Древний алфавит финикийцев. Финикийская письменность

Сергей Шумаков

Три с половиной тысячи лет назад в Восточном Средиземноморье обитал семитский народ, который мы теперь знаем под именем финикийцев. Финикийцы были искусными мореплавателями. Они плавали вокруг Африки, регулярно ходили за оловом на Британские острова, и даже, по мнению некоторых, возможно, побывали в Америке.
Однако, несмотря, на эти достижения, финикийцы долгое время не имели собственной письменности: в деловой и дипломатической переписке они использовали аккадский язык, что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение - она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Но вот однажды в у финикийцев появляется качественно новое письмо – алфавитное. Его преимущество состояло в том, что буквами этого письма можно было писать на любом языке.
То, что все современные алфавиты происходят от финикийского, давно установленный факт, но от чего произошёл сам алфавит, выяснить учёной братии так и не удалось: ни одна из систем письма, существовавших на Древнем Востоке, не может быть его предком, а попытки доказать происхождение финикийского алфавита от письма египтян явно притянуты за уши.
Тем не менее, ответ на вопрос о происхождении финикийского письма даёт само начертание букв, и анализ этого начертания позволяет сделать однозначный вывод о том, что алфавит, который они приспособили к своему языку, финикийцы привезли либо из тех мест, где обитал тогда ещё общий балтославянский народ.
Но почему мы считаем, что именно финикийцы заимствовали алфавит у наших предков, а не наоборот?
Начнём с того, что финикийский алфавит не имеет гласных. Так произошло потому что тот язык, в котором первоначально существовал этот алфавит, обладал избыточной консонантностью, то есть, представлял собой нагромождение согласных. Именно таким языком и был наш древний язык, от которого происходят германские, романские, арийские, языки, а также греческий, армянский и даже албанский.
Ныне из языков-потомков избыточную консонантность отчасти сохранил лишь армянский. Вспомните в этой связи армянское имя Մկրտիչ (Мкртч), в котором вообще нет ни одной гласной! Единственным гласным звуком в нашем тогдашнем языке был звук «ы», но не просто ы, а ы-краткий. Этот звук, помимо воли говорящего, всё время проскакивал между согласными. Звук этот в старославянском языке обозначался буквой «Ъ», сохранившей своё фонетическое значение лишь на български език, где его характеризуют как «полузатворената задна незакръглена гласна». Для его фонетического обозначения используют знак [ɣ], а в казахском языке – букву «Ұ». Со временем появился и его мягкий вариант, который теперь выглядит как «й». Образовался он из звука , обозначаемого в теперешнем сербском языке буквой «Љ». В глаголице этот звук обозначался через знак «Р», а в кириллице – через «Ь».
Все гласные в этом письме, то есть все обе – «Ъ» и «Ь» – обозначались буквой «», которую финикийцы назвали йод.
Предпосылки создания алфавитной системы вытекали из особенностей тогдашнего языка наших далёких предков, состоявшего из тех самых двухбуквенных первооснов. Сегодня, спустя многие тысячелетия, прошедшие со времени изобретения нашего алфавита, мы можем легко восстановить структуру нашего тогдашнего языка. Нашим же предкам эта структура была понятна и безо всякой реконструкции, и если один человек изобразит изогнутую палку, другой сразу понимал, что это изображение означает Г(К)Н – предлог направления, означающий ‘книзу’. От этого предлога, как вы помните, произошли и «гнуть», и «конь», и «колени». От него же произошёл и предлог «in».
Но многие люди тогда помнили или понимали, что сама первооснова ГН состоит из «Г(К)», означающего наш современный предлог «к», и «н», означающего ‘низ’. Поэтому изображение согнутой палки «», названное семитами словом «гимель», означающим верблюда, ассоциировалось у нас именно с «Г».
Если же ветку сломать до конца, то получается первооснова ЛМ, в словах, не относящихся к ломанию, практически не встречающаяся. Именно сломанную ветвь и обозначает буква «» (ламед), название которой с семитских языков переводится как стрекало или, говоря по-латыни, стимул – острая палка, которой подгоняли скот.
Буква, обозначаемая знаком «», звучала как [м]. Буква эта называлась мем. Мем по-семитски это ‘воды’. Слово это употребляется только во множественном числе, и волна в верхней части знака также указывает на воду. В нашем же языке этот знак назывался морем. Это самое море на многих языках-потомках звучит одинаково. В армянском море называется маўр, а в ирландском – muir. Даже в финском языке море называется мери, поскольку древние протофинны до прихода на берега Балтики моря не видели, и им пришлось заимствовать это слово у живших там предков современных славян и балтов.
То же самое и с буквой, названной по-семитски словом «шин», означающем зуб. В нашем языке эта буква происходит от первоосновы ШВ, означающей ‘шить/шов/швея’. Изображение же шва легко угадывается в знаке «».
От первоосновы ДЎ, от которой произошли и два, и дверь, и двор, и глагол «двигать», происходит финикийская буква «», которая и по-семитски тоже называется дверью. У этой первоосновы ДЎ, как и у первоосновы ГН, также была полуоснова «Д». Означала она то же самое, что и предлог «до».
Однако многие семитские названия финикийских букв не совпали с нашими в виду языковой разницы. Так, буква «r», названная семистким словом «реш», означающим ‘голова’. Наша голова происходит, как вы помните, от первоосновы Г(К)Л, от которой происходят и кол, и прилагательное «голый». Ничего же похожего на «р» в нашей голове нет. Правда, некоторые сторонники ностратической теории выдвинули предположение, что от слова «реш» происходит слово «решать», но мы-то знаем, что наша древняя первооснова РШ означала ‘отвязывать/отпускать/разРеШать’.
От чего же тогда происходит значок « »? Вестимо от топора. Топор слово древнее. От него произошли и армянское տապար (тапар), и заимствованное финнами tарраrа, и древненорвежское tараroх «боевой топор», и даже староанглийское tæpperæх – ‘топорик’, и даже персидское تبر. Однако этот топор обозначался другим значком – значком « », обозначающим именно двусторонний боевой топор.
Значок же «» означал тот топор, который происходит от первоосновы РБ, означающей ‘рубить’, ‘рубеж’ и ‘рубец’. Собственно говоря, наши буквы называются БуКвами по той причине, что их вырубали на БуКовых дощечках.
Если происходит от руба-топора, то знак , называемый по-семитски куф, происходит от слова «коп». В индоевропейском языке основе оно означало "колоть", и в русском языке от слова «копь» происходит слово «копьё». От этого же древнеиндоевропейского корня происходит и греческое слово «κόπτω». Однако не только оно происходит от слова «коп». Есть ещё и слово «копать», и рисунок буквы первоначально обозначал не что иное, как лопату.
Происхождение финикийской буквы «» учёная братия однозначно объяснить не может. По наиболее распространённой теории, это слово «חֵית» [хет], которое с еврейского переводится как живой. Некоторые утверждают, что это שור (шур), которое переводится как бык, стена или враг, но ближе всех к истине те, кто утверждает, что это אסכלה (х аскала х) – ‘решётка’, ‘лестница’ и ‘сеть’. Израильские лингвисты считают, что именно от этого слова произошло греческое «σκάλα» и латинское «scala» – лестница. Однако на самом деле это та самая сеть «хота», с которой, как вы помните, ходили на оХОТу. Происходит она от первоосновы ХТ, из которой получились не только упомянутые в этой книге сеть и охота, но также то, что в современном русском языке называется словом «хата», а в новоанглийском словом «hut». Какая связь между хатой и cетью? Сетью накрывают, а хату кроют. Для всего, чем кроют и что накрывают, она использовалась до изобретения второосновы КР+ОЙ, где ОЙ, находясь на конце слова превратился потом не в «e», а в «ы». После же её изобретения и появились такие слова, как «крыша», «кров» или греческое «κρυπτο» (крипто). Образовалась эта второоснова достаточно поздно – уже после появления дифтонгов, примерно в XXIV веке до нашей эры.
От этой же первоосновы образовалось и крыдло, ныне известное как крыло, которым птицы накрывают своих птенцов.
Больше всего вопросов вызывает знак «», очень напоминающий шанырак – дырку от юрты, красующуюся на киргизском флаге и на казахском гербе. Именно из этого знака происходит кириллическая «Ө» (фита), обозначавшая, наряду с обычным фертом, звук [ф]. По-финикийски буква эта называлась словом «», звучавшим как и означавшим, предположительно, колесо, на которое эта буква чрезвычайно похожа. Правда, в древнееврейском, очень похожем на финикийский, колесо это всего-навсего גלגל (гыл-гыл) – звукоподражание его скрипу, но, тем не менее, наши колёса – что ратай, что кўеркдло – с «т», а тем более с межзубного «T» не начинаются. Что же такое «» на самом деле? На самом деле это щит. В те времена он назывался словом «скид». СК превратилось в славянское ШТ и в русское Щ гораздо позднее. Во всех языках-потомках в начале слова осталось СК: вспомните ирландское sciath, литовское skydas, исландское skjoldur и латинское scūtum! Да и внешне эта буква похожа не столько на колесо, сколько на щит – у колеса, как вы помните, в середине есть дырка, в которую вставляют ось, а в букве «» такой дырки не наблюдается.

