Как отличить Именительный падеж от Винительного? Именительный и винительный падежи имен существительных.

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.


Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

Признаки падежей

Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

  • -и, -ы — в 1-ом склонении;
  • -а, -я — во 2-ом склонении;
  • -и — в 3-ем склонении.

Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

  • у, -ю — в 1-ом склонении;
  • а, -я — во 2-ом склонении;
  • в 3-ем склонении.

Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

  • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
  • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

кого? чего?

кого? что?

вспомогательное слово

окончания

  • и, -ы (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.);
  • и (3-е скл.)
  • у, -ю (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.)
  • (3-е скл.)

предлоги

от, до, из, без, у, для, около, с

в, на, за, через, про.

блокнот (кого?) учителя

ножка (чего?) стола

посещать (кого) друга

проверять (что?) работу

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В русском языке формы неодушевленных существительных второго и третьего склонения в именительном и винительном падежах совпадают. Чтобы не ошибаться в их определении, надо запомнить, что существительные в именительном падеже всегда выступают главным членом предложения, чаще – подлежащим, а винительный падеж всегда указывает на зависимость существительного от главного слова, то есть, существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения.
Например:
Топор рубит – щепки летят. (Топор, щепки – И.п.)
Если берешь топор в руки, помни, что придется щепки собирать. (топор, щепки – В. П.)

По принятой в русском языкознании терминологии, винительный падеж является «морфологически слабо самостоятельным падежом». Сложность его определения возникает только при сравнении с именительным и родительным. Если возникают сомнения, стоит использовать проверенный школьный метод: поставить к существительному падежный вопрос:
(вижу) кого? – учителя, маму, слона, мышь (В. п.);
(вижу) что? – дерево, скамью, камыш, балкон (В.п.).
Различают именительный и винительный падежи также по наличию предлогов, употребление которых возможно только в косвенных падежах.
Например:
Мост построен по современной инженерной разработке. (Что? – мост, И. п.)
Пройти через мост оказалось непросто. (Через что? – через мост – В.п.)

Выводы сайт

  1. Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения.
  2. Вопросы именительного падежа — кто? что?
    вопросы винительного падежа — кого? что?
  3. Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

Название: Винительный падеж .

Винительный падеж , отвечающий на вопросы кого? что?, употребляется только в сочетаниях с глаголом и его формами: причастием и деепричастием. Основная, типичная функция винительного падежа состоит в выражении прямого объекта действия при переходных глаголах: рассматриваю картину, готовлю урок, открываю книгу, надеваю платье.

Винительный времени обозначает время совершения действия: Встречаться каждый день. Нынешнюю ночь ему нездоровилось.
Винительный количества употребляется при обозначении стоимости, при указании на количественную сторону проявления глагольного действия. Стоит два рубля. Повторить три раза.
Винительный меры указывает на меру времени или пространства. Ждать целую неделю. Пройти пять километров.
Винительный объекта называет предмет, на который направлено действие. Читать книгу. Бросить мяч.
Винительный результата обозначает предмет, который является результатом действия. Рыть яму. Шить платье.

Чтобы узнать винительный падеж, нужно подставить к существительному слово ВИНЮ, то есть ОБВИНЯЮ, или ВИЖУ.

Виню (кого?) мальчика
Вижу (кого?) слоненка
Вижу (что?) пальму

Предлоги с винительным падежом: В, НА, ЗА, ПОД, ЧЕРЕЗ, ПРО.

Кроме того, винительный падеж в сочетании с переходными глаголами, образованными от непереходных при помощи приставок, обозначает меру времени и расстояния: проработать целый месяц, проспать всю дорогу, пробежать три тысячи метров.

В сочетании с непереходными глаголами винительный падеж может также обозначать меру веса, времени, расстояния и стоимости: весить целую тонну, совершенствоваться всю жизнь, отдыхать неделю, бежать версту, стоить копейку и т. п.

Винительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму единственного и множественного числа, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - коня, край, жену, землю, болото, поле, кость, дочь, имя, путь;
множественное число - коней, края, жён, земли, болота, поля, кости, дочерей, имена, пути;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглый и круглого, круглую, круглое; синий и синего, синюю, синее; крепкий и крепкого, крепкую, крепкое; лисий и лисьего, лисью, лисье;
во множественном числе - круглые и круглых, синие и синих, крепкие и крепких, лисьи и лисьих;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения винительного падежа - объектное и определительное.
Объектное значение падежа проявляется:
1) при переходных глаголах: купить дом, читать книгу, ждать друга;
2) при предикативах: жалко, жаль (жаль брата), а также надо, нужно, больно, видно, слышно, заметно - тогда, когда в предложении присутствует указание на субъект состояния: Мне надо пропуск; Ему больно руку;
3) в односоставных предложениях, означающих требуемый объект: Карету мне!; Награду храбрым! Определительное (по мере, времени, количеству).

Субъектное значение появляется только в предложении. Это:
1) винительный падеж, вынесенный в начальную позицию в предложениях, сообщающих о состоянии лица, со сказуемым - глаголом со значением эмоционального или внешнего состояния и подлежащим -отвлечённым существительным: Меня огорчает неудача, настораживает ложь; Ребят воодушевил успех; Семью постигло горе; также: Его тянет путешествовать; Собеседника подмывает спорить;
2) в таких предложениях, как Ребёнка знобит; Больного тошнит; Меня всего трясёт.
Субъектное значение сочетается с объектным в таких типах предложений, как Звёзды видно; Голоса слышно, когда в предложении не обозначен воспринимающий субъект (видны звёзды и кто-то видит звёзды), а также в предложениях типа: Человека убило; Бойца ранило, в которых не обозначен субъект действия (человек убит и убили человека). Наращивание субъектного значения В. п. в предложении всегда определяется совместным действием синтаксического и лексико-семантического факторов.

Винительный падеж сочетается с широким кругом предлогов - простых и производных. В сочетании с простыми предлогами - в, на, за, о (об), по, под, про, с, через - может иметь определительное значение (по месту, времени, мере, качеству, свойству, назначению, цели, причине и др.), объектное (углубиться в работу, голосовать за кандидата, способен на всё, ушибиться о косяк, идти по ягоды, думать про детей), а также выполняет функцию необходимой информативно восполняющей формы (прослыл за чудака, известен за болтуна).

В предложении данный падеж с простыми предлогами, помимо названных значений, может обозначать предикативный признак (в сказуемом: Письмо - в министерство; Медаль - за отвагу; Путь - через горы) или распространять предложение в целом, выражая при этом разные виды детерминации (В метель страшно оказаться в поле; За версту от города - озеро; Под Новый год возможны всякие чудеса; С неделю не спал; Через дорогу - магазин), либо объектное значение (На пятерых - трое лыж; Об ушедших - ни слова). В таких предложениях, как На меня напал страх; На него нашло раздумье; На ребят накатило упрямство.

В сочетании с предлогами за, с, под В. п. в соединении с определённым кругом слов выражает приблизительность: Ему за тридцать; Набралось за сорок посетителей; Ей под пятьдесят; Получил с сотню поздравлений; Ждали с полчаса; С десяток учеников больны. В сочетании с производными предлогами и предложными образованиями - в ответ на, включая, исключая, невзирая на, несмотря на, погодя немного, час, минуту, сутки, пройдя, сквозь, спустя день, час, год, столетие.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.