Неба, называя его Беел-Самином». Отсюда в мифологии языческих семитов В. является олицетворением мужской производительной силы и действует чрез свою жену Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ Ваала, который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ Ваала совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю. Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. Это так наз. «гамманими» статуи или колонны конической или, вернее, пирамидальной формы, назначенные для изображения солнца под видом пламени. Геродот (2, 44) рассказывает, что две такие колонны были в храме Геракла, т. е. Ваала, в Тире. Одна из наиболее древних религиозных надписей, упоминает о том, что одна такая в Пальмире статуя была воздвигнута богу солнца. На римских монетах императорской эпохи сохранилось изображение такой Вааловой колонны. По свидетельству Св. Писания, такие колонны (статуи) делались из камня или из дерева (4 Цар. 10, 26), или даже золота (Ос. 2, 8).

При капищах Ваала жили так называемые кедешимы и кадешоты, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ Ваала принес особенно горькие плоды. Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение с служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа Ваала, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собою историю увлечений этим культом. «Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое пред Господом» - таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа, и чувственно-осязательный культ Ваала непреодолимо увлекал его. При царе Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели финикиянки, культ Ваала нашел почти официальное признание в царстве Израильском а по временам проникал и в царство Иудейское, хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков. В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире. Одною из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы - иеродулы предавались иступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешел в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала (милость Ваала), Аздрубала (помощь Ваала) и др.; позже следы его мы встречаем в Риме, где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, именно в лице императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сиро-ханаансого солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного в честь его жертвенника. Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, Ваал, под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение. Так, они получали особые названия по месту, где им поклонялись, как Ваал Ливанский, или по приписываемым свойствам, как Ваал-Вериф - «Ваал завета», защищавший тех, кто вступали с ним в союз (Суд. 8, 33; 9, 4 и 46), Ваал-Зебуб (Вельзевул) - «Ваал мух», «господин мух», без сомнения, защищавший своих поклонников против этих насекомых (см. Вельзевул). С местными Ваалами связывались названия таких мест, как Ваал-Гад, Ваал-Гамон и др.

См. соч. М. С. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев (СПБ. 1897), где есть отдельная глава о культе Ваала (стр. 217 и сл.) и где указана вся относящаяся сюда литература.

Слово Ваал, как сказано, входит в состав многих библейских и не библейских собственных имен городов, таковы:

ВААЛБЕК , город в Кили-Сирии, славившийся своим великолепием в первые века христианской эры и доселе сохранивший свою известность вследствие своих развалин. Там боготворился Ваал, как бог солнца, а в позднейшее время, несомненно, и Астарта, почему этот город был известен своею крайнею безнравственностью. См. под сл. Илиополь.

ВААЛ-ВЕРИФ - имя местного Ваала, почитавшегося израильтянами и особенно жителями Сихема при Авимелехе, сыне Гедеона (Суд. 8, 33; 9, 4). Ваал-Вериф означает «господин завета», и его приравнивают к Ζεὑς ὁρχιος греков и Deus fideus латинян, которого те и другие почитали как покровителя клятв, заведующего трактатами и союзами.
Ваал-Гад - «владыка счастья» (И. Нав. 11, 17; 12, 7; 13, 5), название хананейского города, три раза упоминаемого в Св. Писании, в книге Иисуса Навина. Это был самый северный пункт, которого достигли израильтяне в период завоевания. Плодом победы, одержанной близ вод Меромских против ханаанских царей севера, было подчинение им всей страны до Ваал-Гада. В киииге И. Навина (11,17) о местоположении этого города говорится, что он расположен «в долине Ливанской, подле горы Ермона» (ср. И. Нав. 12, 17; 13, 5). Но мнения касательно того, что собственно нужно разуметь под «долиной Ливанской», сильно расходятся. По наиболее вероятному мнению, под Ваал-Гадом разумелся город Панея или теперешняя Банья, которая известна в Новом Завете под именем Кесарии Филипповой. Положение этого города более всего соответствует данным свящ. текста. Иисус Навин должен был преследовать своих врагов до этого места, до подошвы Ермона, который непосредственно вздымается над городом и составляет естественную границу Палестины на севере. Там, над одним из трех главных источников Иордана, находится пещера, которая в начале нашей эры была посвящена богу Папу и называлась Паниум или Панея (И. Флавий, Древн. 15, 10, 3; Война Иуд. 1, 31, 3). Культ Папа вероятно в этом месте заменил собою культ Ваал-Гада. Долина, которая простирается к югу и юго-западу от Баньи «подле Ермона», быть может, называлась долиной И. Нав. 11, 17; 12,7).
Ваал-Гамон - «Ваал множества», название местечка, где Соломон имел виноградник (Песнь Песн. 8, 11).
Ваал-Гацар - селение, загородный дом, поместье, местечко близ города Ефрона или Ефраима, где на пиру убит был, по приказанию Авессалома, брат его Амнон (2 Цар. 13,23).
Ваал-Ермон - город на севере Палестины, за Иорданом, при подошве горы Ермона (Суд. 3, 3; 1 Пар. 5, 23).
Ваал-Меон - город к востоку от Иордана (Числ. 32, 38; 1 Пар. 5, 8; И. Нав. 13, 17). Впоследствии им завладели моавитяне, и он сделался одним из их главных мест. Пророки Иеремия (48, 23) и Иезекииль (25, 9) предвозвещали ему, что в наказание за радость, которой он предавался с главными городами Моава по случаю разрушения Иуды, он будет разрушен вместе с ними. В IV веке христианской эры Ваал-Меон сделался большим городом. «Ваал-Меон по ту сторону Иордана, говорит Евсевий, который восстановили сыны Рувима, есть очень большой город близ горы Теплых вод в Аравии».
Ваал-Перацим - «место поражений», местечко неподалеку от Иерусалима к западу, получившее такое название от поражения там филистимлян Давидом, так как Давид сказал при этом: «Господь разнес врагов моих передо мною, как разносит вода» (2 Цар. 5, 20), или, как читается в книге Паралипоменон: «Сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды» (1 Пар. 14, 11).
Ваал-Фегор - идол моавитский и мадианитский, который иногда и просто называется Фегором (Числ 31, 16; И. Нав. 22, 17). Название свое он заимствовал по мнению одних, от горы Фогора или Фегора, на которой стоял этот идол; по другим - от разврата, какому предавались жены и девицы моавитские в служении этому идолу. По совету Валаама (Числ. 31, 16), в служение этому идолу были вовлечены моавитянами и израильтяне, за что подверглись строгому наказанию (Числ. 25).
Ваал-Цефон - место Тифона или посвященное Тифону (Исх. 14, 2, 9; Числ. 33, 7); египетский городок при Чермном море по западную сторону северной его оконечности, между Мигдолом и Чермным морем, за Пи-Гагирофом. Название свое он получил от Тифона, злого начала египтян, враждебного для них и имевшего свое обитание в глубоком мраке под землею. См. Исход.
Ваал-Шалиша - «тройная область» или «тройная земля», местечко в земле Шалиша, в нагорных областях колена Ефремова (4 Цар. 4, 42).
Ваал- Фамар (Суд. 20, 33) - город колена Вениаминова, близ Гивы Вениаминовой, где, во время смут в период Судей, вениамитяне потерпели сильное поражение от израильтян.

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.