Появление алфавитного письма в Финикии стало одним из поворотных моментов в истории Древнего Востока. Согласно исследованиям историков, оно впервые появилось в 13 веке до н.э., по всей видимости, именно это письмо стало основой, на которой впоследствии было создано письмо древних греков и римлян. Латиницей пользуются по всему миру и по сей день, поэтому вклад финикийцев в мировую культуру можно назвать неоценимым.

Финикийская письменность была консонантной, это значит, что они для записи своих слов применяли только согласные звуки, при этом читатель мог сам решать, какие гласные использовать. Запись текста производилась справа налево. Сложно сказать, был ли алфавит финикийцев самым первым в мире, однако именно письменность Финикии стала той основой, на которой сформировалась большая часть современных письменных систем. Историки пока не могут прийти к согласию в вопросе времени происхождения этого языка.

В 1922 году археологи, проводя расследования в Библе, обнаружили саркофаг правителя Ахирама, на поверхности которого была высечена надпись на языке финикийцев. Пьер Монте, обнаруживший саркофаг, и прочие исследователи, посчитали, что его создали в 13 веке до н.э., однако в конце прошлого столетия Гибсон установил, что надпись была создана в 11 веке до н.э. Вместе с тем, в саркофаге была и посуда, относящаяся к 7 веку до н.э., поэтому никто не может сказать с уверенностью, когда именно зародился финикийский язык.

