Элиезер юдковский - гарри поттер и методы рационального мышления. Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления (джен) Гарри поттер и методы рационального познания

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Мы рады представить вам электронную версию этой замечательной книги.

Глава 1. Крайне маловероятный день

Отказ от прав: Гарри Поттер принадлежит Дж. К. Роулинг, методы рационального мышления не принадлежат никому.

Нельзя сказать, что события в этом фанфике отличаются от канона из-за того, что в какой-то единственный миг всё пошло по другому. Где-то в прошлом есть основная точка расхождения, но есть и другие. Лучше считать, что дело происходит в параллельной вселенной.

В тексте присутствует множество подсказок: очевидные подсказки, не очень очевидные подсказки, всерьёз спрятанные намёки - я был потрясён, когда увидел, что некоторые читатели их разглядели. А многие свидетельства лежат прямо на виду. Это рационалистская история, все её загадки можно разгадать. Для этого они и предназначены.

Все науки, упомянутые в тексте - настоящие. Но, пожалуйста, не забывайте, когда речь не идёт о царстве науки, взгляды персонажей могут отличаться от авторских. Не любое действие протагониста представляет из себя урок мудрости, а тёмные персонажи могут давать советы, которым либо нельзя доверять, либо они являются палкой о двух концах.

***

В лунном свете блестит полоска серебра…

(падают тёмные одежды)

Кровь льётся литрами, и слышен крик.


Все стены до последнего дюйма заняты книжными шкафами. В каждом - по шесть полок, и шкафы почти доходят до потолка. Часть полок плотно заставлена книгами в твёрдом переплёте: математика, химия, история и так далее. На других полках в два ряда стоит научная фантастика в мягкой обложке. Под второй ряд книг подложены коробки и деревянные бруски так, что он возвышается над первым и можно прочитать названия стоящих в нём книг. Но и это не всё: книги перебираются на столы и диваны, образуют небольшие стопки под окнами.

Так выглядит гостиная дома, в котором живут известный профессор Майкл Веррес-Эванс и его жена, миссис Петуния Эванс-Веррес, а также их приёмный сын, Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес.

На столе в гостиной лежит письмо, а рядом с ним - желтоватый пергаментный конверт без марки. На конверте изумрудно-зелеными чернилами написано, что письмо адресовано «мистеру Г. Поттеру».

Это ведь шутка, да? - по тону Майкла можно было понять: он весьма опасается, что жена говорит серьёзно.

Моя сестра была ведьмой, - нервно, но настойчиво повторила Петуния. - А её муж - волшебником.

Это абсурд! - отчеканил Майкл. - Они же были на нашей свадьбе, они приезжали на Рождество...

Я просила их ничего тебе не рассказывать, - прошептала Петуния, - но это чистая правда, я сама видела....

Профессор закатил глаза:

Дорогая, я знаю, ты не читаешь скептическую литературу и можешь не понимать, как легко для обученного фокусника делать невозможные на первый взгляд вещи. Помнишь, я учил Гарри гнуть ложки? И если вдруг тебе казалось, что они угадывали твои мысли, то такой приём называется холодное чтение.

Это было не сгибание ложек.

Петуния прикусила губу.

Так просто не рассказать. Ты подумаешь, что я... - она сглотнула. - Послушай, Майкл, я не всегда была... такой, - она махнула рукой вниз, обозначая точёную фигуру. - Лили изменила мою внешность. Потому что я... я умоляла её. Долгие годы я умоляла. Всё детство я плохо к ней относилась, потому что она всегда была красивее меня, а потом у неё проявился магический дар. Можешь представить, как я себя чувствовала? Я годами умоляла её сделать меня красивой. Пусть у меня не будет магии, но будет хотя бы красота.

В глазах Петунии стояли слёзы:

Лили отказывала мне по разным нелепым причинам, говорила, будто наступит конец света, если она немного поможет родной сестре, или что кентавр запретил ей это делать, и тому подобную чепуху, и я её за это ненавидела. И после школы я встречалась с этим Верноном Дурслем, он был толстый, но кроме него никто из парней в университете со мной вообще не разговаривал. Он говорил, что хочет детей, и чтобы первенца звали Дадли. Я тогда подумала: «Какие же родители назовут своего ребёнка Дадли Дурсль?». И тут вся моя будущая жизнь словно бы встала у меня перед глазами, и это было невыносимо. Я написала сестре, что, если она мне не поможет, то я…

Петуния запнулась и тихо продолжила:

В конце концов она сдалась. Она говорила, что это опасно, но мне было наплевать. Я выпила зелье и серьёзно болела две недели. Зато потом моя кожа стала чистой, фигура похорошела и... Я стала красивой, люди начали относиться ко мне добрее, - её голос сорвался, - после этого я больше не могла ненавидеть сестру, особенно когда узнала, к чему в итоге её привела эта магия.

Дорогая, - нежно ответил Майкл, - ты заболела, набрала правильный вес, пока лежала в кровати, а кожа стала лучше сама по себе. Или болезнь заставила тебя изменить рацион.

Она была ведьмой, - настаивала Петуния. - Я видела, как она творила чудеса.

Петуния всплеснула руками. Она почти плакала.

Милый, я всегда проигрываю тебе в споре, но пожалуйста, поверь мне сейчас...

- Папа! Мама!

Они замолчали и оглянулись на Гарри, который, оказывается, тоже был в гостиной всё это время.

Мальчик сделал глубокий вдох.

Мама, насколько я понимаю, у твоих родителей не было магических способностей?

Нет, - Петуния озадаченно посмотрела на него.

Получается, что никто из членов вашей семьи не знал о магии, пока Лили не получила пригласительное письмо. Каким образом убедили их ?

Тогда было не только письмо. К нам приходил профессор из Хогвартса. Он… - Петуния бросила взгляд в сторону Майкла. - Он показал нам несколько заклинаний.

Значит, спорить по этому поводу совершенно ни к чему, - твёрдо заключил Гарри. Впрочем, надежды, что хотя бы сейчас родители к нему прислушаются, было мало. - Если всё правда, то мы можем просто пригласить профессора из Хогвартса. Если он продемонстрирует нам магию, то папе придётся признать, что она существует. А если нет, то мама согласится, что всё это выдумка. Нужно не ссориться, а провести эксперимент.

Год назад папу пригласили на конференцию в Австралийский Национальный Университет в Канберре, и он взял маму и Гарри с собой. И они все вместе ходили в Национальный Музей Австралии, потому что, как внезапно выяснилось, больше в Канберре делать было всё равно нечего. В стеклянных витринах демонстрировались пращи, сделанные австралийскими аборигенами - они выглядели как ложки для обуви, только очень кропотливо отполированные, украшенные резьбой и орнаментами. За 40 000 лет, с тех пор, как современный - с точки зрения анатомии - человек мигрировал в Австралию из Азии, никто не изобрёл даже лука и стрел. Это позволяло по-настоящему ощутить, насколько неочевидна идея прогресса. С чего кому-то задумываться, что Изобретение - это очень важно, если все героические сказания его племени повествуют о великих воинах и защитниках, а не о Томасе Эдисоне? Как, тщательно вырезая пращу, можно было предположить, что однажды люди изобретут ракеты и атомную энергию?

5. Все читатели отмечают, что Юдковский собрал и объяснил все механизмы волшебного мира, которые Роулинг просто придумала и постулировала. Наверное, дотошные читатели выяснят, что не все, но важно не это, а то, что перед нами не просто альтернативный, во многом более продуманный сюжет, а как будто полноценный нон-фикшн, текст, напичканный научно-популярной информацией по теории мышления, психологии, философии, социологии, логике и, самое главное, методологии. Это книга, которая действительно учит думать, вот просто как учебник.

Настоящая наука не похожа на магию. Ты не можешь заниматься ею и остаться прежним, как это происходит, когда ты узнаёшь слова к новому заклинанию. За силу нужно платить. Платить цену столь высокую, что большинство людей отказываются это делать.

И какова же плата?

Умение признавать свои ошибки.

6. Как это написано? Я читала фанатский перевод, так что судить об оригинале мне весьма сложно. Если оценивать текст по этому переводу, то первая половина кажется чрезвычайным интеллектуальным приключением, середина - погружением в мир и распутыванием его противоречий, а конец полон чрезмерного пафоса. Даже не сказать, где его, этого пафоса, больше - в оригинальной книжке Роулинг или в фанфике Юдковского.

Иногда благих намерений недостаточно, иногда нужно быть в здравом уме.

7. В книге хороший юмор.

Но она должна идти вперёд, ведь именно так поступают герои. К тому же казалось совершенно немыслимым просто объявить, что акция протеста отменяется. Гермиона задумалась, как часто героические поступки совершаются по подобным причинам. В книгах крайне редко пишут: «И затем они отказались сдаться, как бы разумно это ни было, поскольку иначе они бы почувствовали себя ужасно неловко», хотя с такого ракурса многие события в истории человечества становились более понятными.

