Дом у дороги читать краткое содержание. Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский "Дом у дороги". Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой "Дом у дороги" Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды- как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.


"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский "Дом у дороги". Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его "в той тетрадке". Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор "домом солдата".

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова "не докосил хозяин луг" звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан "Дом у дороги". Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.


Анализ произведения

Поэма Твардовского "Дом у дороги" рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.
Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • М. Ю. Лермонтов ";Беглец";: краткое содержание поэмы
  • Некрасов ";Железная дорога";: краткое содержание поэмы
  • А.Т. Твардовский, "Василий Тёркин": анализ поэмы
  • Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Образ Василия Теркина
  • Поэма А. Т. Твардовского ";По праву памяти";. ";По праву памяти";: краткое содержание

АНТИНОМИЯ ЖИЗНЬ-СМЕРТЬ И ЕЕ ОБРАЗНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ДОМ У ДОРОГИ»

С.Р. Туманова

Кафедра русского языка Медицинский факультет Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу философских проблем жизни и смерти в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги». В статье рассматриваются мотивы дома, дороги, семьи, отца, матери, любви, природы, ребенка в ситуации смерти во время Великой Отечественной войны, воплощенные в художественные образы поэмы.

Ключевые слова: антиномия, Твардовский, творческое сознание, творческие мотивы.

Поединок жизни и смерти во всех его смыслах был для Твардовского главным событием и лейтмотивом всей его жизни и на разных ее этапах в зависимости от внешних обстоятельств внутренне разрешался по-разному. В годы войны, и это объяснимо, после увиденного и прочувствованного сначала на финской «незнаменитой», а потом на Великой Отечественной войне, из абстрактного размышления он превращается в реальную каждодневную ситуацию.

Размышления о жизни и смерти идут по нескольким направлениям. Одно из них реализовалось в поэме «Василий Тёркин», другое, вырастая из «Тёркина», стало основой поэмы «Дом у дороги».

Дом, дорога, семья, отец, мать, любовь, природа, ребенок - эти образы-мотивы живут в поэме между двух крайних точек - между жизнью и смертью.

Темы и образы довоенных поэм и лирики оказываются теми мощными ростками, которые дают впоследствии огромные плодоносящие деревья. А в лирике военных лет и в «Василии Тёркине» заложены мотивы будущих произведений Твардовского. Так и поэма «Дом у дороги» вырастает из «Василия Тёркина».

Критики отмечали перелом в эволюции Твардовского-лирика, начиная с 1943 г., когда все сильнее начинают звучать в его поэзии ноты трагизма. Усиление трагизма в литературе стало возможным в связи с изменением хода войны и возросшим в обществе оптимизмом. Еще в 1942 г. Твардовский записал в «Рабочих тетрадях» слова, в которых выразил всю идею будущей поэмы: «Нужно рассказать сильно и горько о муках простой русской семьи, о людях, долго и терпеливо желавших счастья, на чью долю выпало столько войн, переворотов, испытаний» . Твардовский хотел, чтобы дом у дороги стал символом, узнаваемым всеми, кто потерял дом на войне. Название «Дом у дороги» должно было подчеркивать не отдельность, выделенность дома, а напротив его общность.

Мотивы дома и дороги - центральные для многих художественных миров. Но расшифровываются они по-разному, в зависимости от наполнения идеями

и настроениями художников слова. «В фольклоре „дом у дороги“ - это место, где традиционно встречаются человек и нечистая сила, свой мир с чужим миром, открытое для прихода как злого, так и доброго. Для хозяев дома это место становится испытанием, так как человек сталкивается лицом к лицу с соблазном» .

В творчестве Твардовского дом и дорога - ключевые мотивы. Конкретные, земные понятия, вбирая в себя все смыслы, стоящие за ними, приобретают у Твардовского философскую окраску, становятся символами жизни. Сопряжение дома и дороги было его творческим открытием, давало возможность расширить значение каждого из образов. Дом для поэта означает ту основу основ бытия, без которой невозможна жизнь. Дорога предполагает движение, а следовательно, также олицетворяет жизнь.

В период войны эти мотивы приобретают новые смысловые оттенки. Война со всей своей жестокостью обрушивается на дом, потеря которого страшна особенно для хозяина, она равна лишению жизни. Образы дома и дороги в период войны сливаются, замещают друг друга. Дом оказывается у дороги и в дороге, а дорога становится домом и одновременно врагом дома, потому что уводит от дома на чужбину. И хотя дом потерял стены и крышу, он остался домом в самом главном значении родственности, взаимоотношений в семье:

Но дом твой в сборе, налицо.

К нему воздвигнуть стены,

Приставить сени и крыльцо -

И будет дом отменный .

«Быть может, в теме семьи кроется разгадка жизнеутверждающего гармонического мироощущения Твардовского, - пишет В.М. Акаткин, - его особого эпического лиризма? Деды и внуки, отец, мать и дети, семья, страна, народ - это опорные, сущностные смыслы всего его творчества, всей его поэтической мифологии» . В поэме «Дом у дороги» раскрывается смысл человеческой жизни. Поэтому поэма так и мучила Твардовского. В «Василии Тёркине» все объяснимо и понятно: солдат на войне, он должен отдать жизнь за родину. Здесь же возникает вопрос: в чем смысл человеческой жизни, если все разрушено и нет дома?