Появление алфавитного письма в Финикии не ознаменовало появление первой фонетической записи письма, эта заслуга была отнесена к шумерам. При этом символы финикийцев напоминают скандинавские руны по своим формам, и совершенно отличаются от принятой в Передней Азии клинописи. Это явление некоторые ученые связывают с так переселением так называемых «народов моря».

В конце 13 века до н.э. из-за моря в Переднюю Азию прибыло множество различных народов, которые ослабили существующие там государства, и создали свои собственные. Благодаря этому Финикия смогла просуществовать около четырехсот лет самостоятельно, хотя до этого местные города всегда были частью того или иного государства.

Самые ранние следы применения алфавитных линейных письменных систем были отнесены к 19 веке до н.э., историки смогли обнаружить так протохаанейский и протосинайский алфавиты. Авторы этих алфавитов попытались улучшить древнее пиктографическое письмо, в них используются упрощенные пиктографические модели, однако каждый символ получил фонетическое содержание. Для записи звука было использовано упрощенная пиктограмма, изображающая предмет, название которого начинается с той или иной буквы.

Письменность Финикии стала своего рода переворотом в древнем мире, благодаря ей письменность стала доступной для большей части населения. В первом варианте для читающих был своего рода подсказки, которые облегчали его понимание. Простота такой письменности позволила ей получить широкое распространение по обширным территориям, на которых проживали народы западносемитской группы. Кроме того, такое письмо можно было заносить на разного типа поверхности, в то время как клинопись в большинстве случаев заносили только на глиняные таблички. Гибкость созданной финикийцами фонетической системы дает возможность использовать ее для записи текстов, на языках, относящимся к иным языковым группам. Такую систему быстро адаптировали под свои нужды греки, а затем подобную стали использовать римляне.

Часть 1. Троянская война

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит . По Геродоту, Кадм - легендарный основатель Фив в Беотии, сын финикийского царя Агенора, финикиянин по рождению, впервые ввел в Греции буквы и письмена.

Римский писатель Юстин, обрабатывая «Всемирную историю» Помпея Трога 1 в. до. р.х. написал: «Ибо так же как народ этрусков, живущих на побережье Тосканского моря, пришел из Лидии, так и венеты , известные как обитатели Адриатического моря, были изгнаны из захваченной Атенором Трои ». (о вятичах см. ).

Другие факты:

Ломоносов М.В. "Древняя Российская История..."

Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоят почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славян вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими.

Плиний пишет, что "за рекою Виллиею страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади окружена Галатиею. Город милезийский Мастия, потом Кромна. На сем месте Корнелий Непот присовокупляет енетов и единоименных им венетов в Италии от них происшедшими быть утверждает".

Непоту после согласовался Птоломей, хотя прежде иного был мнения. Согласовался Курций, Солин. Катон то же разумеет, когда венетов, как свидетельствует Плиний, от троянской породы производит . Все сие великий и сановитый историк Ливий показывает и обстоятельно изъясняет. "Антенор, — пишет он, — пришел по многих странствованиях во внутренний конец Адриатического залива со множеством енетов, которые в возмущение из Пафлагонии выгнаны были и у Трои лишились короля своего Пилимена: для того места к поселению и предводителя искали. По изгнании евганеев, между морем и Алпийскими горами живших, енеты и трояне одержали оные земли. Отсюду имя селу — Троя; народ весь венетами назван ".

Егор Классен. "Древнейшая история славян..."

Известно из истории, что Трояне назывались сперва Пеласгами, потом Фракийцами, после того Тевкрами, затем Дарданами и, наконец, Троянами , а остатки их после падения Трои Пергамлянами и Кемеянами; ибо Кемь и Пергам построил Эней после падения Трои и в них поселились Трояне, избежавшие гибели в Илионе. Эти факты заимствованы как у греческих и римских историков, так и из самой Илиады. Греки называют Троян, Македонцев и Фригиян Фракийцами , да и сами Трояне так же называют себя, а вместе с тем и подвластных себе Фригийцев и союзных Македонцев. Если бы мы даже и не знали, что Фракийцы происходят от Пеласгов , то и тогда на вопрос, кто же были фракийцы, мы отвечали бы по историческим фактам так: у Фракийцев, равно как и у Пеласгов, мы встречаем множество племенных названий чисто славянских, между которых, по Геродоту, есть Руссы и Руссины . Кроме того, Фракийцы носили чубы, как Малороссияне; могилы у них делались насыпью, как вообще у всех Славян; при погребении покойников соблюдались все славянские обряды и даже нанимались плакальщицы. На бой они выходили преимущественно пешие; вооружение у них было славянское. Это подтверждается всеми древними историками; следовательно, Фракийцы должны были быть Славяне. Но теперь, имея выводы Apendini о том, что Фракийцы и Македоняне говорили славянским языком , и подробнейшие выводы Г. Черткова о Пеласго-Фракийском племени, мы убеждаемся несомненно, что Фракийцы были славяне, следовательно, и Трояне также. Относительно славянства последних заметим еще в дополнение, что два сына Приамовы носили имена чисто славянские, а именно Троил и Дий . Первое имя сохранилось у нас на пушке, стоящей в Московском Кремле; другое известно из славянской мифологии.