8. Перед тем, как начать читать, вы узнаете из аннотации, что в этой книге тетя Петуния вышла замуж не за Вернона Друсля, а за оксфордского профессора, они усыновили Гарри и растили его как единственного любимого сына. В начале этой книги Гарри - не сирота-лузер из кладовки, а очень умный, хорошо образованный, любимый в семье мальчик.

Но люди иногда забывают, что, хотя внешность и может быть обманчива, обычно это не так.

9. Я не отношусь всерьез к спорам о преимуществах и недостатках бумажных и электронных книг, мне кажется, что это вещи вполне взаимозаменяемые и кому что удобно. Но в данном случае мне всерьез жаль тех, кто не любит или просто принципиально против электронных книг. Потому что на бумаге этого фанфика пока не издавали, а не прочитать его - это многое потерять.

Представьте, что вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Любой на моём месте тоже бы разозлился», - думает он. Мы не можем залезть людям в головы и узнать, почему они ведут себя тем или иным образом, вместо этого мы склонны объяснять поведение людей особенностями их характеров, своё же собственное поведение мы чаще объясняем наоборот - внешними обстоятельствами. Таким образом, фундаментальная ошибка атрибуции - это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а не внешними факторами и ситуацией.

10. Сайт с полным текстом книги «Гарри Поттер и рациональное мышление» на русском языке: http://hpmor.ru/

Оценка: 10

Оценка: нет

Первое что надо понимать об этой книге: это фанфик. Возможно, у меня изначально предвзятое отношение к фанфикам – я считаю их проходной фазой обучения, когда у писателя нет желания придумывать свой мир и персонажей, а тренироваться писать надо. Но по крайней мере этот фанфик мои предрассудки лишь подтвердил – написано несерьезно. В рваном ритме переходя от крайне сомнительных шуток (ни разу не улыбнулся) к чернухе, а затем к цитатам из книг по логике. Повествование не блещет качеством, зато изобилует крайне сомнительными моментами, разрушая любую атмосферу, какую бы автор ни хотел построить, если вообще пытался. Персонажи достаточно примитивные, причем не плоские, а скорее инструментальные: автор доносит до читателя свои идеи максимально прямо, поэтому целостность и реалистичность персонажей и их диалогов его не заботят.

Идея сюжета изначально интересна: заменить классического Гарри Поттера на профессора логики, противопоставить фэнтезийной магии реальную науку. Однако, получившее больше походит на классическую проблему неопытных писателей фанфиков – «Мэри Сью персонажа». Для тех, кто не в курсе, определение из вики: персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт. Собственно, именно из этого и получается Поттер Юдковского: «а вот я бы на месте Гарри Поттера, ух…». Персонажам-любимчикам автор вкладывает в уста собственные фразы, нелюбимые персонажи просто назначаются сумасшедшими идиотами. Большинство высказываемых откровений, при этом, имеют явно назидательный тон, будучи в основном преподносимыми как истина в последней инстанции. Которую 11-летний вундеркинд высказывает напрямую, а не постигает в жизненных трудностях. Возможно, конечно, кроме явной неестественности персонажа, дополнительную сложность для сопереживания ему является его возраст, и более юным читателям книга понравится больше.

Оригинальные книги Роулинг о Гарри Поттере я не читал, разве что фильмы смотрел. Но ярым поклонником ее творчества не являюсь. По идее, вполне себе хорошая, атмосферная сказка. А вот Юдковский всю атмосферу, конечно, портит. Но это что касается художественной части. Изначально мне советовали эту книгу как имеющую отличный научный посыл, и популяризаторскую функцию, поскольку я являюсь кандидатом технических наук и много занимаюсь философией науки. Поэтому проблемы познания и истины мне профессионально близки. В изложении Юдковского они большей частью действительно соответствуют современным научным теориям и исследованиям. Но, как известно из тех же теорий, факты могут менять свои значения в контексте разных исходных парадигм. Поэтому непреклонность и назидательность изложения идей в виде вселенской истины, меня лично настораживает. Какой бы благонамеренной ни была у автора пропаганда своих взглядов, в такой форме она прямо кричит о своей сомнительности. Наука характеризуется разными школами мысли и точками зрения. На тот же радикальный консеквенциализм можно найти много томов справедливой критики. Хотя по отдельности, идеям сциентизма Юдковского мне иногда хочется лишь аплодировать, такое их нагромождение в одной детской, по своей сути, книге – это уже перебор.

Сущность повествования при этом остается в той же детской, черно-белой канве, борьбы добра и зла. Автор лишь подключает свои идеи о том, что такое добро, не очень-то принимая моральные полутона. Это лишь обостряет ощущение пропаганды, даже когда те самые идеи-то вы, в основном, разделяете. Насколько я могу судить (не прочитав оригинал), даже на жизнь Поттера Роулинг выпало больше реалистичных моральных полутонов внутренней борьбы, чем на Поттера Юдковского.

При всем при том, есть замечательная полноценная серия книг. Тёмная фентези для взрослых. С комплексными, неоднозначными персонажами. С отличными, продуманными миром и системой магии. С глубокими философскими мыслями из лучших монографий, без всякой назидательности к читателю. Заставляющая задуматься над этими мыслями, исходя из повествования, а не из их прямого изложения. И с все той же начальной идеей постижения человеком науки внезапного для него мира магии. Это серия «Второй Апокалипсис» Р. Скотта Бэккера. Из-за похожих сюжетных идей я просто не мог не сравнивать, и книга Юдковского тут явно в проигрыше.

Таким образом, я не могу порекомендовать вам эту книгу Элиезера Юдковского. Она может понравится тем, кто не знаком с философией науки, но уже имеет такой жизненный опыт, который просит облечь его в подобную словесную форму. Но лучше почитайте научно-популярную литературу, я бы рекомендовал книги Дэвида Дойча. Она может понравится любителям фанфиков – но я читал фанфики и лучше. Она может понравится любителям Гарри Поттера – но только если они не обеспокоены каноничностью и не слишком требовательны к качеству повествования. Наверное, это книга для людей на пересечении этих социальных подмножеств. И в определенном поколении, как я понимаю, достаточно много людей подходят под эти условия. Для меня эта книга… ну, местами была неплоха. Но в целом – не оправдала ожиданий.

Оценка: 5

Итак один из самых лучших фанфиков и, одновременно, полемизирующих произведений по Гарри Поттеру, предлагающее взглянуть на волшебный мир глазами интеллекта и рациональности.

Обязательные предупреждения перед чтением: во-первых, это очень толстая книга (у «Песнь Льда и Пламени» и то потоньше книги будут), во-вторых, в ней достаточно много мрачности, насилия и даже хоррора (достаточно сказать, что сюжет приведёт нас в Азкабан, и это не будет весёлой поездочкой), ну и в-третьих, это всё-таки больше похоже на альтернативную реальность не только из-за главной идеи, но и из-за изменения начальных условий (к примеру, некоторые персонажи, которые в каноне вполне себе живы, здесь на начало повествования мертвы).

Сама же книга очень и очень отличная. В ней имеется неплохой юмор, отличная сюжетная интрига даже для тех, кто полностью в курсе происходящих в каноне событий, подробное раскрытие персонажей, в том числе и второстепенных (всем тем, кто уверен, что Слизерин слишком облит чёрной краской, а гриффиндорцы те ещё придурки, рекомендуется), так что порою они видятся едва ли не лучше, чем в оригинале. Единственное удивившее меня но - автор откровенно прошёлся, плюясь и гогоча, по семейству Уизли. Да, практически по всему, разве что Фред и Джордж в исключении, и то отнюдь не сразу. Конечно, можно понять, что там отнюдь не интеллектуалы, и в сторонники данному главгерою не годятся - но всё же, странно.

И особенно странно на фоне того, что автор действительно знает и любит канон Ролинг. Он насыщает его мелкими, но достоверно выглядящими подробностями, придумывает что-то своё, но строго в рамках заданной вселенной, и даже идеи вроде силы любви, над которой первоначально откровенно стебётся, впоследствии высказывает своё понимание и уважение. Это сама по себе гигантская работа, которую трудно не уважать.

И, однако же, несмотря на все достоинства произведения, на весь титанический труд, на проработку персонажей и на прекрасный язык повествования, результат мне... не понравился. Мне не верится в одиннадцатилетнего мальчика, говорящего и размышляющего так, будто ему уже под сотню (хоть я и понимаю, почему так сделано). Мне в целом не нравится этот Гарри - слишком много гордыни, нахальства, какого-то молчаливого требования, чтоб все вокруг действовали по его нормам - и это ещё до того, как он вообще что-то сделал, и даже последующие удары по морде за это и признание, что они справедливы, меня не убеждают. Мне бы хотелось рационального взгляда именно по оригинальной книге, а не с такими изменениями, что от канона уходят за тридевять земель. Ну и подобное отношение к Уизли меня удивляет и даже немного возмущает.