Историю покорения Трои писал Дит, грек, и Дарий, а по другим Дарет, фригиец. Оба они были личными свидетелями этой битвы и оба утверждают, что Трояне не знали греческого язык а во время пристания к Берегам их Язона. Этим ясно определяется, что Трояне не греческого племени . По сказанию тех же летописцев, Трояне называли Греков зверонравными; этим свидетельствуется, что просвещение Троян было выше такового же у Греков. Впрочем, это последнее мнение подтверждается еще и тем, что Троянам известны уже были живопись, механика, музыка, комедия и трагедия, когда Греки знали одну только грабительную войну, ее зверство и хитрости. Упомянутые историки пишут, что в Трое были отдельные улицы для каждого мастерства , как, например, бронная, котельная, таганная, кожевенная, рогожная, кошельная, усмарьная (что значит на малороссийском языке сапожная) и пр. То же самое мы встречаем в древних больших городах русских; возьмем для образца Москву; в ней мы находим улицы или бывшие отдельные слободки промышленников с подобными названиями: так, вы видите бронную, котельники, таганку, кожевники, рогожскую, кошели, сапожки, а также сыромятники, звонари и проч.

Диана была богинею охоты у Троян , что подтверждает троянский жрец Колхас, советовавший грекам принесть ей жертву для получения победы. У современных Троянам Скифов и у позднейших их потомков - Славян богиня охоты была под тем же именем . Греки же называли ее Артемидою; Эней перенес славянское ее название в Италию. Но если Грек писал Илиаду, то отчего же он не назвал свою богиню греческим ее именем? Оттого, что во время падения Трои не было у Греков ни Дианы, ни Артемиды.

Бальзамирование трупов было известно и употреблялось, кроме Египтян, только у Скифов и Троян . Историки Фригии и Илиада повествуют, что у Троян был обычай рыданий по усопшим и за гробом шли обыкновенно плакальщицы с распущенными волосами , сопровождая покойника рыданием и причитаниями. Этот обряд существует у нас на Руси и по сие время .

Руссы во время осаждения Трои были союзниками Троян , ибо Антиф (Антип, Antyphos) привел Русь к Троянам; он начальствовал 30-ю кораблями, с народами из Nisyros, Karpathos, Kasos, и Ros, т.е. Нижанами-Руссами, Хорватами, Казями (Казарами) и Русью.

Дополним к этому, что италийский надгробный памятник Энея ясно говорит, что Трояне были Руссы .

Скандинавские предания, разобранные нами в 4-м выпуске, также утверждают связь славяно-русского севера с Троянами ; кроме того, многие Франки доказывали, что они выселенцы из Трои (Франки = Фракийцы) ; в числе их франкский герцог Оттон и брат его Бруно впоследствии Папа, Григорий V, утверждали происхождение свое из Трои. А как Франки же построили и город Руссилион, то самое название города свидетельствует, что он построен был Руссью Илионскою .

Заметим здесь, что не одни мы признаем Троян за Славяно-руссов, еще в прошлом столетии Р. Ch. Levesque (род. 1736) доказывал, что Латины обязаны Славянам корнями своих слов и предки Латинов и Славян слишком рано, т.е. до происхождения от них Троян и Венетов, разделились .

Часть 3. Финикийская письменность

Из книги Александра Волкова "Загадки Финикии":

Немногие древние народы могут похвастаться таким количеством изобретений, изменивших судьбу человечества, как финикийцы: корабли и пурпур, прозрачное стекло и алфавит. Пусть не всегда они сами были их авторами, но именно они внедряли эти находки и усовершенствования в жизнь, а также популяризовали их.

Говорили они на языке, которого давно уже нет. Финикийский язык - это один из семитских языков, и его ближайшие родственники - древнееврейский (иврит) и моавитский, о котором мы знаем лишь по одной сохранившейся надписи . Обычно три этих языка, именуемых также «ханаанейскими», противопоставляют арамейскому. В то же время вместе с арамейским языком они составляют северо-западную ветвь семитской языковой семьи, в которую входят также восточная (аккадская) и южная, или арабо-эфиопская, ветвь.

Почти все ханаанейские языки мертвы. Единственное исключение - иврит, государственный язык Израиля. Мы можем судить о родственных ему языках лишь по сохранившимся текстам.

На финикийском языке говорили жители прибрежных районов Ливана, Палестины и Южной Сирии, а также часть населения Кипра. Он известен нам лишь по надписям, древнейшая из которых датируется примерно 1000 годом до нашей эры. Литература на финикийском языке, о существовании которой говорят и греческие, и римские авторы, полностью утрачена.

Создание алфавита - величайшее культурное достижение финикийцев. С их родины, с узкой береговой полоски на территории современного Ливана, алфавит начал триумфальное шествие по миру. Постепенно финикийский алфавит и родственные ему системы письма вытеснили практически все другие древние формы письменности, кроме китайской и производных от нее. Кириллица и латиница, арабское и еврейское письмо - все они восходят к финикийскому алфавиту. Со временем буквенный шрифт стал известен в Индии, Индонезии, Средней Азии и Монголии. Финикийцы создали «универсальную систему письма, совершенство которой доказано всей последующей историей человечества, ибо ему с тех пор не удалось придумать ничего лучше», - писал Г.М. Бауэр.

Для создания своей оригинальной системы финикийцы использовали в качестве букв, как считает большинство специалистов, видоизмененные египетские иероглифы. Самые древние надписи, напоминающие более позднее финикийское письмо, были найдены в Палестине и на Синайском полуострове, где египтяне и семиты довольно тесно контактировали.

Однако, как подчеркивал И.Ш. Шифман, «знаки синайской и собственно финикийской письменности, служившие для обозначения одних и тех же звуков, сильно отличались друг от друга . Это не дает возможности считать синайское письмо непосредственным предком финикийской графики , несмотря на всю соблазнительность такого рода предположений, широко распространенных в научной литературе».