Итог: отличная книга даже для тех, кто никогда не читал Гарри Поттера, но увы - отнюдь не лишённая пусть даже субъективных недостатков.

Оценка: 8

Непросто писать отзыв на столь масштабное и неоднозначное произведение. Очень хочется похвалить. Очень хочется поругать. Во время некоторых сцен хотелось вопить: «Да! Да!!! Автор, респект и уважуха!!!». Во время некоторых: «Нет! Нет!!! Что за чушь!!!» Ну что ж, попробую как-то разложить по полочкам составляющие этого непростого клубка впечатлений от прочитанного.

Вообще, в чём сила книг про школы магии? Почему детям так нравится возможность получить письмо из Хогвартса? Я думаю, одна из причин такова: в реальном мире навыки и способности людей достаточно чётко делятся, по слову Льва Кассиля, на «умственность» и «рукомесло». То есть, в простом понимании, на относящиеся к интеллектуальному и физическому видам труда. Однако же я воспользовался именно терминами Кассиля, потому что он показывает слабые стороны каждого вида, причём именно глазами детей.

В самом деле, давайте вспомним наше собственное детство. Многочисленные советские мультики, прямо-таки переполненные персонажами, от всей души мечтающими о школе и тех знаниях, которые она даёт. Эдакое поколение клонов Филиппка. И в итоге они, конечно же, достигают исполнения своей мечты и обретают счастье. Ну а в реальности? А мы-то сами? Для многих ли из нас школа как таковая была счастьем, а 1 сентября - ожидаемым днём? Многие ли из нас предвкушали захватывающий процесс того, как «буквы разные писать острым пёрышком в тетрадь учат в школе»? Не буду обобщать, но, боюсь, - очень немногие. Почему?

Вот начальная школа даёт некие базовые и, безусловно, необходимые навыки чтения, счёта, письма. Только детям-то это либо интересно, либо неинтересно. Если неинтересно - воспринимается без особого энтузиазма. Если интересно - скорее всего, такой ребёнок уже благополучно овладел этими навыками в дошкольный период и ему, опять же, становится неинтересно. А потом начинаются более сложные и более абстрактные вещи...

Спойлер (раскрытие сюжета)

Да, если кому-то кажется, что я ругаю реальную школу - это не так. Я прекрасно понимаю, сколько важного и нужного все мы и я лично оттуда вынесли, и преклоняюсь перед трудом Учителей с большой буквы. Но сейчас-то речь идёт о субъективном восприятии случайного ученика...

И ребёнок слегка теряется. Да, он каждый день узнаёт много нового, но он-то хочет, чтобы это было либо интересно, либо полезно. А он не понимает и не видит сиюминутной пользы от умения решать кубические уравнения или запоминать даты античных битв. И неинтересна, увы, ему любовь Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Бывает и такое. И вот он начинает мечтать...

Так о чём же ему мечтается? А мечтается ему именно о том, чтобы вся эта «умственность» превращала его в крутого суперпрофессионала не через 10-15 лет, а прямо сейчас. Пусть и постепенно. Не в смысле: «изучи вот это, тогда ты поймёшь вот то, что даст тебе возможность овладеть вот этим, после чего тебе наконец-то будет доступно вот то...», а в смысле «сегодня я овладею таким полезным навыком, завтра другим, послезавтра третьим...». Так ведь это же и есть Хогвартс! Где уже на первом курсе можно овладеть телекинезом, на втором - варить вполне себе полезные зелья, а на шестом - творить такие заклинания, что министерский чиновник не может снять. И даже если ты решишь прервать обучение, подобно братьям Уизли, - твои навыки останутся с тобой, а не лягут мёртвым грузом без важной завершающей детали.

Кто-то сказал, что и в реальном мире подобного достаточно? Да, конечно. То самое «рукомесло». Но вот беда, как правило, у этого рукомесла есть огромное множество побочных эффектов. Это либо тяжело, либо грязно, либо, наконец, требует существенных затрат на расходные материалы и вложений в дорогостоящее оборудование. Да, в школе меня учили работе на токарном и сверлильном станках. Но эти навыки во мне мертвы, ибо я по профессии не токарь и не слесарь. А дома вместо сверлильного станка пользуюсь самостоятельно освоенной дрелью. А меж тем, в Хогвартсе...

А меж тем, в Хогвартсе-то (если не считать зельеварения и травологии) главный ресурс и оборудование - твоя волшебная палочка. Там любая «умственность» приобретает полезность «рукомесла», при этом оставаясь чистой и лёгкой. Не нужно ползать на карачках под автомобилем, не нужно копаться тросом в грязных трубах, не нужно стирать руки до кровавых мозолей, возясь с лопатой. Можно просто, сверкая маникюром на ухоженных пальчиках, достать изящную палочку, элегантно ею взмахнуть и мелодично произнести: «Вингардиум левиоса!»

И вот на этом этапе - поклон уважаемому newARTix. В самом деле, ну как это можно: обладая универсальным инструментом такой мощи, совершенно не интересоваться альтернативными возможностями его применения, в том числе и в плане увеличения личного могущества? Как это можно - не заниматься изучением теоретических основ магии? При чтении сказок меня всегда занимали вопросы подобного рода. Вот, скажем, я, подобно Аладдину из мультфильма, загадываю джинну желание сделать меня принцем. Он его исполняет, и вот я уже еду на слоне к резиденции возлюбленной вместе с караваном. А вот теперь вопрос: а что именно сделал джинн?

Нет, я не спрашиваю, КАК. Я готов удовлетвориться ответом МакГонагалл: «Магия». Но ЧТО он сделал? Вот, скажем, теперь у меня есть слуги и стражники. Откуда они взялись? Кто они? Настоящие живые люди? Джинн может создать из небытия настоящих живых людей с душой и всем прочим? Он - Бог? Или у каждого этих людей есть мама и папа? Джинн изменил прошлое так, чтобы эти люди появились в нужное время в нужном месте? Тогда почему не меняется ничья память и чудеса вопринимаются именно как чудеса? Или же джинн наловил людей, перенёс их в нужную точку, дал им ложную память и теперь они уверены, что я - их господин? Хм, Аладдин - точно положительный герой?

Тот же вопрос к султанскому сану для Джафара. Что значит, что он стал султаном? Что, собственно, изменилось-то (кроме того, что старый султан теперь щеголяет в нижнем белье)? Что есть монарший сан?

Голубой цвет крови и особая родинка? Смешно.

Помазание Божие? Опять же, выходит, джинн - Бог? Или указывает Богу?

Или элемент системы общественных отношений? Тогда, получается, он мгновенно промыл мозги всей Аграбе? Ой, нет, виноват: есть же ещё дипломатия. То есть мозги промыты как минимум ещё и у правительств сопредельных стран, у купцов-международников, у всех женихов Жасмин... Тогда почему из этого списка выпадает сама Жасмин и компания?

Или же - может быть, никаких живых людей там нет? Это твёрдые иллюзии, миражи, фантомы, роботы, големы, гомункулусы? Как кучер Золушки? «Мутабор!» - и вот вместо муравейника перед ними несметное войско. Но тогда - а принц ли я? Можно ли назвать настоящим принцем повелителя армии миражей без земли, королевства, резиденции, живых подданных-людей? Джинн слегка схалтурил? И ввёл заказчика в заблуждение, не оговорив это в списке исключений? Посему... Да, уважаемый автор, да, да!!! Так их, эти шаблоны и их бездумное применение! Да!!! И... НЕТ!!! Нет - потому что, обличая штампы, Вы, увы, переступили границу, отделяющую мир Роулинг от универсума «фэнтези ваапче».

Дело в следующем: в любом тексте, будь то документ или художественное произведение, нужно уметь читать не только чёрненькие буковки, но и белую бумагу. В смысле, правильно интерпретировать умолчания. Да, у Роулинг почти ничего не сказано о творчестве в магии и уж вовсе ничего - о его принципах. Значит ли это, что его там нет? Не думаю.

По сути дела, мы здесь встречаемся с ещё одним воплощением той самой проблемы «штанов Арагорна». Если о чём-то не сказано в тексте, значит... этого нет? Ой ли? Над этим смеялись ещё Стругацкие во «Всяческой суете». К тому же, действие-то подаётся глазами Гарри Поттера. Кто такой Гарри Поттер? Школьник-недоучка, освоивший шесть классов из семи. Знает ли он материал седьмого? Знаком ли с возможностями дальнейшего обучения и саморазвития? А они есть, их не может не быть. Том Реддл творит вполне себе самобытные чары в пещере. Ах, Том Реддл - гений и самородок? Хорошо, вот вам Гермиона. После четырёх лет обучения создавшая оригинальный артефакт. Гермиона - тоже гений и самородок? Хорошо, но почему же тогда в мире магов постоянно появляются новые заклинания? Автор же не может этого игнорировать!

А он и не игнорирует. Но вот эта сцена - как же она жалка и убога! Если, конечно, это не есть часть Сами-Знаете-Какого коварного плана:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но откуда появляются новые заклинания? Я всё время читаю о том, что кто-то изобрёл новое заклинание для той или иной цели, но нигде никогда не написано как.

Профессор пожал плечами:

А откуда появляются новые книги, мистер Поттер? Люди, которые прочитали много книг, порой становятся способны сами их писать. Но как? Никто не знает.

Но ведь есть книги о том, как писать…

Чтение таких книг не сделает вас знаменитым драматургом. Можно воспользоваться всеми их советами, но тайна никуда не денется. Изобретение новых заклинаний - такая же тайна, но более высокого порядка

«Позвольте-позвольте, герр Гитлер, я с Вами категорически не согласен!»

Аналогия совершенно неуместна. В деле написания книг нет ничего качественно сложного. По крайней мере, если мы говорим о людях, а не о роботах. Любой ребёнок может сочинить сказочку и, подобно известному Аркашке, добавить «воистину, ибо так повелевают Великие Силы». В деле написания книг проблема носит скорее количественный характер. Вопрос не в том, как чего-нибудь нафантазировать. Вопрос в том, как сделать это хорошо.

На тех же «штанах Арагорна» построена и итоговая сцена победы Гарри. Признаться, я люблю загадки подобного рода. И с удовольствием поломал голову над ней. Скажу честно: хотя некие обрывочные мысли были, некоторые даже оказались верными, придумать цельный и логичный план спасения Гарри мне не удалось. Но, прочитав авторский вариант, оказался разочарован. Во-первых, проснулся внутренний Дмитрий Соколов и своим фирменным голосом воскликнул: «А что, так можно было»? В самом деле, я так и не понял, из чего следует возможность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

направлять движение трансфигурированной паутины? При помощи какой силы она должна сопротивляться как гравитации, так и ветру? И, наконец, почему при резком сокращении длины нитей конструкция должна повести себя именно так? С тем же успехом нити могли отделиться от петель, либо же петли могли телепортироваться в сторону.

Но это ещё цветочки. Поскольку есть ещё и «во-вторых». А именно: до Гарри доходит простая в общем-то мысль: если Тёмного Лорда нельзя убить благодаря его крестражам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

(крестраж в космосе - это вау, супер, респект и уважуха, да! Да!!!)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

человека же можно «напоить, усыпить, оглушить»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Все пытаются убить Тёмного Лорда, никто не пытался одолеть его как-то иначе. Значит, от этого он не защищён, значит, так я и поступлю.

А с чего он взял, что никто?

У меня только один ответ: по причине отсутствия упоминаний. Но если для автора отсутствие упоминаний означает отсутствие упоминаемого, то я считаю иначе. С тем же успехом можно предположить, что

все пытаются

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

именно убить Тёмного Лорда как раз потому, что от остальных воздействий он защищён настолько надёжно, что и пытаться бессмысленно.

И любому урождённому волшебнику это очевидно. Тем более, Дамблдору. Да, кстати о Дамблдоре...

На самом деле, изрядная доля неоднозначности книги связана как раз с неизбежным сравнением её с первоисточником. Бывают фанфики, смысл которых заключается именно в том, что они фанфики. Бывают фанфики, которые гораздо лучше смотрелись бы в качестве самостоятельных произведений, но симпатия к прототипу и задачи раскрутки делают своё чёрное дело... А мы наблюдаем очень непростой случай.

С одной стороны, как смотрелся бы этот труд, не будучи привязан ни к одной известной вселенной? Достаточно странно. Получалось бы, что автор разгребал бы горы алогичностей и нестыковок, которые сам предварительно и наворотил. Пусть даже не по собственному желанию, а с целью жанровой сатиры. Сомнительный подвиг. Да и, положа руку на сердце, новая встреча с Гарри Поттером и Ко - пусть даже и альтернативными - греет душу многим гораздо сильнее, чем перспектива знакомства с гипотетическим Васей Пупкиным, даже если он вундеркинд и гений. С другой стороны, стартовая предпосылка альтернативной реальности озвучена как «Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду.» Чётко и конкретно. А по факту получаем целый букет альтернативных персонажей.

Альтернативный Реддл. Ну, ладно, готов принять как вторую предпосылку.

Альтернативная МакГонагалл. Похожа на себя изначальную - но что-то я не помню, чтобы изначальная прокалывалась на ровном месте так глупо.

Альтернативный Люциус Малфой (да-да, именно Люциус, альтернативные Драко, Крэбб и Гойл - результат его деятельности). Вот уж кому и в самом деле пристал пост Директора. Если он к одиннадцати годам смог воспитать сына ТАК... Нет, господа, этот Драко - не просто избалованный мажор. Этот мальчик искренне проникнулся идеями величия своего рода и продолжения дел предков. Ну, специфически он понимает величие, увы. Но это уже детали. Изначальному Люциусу и до такого результата - как до Луны пешком...

Альтернативная Нарцисса. Пусть даже в этом нет её вины.

Альтернативная Беллатриса. С сыном.

Альтернативный Снейп. Очень похож на изначального. Пожалуй, больше всех «альтернативщиков». Попробовал на досуге «просчитать», насколько вероятна ситуация, что подобный преподаватель будет прочно сидеть на своём месте в известных обстоятельствах, даже если убрать фактор Тёмного Лорда. Весьма вероятна. Поклон автору за то, что ткнул меня в это лицом и заставил задуматься. Но - представить, что изначальный Снейп говорит Гарри-первокурснику такое:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мне бы хотелось спросить вашего совета, - произнёс Северус уже обычным тоном. - Я знаю ещё одного пятикурсника из Слизерина, которого обижали гриффиндорцы. Он добивался расположения красивой маглорождённой девушки, которая однажды увидела, как его мучают, и попыталась спасти от хулиганов. Он назвал её грязнокровкой, и это был конец их отношений. Он извинялся много раз, но она так и не простила его. Как вы думаете, что он мог бы сказать или сделать, чтобы заслужить прощение, подобное тому, что вы дали Лестрейнджу?

Нет. Нет! НЕТ!!!

Альтернативное законодательство магической Британии. Всё-таки автор сорвался. Как это мило: самостоятельно придумать страшилище - и самостоятельно же его заклеймить! Весь смысл этого замечательного произведения как раз в том, повторюсь, что автор обличает ЧУЖИЕ конструкции. Что, законодательство то же самое? Да ну? Тогда почему Школа претендует на то, чтобы обладать по отношению к Гарри опекунскими правами? У Роулинг этого и близко не было. Напротив, изрядная доля событий третьей части построена как раз на том, что магический мир формально признаёт права Вернона Дурсля в этом отношении. Его можно закидать письмами, а сыну - отрастить свиной хвост, но право подписи джентльмена - незыблемо...

Про альтернативного Сириуса даже писать не хочется.

Но вот альтернативный Дамблдор...

Позволю себе не согласиться с уважаемым nickilus. Этот Дамблдор - совсем другой человек. Более эмоциональный. Либо он гораздо хуже себя контролирует, либо считает нужным играть для Гарри-когтевранца совсем другую роль, чем для Гарри-гриффиндорца. Вообще, после прочтения о Директоре создаётся впечатление, как о механике Высоцкого:

«Он то плакал, то смеялся,

То щетинился, как ёж.

Он над нами издевался -

Ну сумасшедший, что возьмёшь!»

Меж тем, я не могу представить себе изначального Дамблдора, рыдающего при Гарри-первокурснике. И решительно не могу представить себе Дамблдора, искренне пытающегося понять через призму Гарри мотивацию Тёмного Лорда. Давайте сравним. Вот диалог изначальных героев:

"- Повелитель смерти, Гарри, повелитель смерти! Чем я, в конечном счете, был лучше Волан-де-Морта?

Вы всем были лучше, - ответил Гарри. - Как вы можете такое спрашивать? Вы никогда не убивали, если этого можно было избежать!

Это правда, - сказал Дамблдор тоном ребенка, ищущего утешения. - Но и я искал способ победить смерть, Гарри.

Но не так, как Волан-де-Морт, - сказал Гарри. Он так долго сердился на Дамблдора - и как странно было сидеть теперь рядом с ним под этим высоким куполом и защищать старика от него самого. - Дары, а не крестражи.

Дары, - пробормотал Дамблдор. - А не крестражи. Вот именно.»

Да, налицо «тон ребенка, ищущего утешения». Но разговаривает он с семнадцатилетним Гарри. С Гарри, выполнившим свою миссию. С Гарри, декларировавшим верность ему.

А вот тут - диалог с одиннадцатилеткой (да, вундеркиндом и гением, но дело-то не в самом Гарри, дело в отношении к нему Дамблдора!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

"- Скажи мне, Гарри, - начал директор (теперь он выглядел лишь озадаченным, хотя в его глазах всё ещё отдавалось эхо боли), - почему тёмные волшебники так боятся смерти?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

"- Волдеморта, - сказал старый волшебник. - Я наконец-то его понял. Ведь чтобы верить, будто мир на самом деле таков, необходимо также верить, что в нём нет справедливости, что сердцевина его сплетена из тьмы. Я спросил тебя, почему он стал чудовищем, и ты не смог мне назвать причин. А если бы я спросил его самого, полагаю, ответ бы был таким: «Почему нет?»"