Долгое время в Финикии сосуществовали разные системы письма: аккадская клинопись, псевдоиероглифика, линейное. Лишь к концу II тысячелетия до нашей эры более доступное линейное письмо победило. Финикийское линейное письмо насчитывало всего 22 согласные буквы... Другое неудобство связано с тем, что финикийцы со временем отказались от так называемых словоразделителей (в нашем языке их роль играет пробел, разделяющий слова). В древнейших надписях имелись вертикальные линии или точки, помечавшие, где кончается слово. Начиная с VIII века до нашей эры эти значки вышли из употребления. Теперь слова в надписях сливаются друг с другом.

Самые ранние финикийские надписи, известные нам, относятся лишь к ХI веку до нашей эры. Выполненные на наконечниках стрел, они указывали на имена владельцев. Были найдены в долине Бекаа и неподалеку от палестинского Вифлеема. Пять надписанных наконечников являются важнейшими памятниками письменности ХI века до нашей эры. Самый длинный образец раннеалфавитного письма - надпись на саркофаге царя Ахирама из Библа.

Когда финикийцы проникли в бассейн Эгейского моря, греки познакомились с их алфавитом и, поняв его преимущества, заимствовали. По-видимому, это произошло в IХ веке до нашей эры. Очевидно, первыми переняли новую систему письма греки, проживавшие на островах Эгейского моря по соседству с финикийцами. Они не забывали, кому обязаны этим шрифтом, и довольно долго называли его «финикийскими знаками». Со временем греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, в отличие от принятого у финикийцев и евреев направления справа налево. Форма их написания стала стандартной самое позднее к IХ веку до нашей эры. Этот тип написания букв колонисты увозили с собой на запад. Поэтому классическая финикийская письменность почти не отличалась во всех областях Средиземноморья. Именно эту форму письменности восприняли греки, а также этруски .

Финикийский алфавит:

Трудно не заметить сходство финикийского алфавита с кириллицей: Ниже приведена сравнительная таблица алфавитов.

  1. Финикийский алфавит XXIII век до н.э.
  2. Финикийский алфавит с поворотом/отражением букв
  3. Этрусский алфавит VIII век до н.э.
  4. Византийский унициал IX-X веков н.э.
  5. Кириллица XI век н.э.

Совпадение с финикийским алфавитом (с учётом поворота/отражения букв):

  1. Этрусский алфавит. Сходны в написании 17 букв, из них подобны в произношении 17 букв.
  2. Византийский алфавит. Сходны в написании 18 букв, из них подобны в произношении 16 букв.
  3. Кириллица. Сходны в написании 22 букв (т.е. все!), из них подобны в произношении 18 букв.
При этом следует учесть, что фонетическое значение букв финикийского алфавита, достоверно не известно, а реконструировано лингвистами. Существует вероятность ошибки при такой реконструкции.

Если принять официальную версию создания славянской азбуки силами двух византийских просветителей , то тогда совершенно невозможно объяснить исчезновение в византийском алфавите, а затем необъяснимое, чудесное появление вновь, но уже в славянской азбуке финикийских букв Б , Ж , Ш , Ц , причём практически в неизменном виде и с той же фонетикой. Самый беглый анализ позволяет сделать вывод о бо́льшем родстве славянской азбуки с финикийским алфавитом, чем с византийским унициалом.

Часть 4. Славянские корни финикийцев или финикийские корни славян?

Татищев В.Н. "История Российская":

Ниже из Диодора Сицилийского и других древних будет вполне очевидно, что славяне сначала жили в Сирии и Финикии , гл. 33, 34, где по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо иметь свободно могли. Перешедши оттуда, обитали при Черном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуда во время Троянской войны с именем генеты, галлы и мешины, по сказанию Гомера, в Европу перешли и берегом моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили и пр., как древние многие, особенно Стрыковский, Бельский и другие, рассказывают.

До сих пор утверждалось, что большинство общеупотребительных алфавитов произошли от финикийского. Но правильно ли это? Для соседней с Финикией египетской культуры было характерно идеографически-ребусное письмо, иероглифы. Для семито-хамитских культур, к которым принадлежала и сама Финикия, была характерна клинопись. Алфавитное, буквенно-звуковое письмо не имело здесь «исторических корней» . Мало того, оно противоречило традициям, сложившимся у народов данного региона. Теория о происхождении финикийского алфавита от синайского письма кажется искусственной: синайское письмо тоже было иероглифами, и ни малейшего сходства между знаками, в общем-то, не обнаруживается .

Однако, как уже говорилось, при раскопках Фив, где царствовал Кадм , действительно установлено финикийское присутствие. И действительно обнаружена финикийская письменность. Но это опять же клинопись! Характерная и для ранних финикийских культур Сирии и Палестины! Здесь же найдены образцы другого письма — но опять не алфавита, а того же самого линейного, слогового, которое обнаружено и во всех других центрах ахейской цивилизации!

Наконец, в Европе мы находим огамическое письмо древних ирландцев и пиктов, которое не имеет уж совсем ничего общего ни с одним из известных алфавитов: знаки в нем различаются количеством черточек и их расположением относительно горизонтальной черты-строки. Но оно тоже буквенно-звуковое! Итак, для всего европейского региона, для всех индоарийских культур оказываются характерными буквенно-звуковые алфавиты . Практически у всех народов Европы самые древние памятники письменности связаны сразу с алфавитами ! Отметим и то, что арийские народы Средней Азии и соприкасавшиеся с ними степные древнетюркские народы, имевшие письменность, тоже пользовались только алфавитами. Встает вопрос — а нет ли фактов, которые позволили бы предположить иное, не финикийское происхождение алфавитного письма? Оказывается, есть.