Это говорит один и тот же человек? Альтернативный Дамблдор не понимает тёмных волшебников, а вот изначальный понимает их слишком хорошо. Альтернативный Дамблдор начинает эту совершенно бездарную оду смерти - на что Гарри реагирует абсолютно нормально для человека его пола и возраста, будь он хоть десять раз вундеркинд: дедуля - либо суицидник, либо религиозный фанатик, который хочет, чтобы все умерли. И я бы так отреагировал на его месте. Тем более, что аргументов-то он не выдвигает. Привык, что все «покупаются» на солидный вид, бороду, репутацию и очки-половинки. А изначальный - изначальный Дамблдор понимает, что проблема поисков бессмертия не в цели, а в средствах. В конце концов, и Бог, и змей-искуситель у древа предлагали Еве одно и то же. Только вот пути указывали разные.

Но есть в этом диалоге и жемчужные зёрна. Финальный вывод альтернативного Дамблдора вполне себе глубок и интересен. А самым умным человеком в этом эпизоде оказывается... отсутствующий профессор Майкл Веррес. Прятал, значит, от сына «Атланта»? Боялся влияния? Правильно боялся. Гарри - это практически юный Ричард Рал. Искатель Истины, камень в пруду и фуер грисса ост драука в детстве. Только более склонен к урбанизму и менее - к искусству. Но Гарри в Хогвартсе ведёт себя практически так же, как герой Гудкайнда - во Дворце Пророков. И пророчества, как положено, прилагаются. И даже вот это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Затем Лесат опустил палочку и убрал её в складки мантии. После чего медленно опустился на колени на пыльный пол класса.

И столь же медленно склонился так, что его лоб коснулся пыли. Гарри хотел что-нибудь сказать, но потерял дар речи.

Лесат Лестрейндж хрипло заговорил:

Моя жизнь принадлежит вам, мой лорд, как и моя смерть.

Может быть, я вижу чёрную кошку там, где её нет. Но, читая этот эпизод, перед глазами практически вставало - для тех, кто в теме:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Гарри Поттер ведёт нас. Гарри Поттер наставляет нас. Гарри Поттер защищает нас. В сиянии славы твоей наша сила. В милосердии твоём наше спасение. В мудрости твоей наше смирение. Вся наша жизнь - служение тебе. Вся наша жизнь принадлежит тебе.

Фух, пора заканчивать. А не то отзыв вырастет до размеров самой книги. Ну что ж, ещё совсем чуть-чуть галопом по европам:

Альтернативный Гарри, в отличие от изначального, понимает, что он популярен и любим массами. И что это можно использовать. Разумеется, для благого дела. В то время, как изначальный либо бежит от своей славы, либо, напротив, страдает от тотальной обструкции. Да. Да! ДА!!!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Гарри не так уж много читал про Волшебную Войну, но он прочёл достаточно, чтобы узнать: хорошие парни наверняка достаточно точно вычислили, кем были самые сильные Пожиратели Смерти, и тем не менее, не стали отправлять им сов с бомбами первым же делом.

Да. Да! ДА!!! И я того же мнения: это странно. Может быть, конечно, они не хотели унижаться до ответа террором на террор... но кто такие «они»? Дамблдор - возможно. А Грюм? А Крауч?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

проблема в том, что нет логичного объяснения, почему один и тот же артефакт может превращать свинец в золото и производить эликсир, дающий молодость.

Нет. Нет! НЕТ!!! Такое объяснение есть. И оно вполне рационально. Допустим, оно неверно в корне. Допустим, Гарри не уделял достаточного внимания чтению алхимических трудов. И всё-таки - все реальные средневековые алхимики его знали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Правильность поступка определяется не тем, как хорошо он выглядит или что он значит, а тем, каковы его последствия. Это, кстати, называется консеквенциализм.

Ну и что? Собеседники Гарри декларировали приверженность этой максиме? Или он не знаком с другими? Максима достаточно спорная, с одной стороны, - и крайне всеобъемлющая, с другой. Вопрос только в том, как узнать эти самые последствия и каков горизонт планирования. Кстати, ближе к концу книги сам Гарри применяет несколько иной этический подход. Он принимает за аксиому, что все нынешние проблемы так или иначе решатся, и в связи с этим пытается взглянуть на себя глазами далёких потомков из Светлого Будущего: какое его поведение они бы одобрили? Тоже, знаете ли, вид религии...

Из этой истории Тогаши извлек для себя главный урок – истинная мудрость исходит из поступков, а не размышлений и медитаций. Ничто не заменит личный опыт. («Легенда о пяти кольцах». Настольная игра, не японская книга, если что).

К чему тут вся эта лирика? А к тому, что многие физики мягко говоря забывают, что десятка прочитанных учебников для того, чтобы менять мир, мягко говоря недостаточно. Да, мир, созданный Роулинг, с точки зрения этого самого рационального мышления глуповатый и непрописанный. Величайшие маги не додумались даже до элементарного огненного шара (или любой другой атаки по площади), используют власть над временем совершенно по-детски, могут научить машину летать, но почему-то никак не додумаются заколдовать скажем автомат и просто перестрелять из него местных совершенно жалких злодеев. Но это не значит, что школьник без малейшего опыта в магии с ходу разберется во всех законах выдуманного мира и начнет нести прогресс темным чародеям. Как-то же этот мир просуществовал в неизменном виде веками. Давая рациональность паре школьников, автор почему-то напрочь отказывает в ней всех остальным. Поэтому в итоге на выходе мы имеем типичный фанфик про Марти Сью, который при помощи весьма сомнительных навыков из мира реального покоряет мир колдовской.

А еще автор почему-то забывает, что в реальности принесения прогресса насильно тем, кто чтит традиции, обычно имело для почитателей традиции исключительно негативные последствия. Потому что у почитателей прогресса, демократии и прочего бремени белого человека, как правило, решающим аргументом был пулемет Максим. Или баллистическая ракета, в зависимости от эпохи. Вот в одной другой вселенной сторонники рационального подхода к магии в итоге таки решили, что их точка зрения – единственно верная. А несогласных переубеждать слишком долго, перебить или запугать невежественных дикарей куда быстрее.

Ну а финального вердикта сему фанфику не будет по одной простой причине – я сломался где-то главе на десятой и так и не взялся за сей опус снова.

Оценка: нет

Пожалуй, единственная книга, которую интересно перечитать.

Во-первых, становится ясно, что у автора был чёткий план всего произведения с самых первых строк. И это вызывает уважение. Многие моменты, которые наперво казались натянутыми или непонятными, проясняются, обретают несколько другой смысл. Автор расставил в тексте множество отсылок к будущему сюжета, которые при первом прочтении не замечаешь, и если не обладаешь превосходной памятью, то к моменту наступления этого будущего уже не вспомнишь. Но при повторном прочтении эти отсылки раскрываются, зачастую вызывают улыбку: автор частенько посмеивается над своим героем и его гонором.

Автор вообще любитель отсылок: к многочисленным фильмам, книгам, аниме и прочим массовым культурным явлениям. Иногда это получается приятно, органично, разбавляет текст юмором. Иногда отсылки выглядят неуместными в нашей культурной традиции.

Во-вторых, перечитывая книгу, лучше понимаешь, для чего она писалась. На мой взгляд, вовсе не для попыток объяснить магию (хотя многие моменты здесь объясняются удивительно приятными, стройными и согласованными теориями, после которых канон кажется совсем уж по-детски наивным). Это книжка о рациональном мышлении и когнитивных искажениях, о некоторых аспектах эволюционной и социальной психологии, о гуманизме, трансгуманизме и технологической сингулярности. Эта книга о дружественном и недружественном искусственном интеллекте, тех опасностях, которые они нам несут. Автор в форме сказки ставит вполне серьёзные вопросы, над которыми работает сам.

Оценка: 10

Около 2000 страниц позади. Полтора месяца и 34 часа времени на чтение. Это сломало все мои планы на чтение в этом году. Но оно того стоило.

Фанфик, написаный по мотивам первой книги о Гарри Поттере, оказался не фанфиком, а великолепнейшим романом. Возможно даже лучше оригинала. По крайней мере в отдельных аспектах однозначно лучше.

Если книга Роулинг подходит для всех возрастов, то данная книга пожалуй больше подойдет для тех, кто постарше. Не для детей. Хотя, кто я такой, чтобы об этом судить?