Например, греческий историк Диодор Сицилийский в I в.до н.э. писал: «Хотя вообще эти буквы называют финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить название пеласгических , так как ими пользовались пеласги ». Он же рассказывал об этрусках : «Они изобрели письмо, ревностно изучали науку о богах, овладели навыками в наблюдении за молнией». Может, изобрели, в может, принесли с какой-то своей пра-родины. В этом плане обращает на себя внимание и письменность элимов, живших на Сицилии, которых все древние авторы единодушно называют выходцами из Трои , а Павсаний именует фригийцами .

Но древнейшие находки письменности в материковой Италии принадлежат этрускам , которые тоже пришли откуда-то из Малой Азии, а по ряду версий даже являлись, как и элимы, выходцами из Трои . Не логично ли предположить, что и те, и другие принесли свои алфавиты оттуда? Ведь у фригийцев (кстати, по многим версиям родственных пеласгам , на которых ссылается Диодор Сицилийский) письменность тоже существовала, причем по надписям, обнаруженным на скалах и надгробиях, делается вывод, что и их алфавит был «на основе греческого» — и хотя эти надписи обычно датируют все тем же VIII в. до н.э., но опять-таки не строго, а лишь на основе субъективных умозаключений.

Между прочим, производя греческое письмо по эллинской мифологической традиции «от Кадма» ученые почему-то не обращают внимание на другой миф, тоже греческий, согласно которому изобретателем письма называется Паламед . Ему же приписывалось введение греческих мер веса, длины, времени, разработка календаря. Видимо, это объясняется тем, что Кадм в легендах — более древняя фигура, относимая к XV в. до н.э. А Паламед — участник... все той же Троянской войны . Датируемой XIII в. до н.э. Но как раз к этому времени относятся древнейшие из найденных образцы «финикийского» алфавита!

Да и сами финикийцы не были чистыми семитами они произошли от смешения семитов-хананеян с филистимлянами (пеласгами) и другими индоарийскими «народами моря» , активно осваивавшими Средиземноморье во второй половине II тысячелетия до н.э. Похоже, именно от них финикийцы получили искусство кораблестроения и навигации, некоторые религиозные обряды. Не исключена и вероятность преемственности письменности.

И в связи с этом хочется перенестись на пару тысячелетий вперед и коснуться другой загадки письменности. Как и когда она пришла на территорию Руси? Коснувшись сложившихся исторических представлений, мы опять столкнемся с очень прочным, устоявшимся стереотипом, что славяне узнали письменность только вместе с обращением в христианство, а до этого ее, вроде, и не существовало. Однако строгими фактами эта версия опровергается — причем фактами далеко не единичными. Взять хотя бы многочисленные находки «славянских рун» — на ритуальном сосуде из села Войсковое на Днепре, на глиняном черепке из Рипнева, на Микоржинском камне, на камнях острова Валаам и др. Русские летописи упоминают о некой древнейшей письменности в виде «черт и резов» — и различные образцы этих «черт и резов» действительно обнаруживаются на некоторых археологических находках. О надписях, существовавших в языческих храмах прибалтийских славян, сообщают в своих трудах Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Саксон Грамматик, Гельмгольд. А в воспоминаниях арабского путешественника Ибн-Фадлана язычники-русы подписывают на надгробии имя покойного и имя «своего царя». Некоторые знаки, явно представляющие собой письменность — скажем, найденные на Рязанщине, настолько древние, что не только не поддаются дешифровке, но и вообще не позволяют отнести их к культуре каких-то известных нам народов.

Отметим, что римский папа Иоанн VIII в одном из своих посланий прямо утверждал, что славянские письмена существовали до Св. Кирилла — он лишь усовершенствовал и упорядочил их. О том же, кстати, говорит и «Житие Св. Кирилла» — во время пребывания в Херсонесе он видел две книги, выполненные «русьскими письмены», изучил их и на их основе разработал свою кириллицу.

  • Сущность письма, его отношение к языку и мышлению
    • Вопрос о сущности письма
    • Первая особенность письма
      • Первая особенность письма - страница 2
    • Вторая особенность письма
    • Третья особенность письма
    • Отношение письма к остальным средствам общения
  • Вопросы терминологии и классификации
    • Понятие «система письма»
    • Пиктографическое письмо
    • Идеографическое письмо
      • Идеографическое письмо - страница 2
    • Слоговое письмо
    • Звуковое письмо
    • Системы письма промежуточного типа
  • Происхождение первоначального письма и его особенности
    • Теории происхождения письма
    • Первобытное искусство как источноик письма
    • Периодизация появления пиктографических изображений
      • Периодизация появления пиктографических изображений - страница 2
      • Периодизация появления пиктографических изображений - страница 3
    • «Предметные» способы передачи сообщений
      • «Предметные» способы передачи сообщений - страница 2
  • Закономерности возникновения и развития логографического письма
    • Формирование зачаточного картинно-синтетического письма
    • Теория моногенезиса логографического письма
    • Египетское логографическое письмо
      • Египетское логографическое письмо - страница 2
    • Ацтекское логографическое письмо
    • Шумерское логографическое письмо
      • Шумерское логографическое письмо - страница 2
    • Начальные этапы развития китайского письма
    • Развитие логографических способов передачи речи
      • Развитие логографических способов передачи речи - страница 2
    • Фонетические логограммы
    • Применение фонетических логограмм в китайском
    • Государственное закрепление основных принципов китайского письма
    • Преимущества логографического письма
    • Упрощение графической формы знаков
      • Упрощение графической формы знаков - страница 2
  • Закономерности возникновения и развития слогового письма
    • Слоговые системы письма
    • Преимущества слогового письма
    • Шумерское слоговое письмо
    • Ассиро-вавилонское слоговое письмо
    • Письменные системы эламитов, хеттов и урартов
    • Древнеперсидское слоговое письмо
    • Критское слоговое письмо
      • Критское слоговое письмо - страница 2
    • Слоговое письмо майя
    • Индийские системы письма
      • Индийские системы письма - страница 2
    • Эфиопское слоговое письмо
    • Японская слоговая система письма
      • Японская слоговая система письма - страница 2
    • Корейская лигатурно-звуковая система
    • Возникновение буквенно-звукового письма
    • Появление консонантно-звуковых знаков
    • Древние западносемитские системы письма
    • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов
      • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов - страница 2
      • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов - страница 3
      • Появление буквенно-звукового письма у западносемитских народов - страница 4
    • Закономерности развития буквенно-звукового письма
    • Происхождение восточных систем буквенно-звукового письма
    • Еврейская и иранская ветви буквенно-звукового письма
    • Сирийская ветвь буквенно-звукового письма
    • Арабсквя ветвь буквенно-звукового письма
    • Греческое письмо
      • Греческое письмо - страница 2
    • Латинский алфавит
    • Развитие латинского и греческого письма
      • Развитие латинского и греческого письма - страница 2
  • Возникновение и развитие славяно-русского письма
    • Возникновение славянского письма
    • Вопрос о оригинальности кирилловской азбуки
    • Деятельность Кирилла и Мефодия
    • Существование в доконстантиновский период письменности у славян
      • Существование в доконстантиновский период письменности у славян - страница 2
    • Летописные и литературные источники IX-X вв.
    • Археологические памятники письменности
      • Археологические памятники письменности - страница 2
    • Первоначальная азбука
      • Первоначальная азбука - страница 2
    • Развитие кирилловского письма в России
    • Советские системы письма
  • Особые виды письменных знаков
    • Цифры
      • Цифры - страница 2
      • Цифры - страница 3
      • Цифры - страница 4
    • Специальные научные знаки
    • Знаки препинания (пунктуации)
      • Знаки препинания (пунктуации) - страница 2
    • Строчные и прописные буквы
    • Диакритические знаки и лигатуры
    • Общие закономерности развития письма
      • Общие закономерности развития письма - страница 2
      • Общие закономерности развития письма - страница 3
    • Развитие систем письма отдельных народов
      • Развитие систем письма отдельных народов - страница 2
    • Фактор различного содержание первоначальной письменности
    • Влияние на развитие письма соседних народов
    • Классовые влияния на развитие письма
    • Материалы и орудия письма как фактор
    • Влияние на графику назначения письменных памятников
    • Особенности изобразительного искусства различных народов
    • Генеалогические группы систем письма
    • Некоторые перспективы развития письма

Особенности финикийского письма

Создание первой чисто звуковой системы письма выпало на долю финикийцев и других западносемитских народов. Созданное ими буквенно-звуковое письмо вследствие его простоты и доступности вначале получило распространение у соседей финикийцев, а затем послужило исходной основой для всех последующих буквенно-звуковых систем.

Древнейшие, дошедшие до нас памятники финикийского письма в настоящее время относятся большинством специалистов к X-XI вв. до н.э. Почти все древнейшие надписи, сделанные финикийским письмом, встречаются главным образом не в самой Финикии, а в финикийских колониях, в частности на Кипре. Большинство надписей относится к периоду с V в. до н.э. по II-III вв. н.э. В дальнейшем финикийское письмо вытесняется возникшим на его основе арамейским письмом.

Финикийское письмо состояло из 22 знаков. Каждый из них обозначал отдельный звук речи; никаких иных знаков - логографических, слоговых - в этом письме не применялось. Таким образом, финикийское письмо являлось (наряду с аналогичными по типу клинописным угаритским, протосинайским и протоханаанским) одной из самых первых в истории человечества чисто звуковой письменной системой. Второй особенностью финикийского письма было то, что все его знаки обозначали согласные или полугласные (например, waw - полугласный w, jod-полугласный j) звуки; что касается гласных, то они при письме пропускались и не обозначались. Таким образом, финикийское письмо было типичной консонантно-звуковой системой.

Третья особенность состояла в том, что финикийские буквы имели линейную, простую, удобную для запоминания и написания форму.

Четвертой особенностью было наличие алфавита, т.е. определенного порядка перечисления и расположения букв. Необходимо отметить, что алфавитов финикийского письма до нас не дошло. До 30-40-х годов XIX в. порядок букв в финикийском алфавите устанавливался на основе совпадения порядка букв в древних этрусских алфавитах (старейший - алфавит Марселины - около 700 г. до н.э.) с древнееврейскими акростихами Ветхого Завета; как те, так и другие сохранили 22 буквы финикийского письма.