Так что же из себя представляет эта книга? Это пересказ истории Гарри Поттера из первой книги Поттериады, но немного под другим углом. Что было бы, если бы у Гарри были другие приемные родители? Ученые и любящие его? Что, если бы он не воспринимал магию как некое волшебство, а рассматривал ее с точки зрения науки и рационального мышления? Что будет, если посмотреть на магию с научной точки зрения? Попытаться понять законы, на которых она построена, а не просто принимать на веру, что всё есть так, как есть? Если Гарри будет немного другим и думать немного по другому?

Тут надо сразу заметить, что с оригиналом я практически не знаком: прочитал в своё время одну-две книжки, но мне как-то не пошло и, в итоге, я не помню оттуда ровным счётом ничего, кроме, разве что, какого-то общего сюжетного плана. Возможно, тем, кто знаком со вселенной Роулинг, какие-то моменты могут показаться не очень качественно сделанными, но я практически ничего об этом не знаю, так что, на мой взгляд, всё вышло просто отлично.

Итак, начнём-с. Во-первых, Элиезер с ходу устраняет самую неразумную вещь, которую, на мой взгляд, сделали волшебники: он даёт Гарри нормальную семью, а не какой-то ужас, который оставляет главному герою детскую психологическую травму, вероятно, на всю жизнь. Но автор не останавливается на этом, он продолжает ломать устоявшиеся традиции одну за другой, он поднимает проблемы, которые были в оригинальной вселенной, ставит их на стол перед главным героем и, как бы говорит: «Реши!». Будь то исследование магии, загадка Того-Кого-Нельзя-Называть, проблемы факультета Слизерин (тут я не совсем уверен, ибо не помню, что было в оригинале) и прочее, и прочее. И Гарри всё это решает, можете быть уверены:) Впрочем, не всё и не всегда у него получается с первого раза (или вообще с какого-нибудь), он регулярно ошибается, также (на мой взгляд) реалистично переданы его не слишком многочисленные душевные терзания, что само по себе ставит книгу на уровень выше средней фантастики.

Ещё я заметил, что в некоторых обзорах упоминается, что в какой-то момент Элиезер забывает про «рациональность» и начинает просто писать, и в этом я совершенно не могу с ними согласиться. На мой взгляд, ситуация выглядит примерно так: если в первых главах автор постоянно делает акцент на «рациональности», чтобы читатель привык к тому, как действует Гарри, то впоследствии этого явно уже не произносится, но лейтмотив остаётся тем же самым. То есть Гарри и некоторые другие герои продолжают вести себя точно так же рационально, просто это не выставляется на показ и не подсвечивается неоновыми лампами.

Все, абсолютно все герои продуманы на очень высоком уровне, все сюжетные линии проливают на что-то свет, бесполезных персонажей и деталей просто нет, автор использует все возможности на полную катушку! Читать эту книгу было настолько увлекательно, что я, временами, буквально не мог оторваться, а иногда наоборот останавливался, чтобы подумать, что же именно произошло, и что должно произойти дальше. Иногда я угадывал, но иногда мне не хватало воображения/ума предсказать продолжение. Книжка, надо сказать, очень длинная, в несколько раз больше средней фантастической книги (я читаю на телефоне, и обычно он мне показывает, что в книге 700-1000 «экранов», для этой же книги этим числом стало 16 тысяч). Однако несмотря на это, никакой затянутости нет даже и близко! «Методы рационального мышления» настолько насыщены сюжетом и при этом настолько легко написаны, что просто диву даёшься, насколько хорошо у Элиезера развита фантазия и насколько большой объём информации и логических связей он может держать в голове.

Ну и радует большое количество отсылок к самым разным вселенным (Warhammer, Star Wars, Tengen Toppa Gurren Lagann), вставленные удивительно к месту и, иной раз, настолько ненавязчиво, что не всегда понимаешь, что это именно отсылка. Уверен, что вообще не заметил добрую половину из рефренов, что есть в книге.

Это, однозначно, одно из лучших произведений среди всех, что мне довелось прочитать (безотносительно жанра), хотя по манере повествования оно и не слишком напоминает фантастику. Оно одновременно и серьёзное, и не очень, в нём много довольно глубоких идей, но это не мешает лёгкости чтения, есть место юмору, есть место печали. Очень многогранное и, на мой взгляд, нешаблонное произведение.

Прошу прощения за несколько сумбурный отзыв, я всё ещё учусь оформлять свои впечатления в текстовой форме.

Фанфики (от «fan fiction», фанатская литература) - жанр, который обычно считается неприличным, маргинальным и исключительно графоманским. По общему (и справедливому) убеждению, фанфики обычно пишут юные поклонницы какого-либо творения поп-культуры, проецирующие на его героев свои фантазии и переживания.

Что будет, если за написание фанфика возмется не шестнадцатилетняя девочка, а специалист по искусственому интеллекту и один из самых известных идеологов ? Книга Элиезера Юдковски «Гарри Поттер и методы рационального мышления» - редкий случай, когда фанфик будет интересен и полезен не только поклонникам Джоан Роулинг. Есть мнение, что он оказался даже лучше оригинального произведения.

Для этой книги хорошо подходит определение, которое братья Стругацие когда-то дали своей повести «Понедельник начинается в субботу» - «сказка для научных сотрудников младшего возраста».

Книга переведена уже как минимум на русский, японский, корейский, французский, немецкий и испанский языки, а количество читателей давно вышло за пределы всякого приличия. В целом книга посвящена тому же, что и популярный блог Less Wrong , основателем которого стал Юдковски - развитию рациональности и преодолению когнитивных искажений .

Действие происходит в уютном и привычном мире магии, Пожирателей Смерти и Волан-де-Морта, - но в нём «что-то где-то когда-то пошло не так»:

  • Петуния Эванс вышла замуж не за скучного буржуа Вернона Дурсля, а за Майкла Верреса, профессора биохимии из Оксфорда.
  • Гарри Поттер вырос в доме, до краёв заполненном книгами. Однажды он укусил учительницу математики, которая не знала, что такое логарифм. Гарри прочёл «Гёделя, Эшера, Баха», «Принятие решений в неопределённости: Правила и предубеждения», первый том «Фейнмановских лекций по физике» и много чего ещё.
  • Все его знакомые боятся, что он станет следующим Тёмным Лордом, но у Гарри есть план покруче. Он собирается открыть законы магии и стать богом.
  • Гарри страдает своебразной формой диссоциативного расстройства личности: его внутренние «Я» ведут между собой диалоги и ожесточённые дискуссии.
  • Драко Малфой ведёт себя в точности как одиннадцатилетний мальчик, чей любящий отец - не кто иной, как Дарт Вейдер.
  • Дамблдор либо сумасшедший, либо ведёт какую-то очень сложную игру, которая включает в себя сжигание курицы.

Публикуем отрывок из 22 главы , в котором Драко и Гарри с помощью научных методов пытаются понять, почему в прошлом волшебники были могущественнее, чем сегодня.

Гарри вернулся к своей работе, быстро написал что-то ещё, после чего повернул пергамент так, чтобы Драко мог прочесть, что на нем написано. Драко склонился над столом. Гарри поднес светящуюся зелёную сферу поближе.

Наблюдение: Маги не так могущественны, как во времена основания Хогвартса.

Гипотезы:

  1. Магия уходит из мира сама по себе.
  2. Волшебники смешиваются с маглами и сквибами.
  3. Знания о могущественных заклинаниях утрачены.
  4. Волшебники в детстве неправильно питаются, или ещё что-то, не связанное с кровью, мешает им вырастать сильными.
  5. Технологии маглов влияют на магию. (Уже 800 лет?)
  6. У могущественных волшебников рождается меньше детей. (Драко = единственный ребёнок? Проверить наличие детей у трёх сильных магов - Квиррелла / Дамблдора / Тёмного Лорда.)

Эксперименты:

Хорошо, - Гарри теперь дышал немного спокойнее. - Когда нужно исследовать совершенно непонятное явление, разумнее всего провести несколько очень простых экспериментов, которые можно сделать сразу же.

Нам нужны какие-нибудь лёгкие проверочные вопросы, позволяющие сделать выбор в пользу одной из гипотез. Наблюдения, которые позволят нам выделить одну из них.

Драко, остолбенев, уставился в список. Внезапно он понял, что знает множество чистокровных магов, у которых только один ребёнок. Он сам, Винсент, Грегори, да практически все . Двумя самыми могущественными магами по общему мнению были Дамблдор и Тёмный Лорд, и ни один из них не имел детей, как и предположил Гарри…

Довольно трудно будет разделить номера 2 и 6, - сказал Гарри. - В обоих случаях речь идёт о крови - придётся составлять график угасания волшебства по времени, выяснять, есть ли в нём связь с числом детей у различных групп магов, измерять способности маглорождённых и сравнивать их со способностями чистокровных магов… - пальцы Гарри нервно барабанили по столу. - Давай пока что просто объединим пункты 6 и 2 и назовём их «гипотезой крови». Пункт 4 маловероятен - все бы заметили внезапное ослабление магии после перехода волшебников на новый рацион. И предположить, что его изменение происходило с одинаковой скоростью на протяжении 800 лет, тоже получается с трудом. Пункт 5 маловероятен по той же причине - угасание происходит постепенно, а технологический прорыв у маглов произошёл сравнительно недавно. Четвёртый пункт похож на второй, а пятый похож на первый. Так что главное, чтобы наш эксперимент выдавал различные результаты для гипотез 1, 2 и 3.