В 30-40-х годах были обнаружены дополнительные источники, подтверждающие предполагаемый порядок букв финикийского алфавита. Такими источниками являются: найденная в 1938 г. в Лагище (Палестине) табличка с древнееврейским алфавитом начала IX в. до н.э. и открытая в 1949 г. в Угарите табличка с угаритским клинописным алфавитом.

Пятая особенность финикийского письма состояла в том, что каждая его буква имела название; названия эти были построены по акрофоническому принципу, т.е. звуковое значение буквы всегда соответствовало первому звуку в названии буквы (например, b-bet, d-dalet, g-gimel, w-waw и т.п.). Так же как порядок букв в алфавите, действительные названия финикийских букв до нас не дошли.

О названиях финикийских букв судят на основе: древнееврейских названий этих букв, дошедших в греческой транскрипции и в более поздней талмудической традиции; названий соответствующих греческих букв, дошедших от VI-V вв. до н.э.; названий букв в сирийских алфавитах VII-VIII вв. н.э. От финикийцев обычай присвоения буквам названий, тоже построенных по акрофоническому принципу, перешел к арамейцам, евреям, грекам, затем к славянам, арабам и другим народам.

Шестая особенность состояла в том, что названия финикийских букв были связаны не только со звуковым значением букв, но и с их графической формой; например, буква, называвшаяся waw, что значит по-семитски «гвоздь», не только обозначала звук w, но и по форме напоминала гвоздь. Некоторые ученые отрицают связь названий многих финикийских букв с их формой. Так, согласно В. Георгиеву, названия финикийских букв соответствуют их форме полностью лишь в четырех случаях (mem, ain, res, taw) и отчасти еще в четырех случаях (alef, waw, jod, sin). В отношении остальных букв В. Георгиев или отрицает связь их названий с формой или же считает спорной семитскую этимологию названий.

Направление финикийского письма было горизонтальное, справа налево. Слова, как правило, друг от друга не отделялись.

Поздней формой финикийского письма было пуническое письмо, применявшееся в IV-II вв. до н.э. в Карфагене и карфагенских колониях. После падения Карфагена пуническое письмо было частично вытеснено латинским, частично же перешло в новопуническое письмо, применявшееся до начала нашей эры. От новопунического письма происходят консонантные системы народов Северной Африки (ливийская, применявшаяся со II в. до н.э.) и Испании (иберийская); позднейшим ответвлением ливийского письма является современное письмо туарегов Центральной Сахары - «тифинак».

Тип : консонантно-алфавитное

Языковая семья : протосинайская

Локализация : Западная Азия, Северная Африка

Время распространения : 1100 г. до н. э. - 300 г. н. э.

Во II тысячелетии Финикия была конгломератом городов-государств на берегах Средиземного моря, в силу своего удобного географического положения активно участвовала в сухопутной торговле с Месопотамией и городами в долине Нила и владела морскими путями в Средиземном море.

И хотя в начале II тысячелетия до н. э. страна находилась под правлением египетских фараонов, это не мешало финикийским царькам поддерживать дипломатические связи с соседними государствами - экономическая политика у них была вполне самостоятельной.

Финикийцы считались весьма предприимчивыми людьми. Они с древнейших времен добывали пурпур и изготовляли пурпурную шерсть; большое распространение у них получили литье и чеканка металла, производство стекла, кораблестроение. Но главным изобретением финикийцев были письмо и алфавит. Именно они придумали разделить звучание человеческой речи на буквы (гласные они решили вообще никак не обозначать, ограничившись 22 согласными буквами), а затем каждой из них присвоили свой особенный, не похожий на соседний значок. Дело было за малым - расположить значки по порядку, назначив первой буквой значок быка Алеф (или букву А), за ним Бет (букву Б)... Так получилась азбука!

От этого финикийского алфавита ведут происхождение почти все буквенно-звуковые системы письма. К нему восходят самаритянское, арамейское письмо (а из него - еврейское, набатейское, арабское письмо и другие алфавиты мира).

Финикийское письмо , родоначальника всех европейских алфавитов, некоторые мистики связывают с наследием Атлантиды. Финикийская легенда приписывает создание алфавита и искусства письма финикийскому богу Тауту (египетскому Тоту). Можно сделать вывод, что письмо было изобретено финикийцами в сугубо практичес ких, но отнюдь не сакральных, как в Египте, целях - не для восхваления богов, а для ведения торговой бухгалтерии. Это становится ясным со всей очевидностью, если мы сравним египетский иероглиф, изображающий человека, со второй буквой финикийского алфавита - «бет».

Финикийское письмо

Очевидно, что они похожи, особенно если мы дадим себе труд перевернуть один из рисунков.

В то же время последователи иудаизма полагают, что именно еврейский алфавит, алефбет, включающий в себя двадцать две буквы и пять «конечных» форм, используемых для написания в конце слов, был наиболее древним и положил начало всем прочим алфавитам мира. «Все знаки еврейского алфавита являются символическим отражением изначальной «письменности», лежащей в основе мироздания, - пишет Д. Палант в книге «Тайны еврейского алфавита».

Однако названия букв финикийской азбуки совпадают с именами и количеством букв иврита, так что о древности тут спор вести не приходится.

Тем не менее еврейский алфавит сыграл столь значительную роль в развитии мировой эзотерической и философской мысли, что уклоняться от его символического смысла мы попросту не имеем права, и при истолковании смысла букв еврейского алфавита обратимся к признанным авторитетам.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.