Гарри повернул листок к себе, обвёл эти цифры и повернул лист обратно.

Магия угасает, кровь слабеет, знание исчезает. Какой эксперимент позволит нам получить три разных результата и укажет на верность одной из гипотез? И что мы должны увидеть, чтобы понять, что все три теории ошибочны?

- Мне-то откуда знать! - выпалил Драко, - Почему ты спрашиваешь меня? Это ведь ты учёный!

Драко, - в просьбе Гарри сквозило отчаяние, - я знаю только то, что знают учёные-маглы! Это ты вырос в мире волшебников, не я! Ты больше знаком с магией, и ты больше знаешь о магии, и изначально это была твоя идея, так что подумай об этом как учёный и найди ответ!

Драко с усилием сглотнул и уставился на листок.

Магия угасает… волшебники смешиваются с маглами… знания теряются…

Как будет выглядеть мир, если магия угасает? - подсказал Гарри. - Ты больше знаешь о магии, тебе и думать. Представь, что рассказываешь мне об этом сказку. Что в ней будет происходить?

Драко представил.

Чары перестанут действовать.

Однажды волшебники проснутся и обнаружат, что их палочки - просто куски дерева…

Как будет выглядеть мир, если кровь магов становится слабее?

Люди не смогут делать то, что делали их предки.

Как будет выглядеть мир, если теряются знания?

Прежде всего, люди не будут знать, как вообще такие заклинания использовать… - произнёс Драко и удивлённо замолк. - Это ведь эксперимент, да?

Один из экспериментов, - решительно кивнул Гарри.

Он записал его на листке под заголовком «Эксперименты»:

А. Существуют ли заклинания, которые мы знаем, но не можем использовать (1 или 2) или утраченные заклинания, о которых ничего не известно, кроме факта их существования (3)?

Таким образом, это позволит отличить гипотезы 1 и 2 от гипотезы 3. Теперь нам нужно как-то различать 1 и 2. Магия угасает, кровь слабеет, как мы можем обнаружить разницу? - спросил Гарри.

Можно узнать, какие заклинания могли творить первогодки в Хогвартсе, - предложил Драко. - Если они были способны на заклинания заметно мощнее нынешних, значит кровь была сильнее…

Гарри покачал головой:

Или сама магия была сильнее.

Нам придётся найти способ, как отличить одно от другого.

Гарри встал со стула и начал нервно прохаживаться по классу.

Нет, погоди, твой способ всё-таки может быть полезен. Предположим, разные заклинания требуют разное количество магической энергии. В таком случае, если окружающая магия слабеет, то сначала пропадут мощные заклинания, а то, что все обычно учат на первом курсе, будет по-прежнему работать. - Шаги Гарри ускорились. - Это не очень хороший эксперимент, в большей степени он говорит о том, исчезает ли мощная магия или исчезает вся магия, чья-то кровь может быть слишком слабой для мощных заклинаний, но достаточно сильной для простых… Драко, тебе что-нибудь известно о том, были ли сильные маги в рамках одной эры, например, маги только этого века, сильными уже в детском возрасте? Если Тёмный Лорд использовал Охлаждающее заклинание в свои 11 лет, то замораживал ли он целую комнату?

Драко нахмурился, пытаясь вспомнить.

Не припомню, чтобы я слышал что-то о Тёмном Лорде, но Дамблдор творил нечто поразительное на своём экзамене по трансфигурации на пятом курсе… Полагаю, другие сильные волшебники также были заметны уже в Хогвартсе…

Гарри нахмурился, продолжая вышагивать.

Они могли просто усерднее учиться. Тем не менее, если первогодки учили те же самые заклинания и их сила не отличалась от современной, мы можем считать это слабым свидетельством в пользу 1 перед 2… подожди. - Гарри замер. - У меня есть другой эксперимент для различения 1 и 2. Мне потребуется время, чтобы объяснить его суть, он использует некоторые научные знания о крови и наследственности, зато его несложно провести. Если мы объединим твой эксперимент и мой эксперимент и они оба укажут на один из вариантов, то у нас будет хорошая подсказка. - Гарри почти бегом вернулся к столу, взял пергамент и написал:

B. В древности первогодки использовали те же заклинания с той же силой, что и сейчас? (Слабое свидетельство в пользу 1 перед 2, но, возможно, ослабление крови влияет только на мощные заклинания.) C. Дополнительный эксперимент на различение 1 и 2 с использованием научных знаний о крови, объясню позже.

Хорошо, - сказал Гарри. - По крайней мере, мы можем попытаться различить 1, 2 и 3. Давай начнём прямо сейчас. Мы сможем напридумывать других экспериментов уже после того, как попробуем те, что есть. Будет выглядеть несколько странно, если Драко Малфой и Гарри Поттер станут ходить вместе и задавать вопросы, но у меня есть идея. Ты пройдёшь по Хогвартсу, найдёшь старые портреты и спросишь их о том, какие заклинания они изучали на первом курсе. Это просто портреты, они не заметят ничего странного в том, что Драко Малфой задаёт такие вопросы. А я порасспрашиваю портреты поновее и живых людей о заклинаниях, которые мы знаем, но не умеем использовать. Никто не заметит ничего необычного в том, что странные вопросы задаёт Гарри Поттер. На меня ложится сложное исследование по забытым заклинаниям, потому я попрошу тебя собрать данные для моего научного эксперимента. Это простой вопрос, который можно задать портретам. Наверное, тебе лучше его записать. Готов?

Драко вновь сел и, покопавшись в сумке, достал пергамент и перо. Когда всё было готово, он поднял голову и решительно сказал:

Найди портреты, которые были знакомы с какой-нибудь женатой парой сквибов… не делай такое лицо, Драко, это важные сведения. Опроси новые портреты гриффиндорцев, например. Нужно найти тех, кто был знаком с какой-нибудь женатой парой сквибов достаточно хорошо, чтобы назвать имена всех детей. Запиши имя каждого ребёнка и укажи, был ли ребёнок волшебником, сквибом или маглом. Если они не знают, был ли ребенок сквибом или маглом, то пиши «не волшебник». Запиши это для каждого ребёнка пары, без исключения. Если портрет знает лишь имена детей-магов, но не знает имена всех детей, то не записывай для этой пары вообще ничего . Очень важно получить сведения только от того, кто знает всех детей семейства сквибов, знает хотя бы поимённо. Постарайся записать хотя бы сорок имён, если получится. И если хватит времени на большее, то ещё лучше. Тебе всё понятно?

Повтори, - проговорил Драко, когда закончил записывать, и Гарри повторил.

Всё понятно, - заключил Драко, - но зачем…

Это связано с одним из секретов крови, который уже открыт учёными. Я объясню, когда ты вернёшься. Встретимся здесь снова через час, в 18:22. Готов?

Драко решительно кивнул. Всё это происходило в большой спешке, но ему давно объяснили, когда нужно спешить.

Тогда вперёд! - воскликнул Гарри Поттер. Он стянул плащ с капюшоном, скормил его своему кошелю и не дожидаясь, пока тот доест, повернулся и поспешил к двери, по пути натолкнувшись на стол и чуть не упав.

Когда Драко освободился от своего плаща и сложил его в сумку, Гарри Поттер уже исчез.

Драко выскочил из класса почти бегом.

Целиком книгу можно прочесть . Рекомендуем также познакомиться с блогом Юдковски Less Wrong , на котором, благодаря усилиям российских энтузиастов, регулярно появляются новые переводы.

Не спешите.

Существует небольшое число художественных или научно-популярных книг, автор которых прямо говорит о таких вещах, как научный метод, когитивные искажения, истинная рациональность и прочее, что на самом деле отличает ученого от других людей. Еще меньше из них написаны интересно. И, конечно же, среди них почти совсем нет того, что мы называем фанфиками - то есть написанных по мотивам какого-то другого известного произведения. Кто будет писать серьезные вещи в столь несерьезной форме?

А между тем, идея - гениальна.

В самом деле, ученый - это человек, исследующий мир. Реальный мир исследован глубоко, и интересно проиллюстрировать на процессе его исследования то, что происходит в голове у исследователя - задача очень сложная. Выдуманный фантастический мир был бы раем для ученого (он бы нашел в нем много логических неувязок, хаков и брешей и наизобретал бы на их основе массу удивительного) но увы - по законам литературы автор обязан верить в свой мир и не допускать сознательных дыр в его структуре.

Но если взять не свой, а чужой мир? Желательно, конечно, что бы этот мир был уже широко известен публике. Хорошо, если этот мир - фантастичен (в фантастике всегда найдутся логические дыры мироустройства разного калибра). Превосходно, если этот мир будет допускать возможность попадания в него ученого из нашего мира.

Harry Potter and the Methods of Rationality.

Целиком читать оригинальную гепталогию о приключениях юного волшебника со шрамом для понимания этой книги в общем даже не обязательно. Но, как и любой фанфик, эта книга рассчитана на прочитавшего сагу Роулинг хотя бы частично читателя.

Автор - Элиезер Юдковский , создатель сайта yudkowsky.net , трансгуманист и теоретик искусственного интеллекта, автор множества работ про разные интересные свойства того, что творится у вас между ушей. Наверное, он бы с удовольствием сделал главным героем фанфика самого себя, но увы, у него много дел в мире маглов. Поэтому в роли ученого будет выступать сам мистер Поттер.

Гарри Поттер - вундеркинд. В этой истории ему повезло с отчимом-профессором, так что теперь у него хорошее научное воспитание и образование. Баги и погрешности волшебного мира будут исследованы им со всей беспощадностью. В роли инструментов познания выступит теорема Байеса, бритва Оккама, теория информации, теория интеллекта, экспериментальная психология, философия трансгуманизма и другие вещи, куда более интересные, чем придуманный Роулинг мир сам по себе. Придется, конечно, изменить и некоторых других персонажей, что бы сделать их более соответствующими Рациональному Гарри. Например Этого-Как-Его-Там-Зовут. В конце концов, мир не должен сдаваться исследователю слишком легко, правда?

Будет весело.

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Мы рады представить вам электронную версию этой замечательной книги.

Глава 1. Крайне маловероятный день

Отказ от прав: Гарри Поттер принадлежит Дж. К. Роулинг, методы рационального мышления не принадлежат никому.

В лунном свете блестит полоска серебра…

(падают тёмные одежды)

...кровь льётся литрами, и слышен крик.

Все стены до последнего дюйма заняты книжными шкафами. В каждом - по шесть полок, и шкафы почти доходят до потолка. Часть полок плотно заставлена книгами в твёрдом переплёте: математика, химия, история и так далее. На других полках в два ряда стоит научная фантастика в мягкой обложке. Под второй ряд книг подложены коробки и деревянные бруски так, что он возвышается над первым и можно прочитать названия стоящих в нём книг. Но и это не всё: книги перебираются на столы и диваны, образуют небольшие стопки под окнами.

Так выглядит гостиная дома, в котором живут известный профессор Майкл Веррес-Эванс и его жена, миссис Петуния Эванс-Веррес, а также их приёмный сын, Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес.

На столе в гостиной лежит письмо, а рядом с ним - желтоватый пергаментный конверт без марки. На конверте изумрудно-зелеными чернилами написано, что письмо адресовано «мистеру Г. Поттеру».

Это ведь шутка, да? - по тону Майкла можно было понять: он весьма опасается, что жена говорит серьёзно.

Моя сестра была ведьмой, - нервно, но настойчиво повторила Петуния. - А её муж - волшебником.

Это абсурд! - отчеканил Майкл. - Они же были на нашей свадьбе, они приезжали на Рождество...

Я просила их ничего тебе не рассказывать, - прошептала Петуния, - но это чистая правда, я сама видела....

Профессор закатил глаза:

Дорогая, я знаю, ты не читаешь скептическую литературу и можешь не понимать, как легко для обученного фокусника делать невозможные на первый взгляд вещи. Помнишь, я учил Гарри гнуть ложки? И если вдруг тебе казалось, что они угадывали твои мысли, то такой приём называется холодное чтение.

Это было не сгибание ложек.

Петуния прикусила губу.

Так просто не рассказать. Ты подумаешь, что я... - она сглотнула. - Послушай, Майкл, я не всегда была... такой, - она махнула рукой вниз, обозначая точёную фигуру. - Лили изменила мою внешность. Потому что я... я умоляла её. Долгие годы я умоляла. Всё детство я плохо к ней относилась, потому что она всегда была красивее меня, а потом у неё проявился магический дар. Можешь представить, как я себя чувствовала? Я годами умоляла её сделать меня красивой. Пусть у меня не будет магии, но будет хотя бы красота.

В глазах Петунии стояли слёзы:

Лили отказывала мне по разным нелепым причинам, говорила, будто наступит конец света, если она немного поможет родной сестре, или что кентавр запретил ей это делать, и тому подобную чепуху, и я её за это ненавидела. И после школы я встречалась с этим Верноном Дурслем, он был толстый, но кроме него никто из парней в университете со мной вообще не разговаривал. Он говорил, что хочет детей, и чтобы первенца звали Дадли. Я тогда подумала: «Какие же родители назовут своего ребёнка Дадли Дурсль?». И тут вся моя будущая жизнь словно бы встала у меня перед глазами, и это было невыносимо. Я написала сестре, что, если она мне не поможет, то я…

Петуния запнулась и тихо продолжила:

В конце концов она сдалась. Она говорила, что это опасно, но мне было наплевать. Я выпила зелье и серьёзно болела две недели. Зато потом моя кожа стала чистой, фигура похорошела и... Я стала красивой, люди начали относиться ко мне добрее, - её голос сорвался, - после этого я больше не могла ненавидеть сестру, особенно когда узнала, к чему в итоге её привела эта магия.

Дорогая, - нежно ответил Майкл, - ты заболела, набрала правильный вес, пока лежала в кровати, а кожа стала лучше сама по себе. Или болезнь заставила тебя изменить рацион.

Она была ведьмой, - настаивала Петуния. - Я видела, как она творила чудеса.

Петуния всплеснула руками. Она почти плакала.

Милый, я всегда проигрываю тебе в споре, но пожалуйста, поверь мне сейчас...

- Папа! Мама!

Они замолчали и оглянулись на Гарри, который, оказывается, тоже был в гостиной всё это время.

Мальчик сделал глубокий вдох.

Мама, насколько я понимаю, у твоих родителей не было магических способностей?

Нет, - Петуния озадаченно посмотрела на него.

Получается, что никто из членов вашей семьи не знал о магии, пока Лили не получила пригласительное письмо. Каким образом убедили их ?

Тогда было не только письмо. К нам приходил профессор из Хогвартса. Он… - Петуния бросила взгляд в сторону Майкла. - Он показал нам несколько заклинаний.

Значит, спорить по этому поводу совершенно ни к чему, - твёрдо заключил Гарри. Впрочем, надежды, что хотя бы сейчас родители к нему прислушаются, было мало. - Если всё правда, то мы можем просто пригласить профессора из Хогвартса. Если он продемонстрирует нам магию, то папе придётся признать, что она существует. А если нет, то мама согласится, что всё это выдумка. Нужно не ссориться, а провести эксперимент.

Профессор повернулся и, как всегда снисходительно, посмотрел на него сверху вниз:

Гарри? Магия? В самом деле? Я думал, уж ты-то знаешь достаточно, чтобы не воспринимать её всерьёз, хоть тебе и десять лет. Сынок, магия - самая ненаучная вещь, которую только можно себе представить!

Гарри кисло улыбнулся. Майкл относился к нему хорошо - вероятно, лучше, чем большинство родных отцов относятся к своим детям. Гарри отправляли учиться в лучшие школы, а когда с ними ничего не вышло, для него стали нанимать частных преподавателей из бесконечной вереницы голодающих студентов. Родители всегда поддерживали Гарри в изучении всего, что только привлекало его внимание. Ему покупали все интересующие его книги, помогали с участием в различных конкурсах по математике и естественно-научным предметам. Он получал практически всё, что хотел, в разумных пределах. Единственное, в чём ему отказывали, так это в малейшей доле уважения. Впрочем, с какой стати штатному профессору Оксфорда, преподающему биохимию, прислушиваться к советам маленького мальчика? Он, конечно, «проявит заинтересованность», ведь так положено поступать «хорошему родителю», к каковым профессор, несомненно, себя относил. Но воспринимать десятилетнего ребёнка всерьёз ? Вряд ли.

Иногда Гарри хотелось накричать на отца.

Мам, - сказал он, - если ты хочешь выиграть у папы этот спор, посмотри вторую главу из первого тома лекций Фейнмана по физике. Там есть цитата, в которой говорится, что философы тратят уйму слов, выясняя, без чего наука не может обойтись, и все они неправы, потому что в науке есть только одно правило: последний судья - это наблюдение. Нужно просто посмотреть на мир и рассказать о том, что ты видишь. И... я не могу вспомнить с ходу подходящую цитату, но с научной точки зрения решать разногласия нужно опытным путём, а не спорами.

Мать посмотрела на него сверху вниз и улыбнулась:

Спасибо, Гарри, но... - она с достоинством взглянула на мужа, - я не хочу выигрывать спор у твоего отца. Я лишь хочу, чтобы мой муж прислушался к любящей его жене и поверил ей.

Гарри на секунду закрыл глаза. Безнадёжны . Его родители просто безнадёжны.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.