«Бывайте живы» - так приветствуют солдата, который возвращается из плена. В первой же главе поэмы слова «жить», «живой», «жизнь», «по-жилому» звучат как заклинание, так, как будто от произнесения их зависит сама жизнь. Жизнь здесь ассоциируется с домом, с постройкой нового дома, в котором «жить да жить, ах, жить да жить живому!» Но это «ах» - горестный вздох (а за ним видится такое же горестное покачивание головой) - ощущение грядущей беды. Постройка дома предполагает жизнь, поэтому запахи, краски также становятся символами жизни:

А мне бы петь о жизни той,

О том, как пахнет снова На стройке стружкой золотой,

Живой смолой сосновой .

Еще один важнейший мотив в поэме - мотив материнства. В творчестве Твардовского он оказывается той трагической нотой, которая задает тон, и тем узлом, в котором соединяется самое задушевное с общезначимым. В годы войны мотив материнства наполняется новым содержанием. Мать - олицетворение стойкости, мужества, образ вырастает до символа: мать-родина, мать-земля. Чувство матери всегда обострено, оно направлено на защиту своих детей, поэтому и «войны великое чутье» раньше приходит к женщине-матери, оно у нее в крови: «Ей по наследству мать ее успела передать». Мать дает жизнь, поэтому в литературе ее образ всегда имеет символическое значение жизни. «И так ли уж важно, - пишет Ю.Г. Буртин, - в данном случае, кто она, эта женщина: колхозница или горожанка, русская или, скажем, латышка, - и многое другое, что при иных обстоятельствах могло быть для нас и для нее самой существенным и важным? Важно одно: она Жена и Мать - перед лицом войны и смерти» .

Она противостоит смерти и побеждает ее, так сильна любовь матери. «В полную охоту», «в полную душу», «от сердца» пишется поэма. Так открыто в письмах обозначает поэт свое отношение к произведению, свое внутреннее состояние во время его написания.

Самоценность человека проявляется в отношении к жизни и смерти. Герои Твардовского не жалуются на жизнь, им не свойственно и равнодушие к жизни, они не теряют смысла жизни ни при каких обстоятельствах. Поэтому особую силу приобретает в поэме мотив любви. Здесь очень сильно желание поэта рассказать не о событиях, а через события о жизни души.

Да, друзья, любовь жены, -

Кто не знал - проверьте, -

На войне сильней войны

И, быть может, смерти .

Эти известные строчки из «Василия Тёркина» становятся одним из лейтмотивов поэмы «Дом у дороги».

Война рвет жизненные связи, человек стремится восстановить их. Пытаясь узнать о своем муже и услышав о другом Синцове, Анна чувствует родственную связь и с ним, и со всем человечеством: «Но чем-то вроде дорог ей // И тот однофамилец» .

Герой «Дома у дороги» - это не богатырь, не чудо-человек. Он может сомневаться, горевать, отступать, стыдиться слабости, быть просто человеком. Но любить умеет до смерти, и любить до смерти.

И та любовь была сильна Такою властной силой,

Что разлучить одна война Могла.

И разлучила .

В стихах отражалось то, что было на душе самого поэта: «...я больше всего думаю о трех вещах: о войне, о своей работе и о тебе с детьми. И все это не порознь, а вместе. Т.е. это и составляет мое каждодневное духовное существование... И не знаю, как бы тяжело мне было, в сто раз тяжелей, чем бывает порой, если б не было у меня тебя и детей. Все так серьезно на свете, милая, что, я думаю, те люди, которые сберегут свою нежность и привязанность друг к другу теперь, те уж будут навеки неразлучны...» . Герои его поэмы «Дом у дороги» сберегли эти чувства друг к другу, поэтому мы и верим, что встретятся герои поэмы и построят новый дом во всех смыслах.

Поэма - это размышление о жизни и смерти во время войны, но не только солдат, для которых война - это служба, которые готовы отдать жизнь за родину. Мирные жители оказываются втянуты в войну, и, что ужаснее всего, - смерть грозит ребенку. Борьба жизни со смертью в поэме приобретает такой накал, какого не было ни в «Василии Тёркине», ни в лирике этого времени. Здесь слышны отголоски трагедии, случившейся в жизни самого поэта, - смерти его маленького, горячо любимого сына Саши. Экзистенциальная ситуация в жизни оказывается разрешенной в пользу смерти и остается в подсознании поэта незаживающей раной. И в поэме он бросает вызов смерти. Для Твардовского трагизм смерти заключается не столько в физическом умирании, сколько в одиночестве человека перед лицом смерти. Смерть сына стала еще ужаснее (если это вообще возможно) именно потому, что он оказался один без родителей в момент смерти. Несколько раз повторяется в записи Твардовского о смерти сына слово один: «Оставили мальчика одного...», «нас ужаснуло, что он в больнице один маленький...», «Все, сынок», - сказал я, и мы поспешили к машине, а мальчик наш остался один» и созвучное ему слово «покинутый»: «Взглянули еще раз на него, как он лежит, бедный, обиженный, покинутый мальчик с цветком в руках (он очень любил цветочки - особенно любил обдувать одуванчики) и закрыли» . И этот образ цветка в руках мертвого мальчика переходит в поэму «Дом у дороги» и становится знаком жизни, победившей смерть:

И дочка старшая в дому,

Кому меньшого нянчить,

Нашла в Германии ему Пушистый одуванчик.

И слабый мальчик долго дул,

Дышал на ту головку... .

Во многих произведениях Твардовского одиночество становится символом смерти и определяет поиски смысла жизни. Выход он находит в общности лю-

дей. В поэме «Дом у дороги» жизнь побеждает именно потому, что содружество людей даже в самых жестоких условиях плена помогло выжить крохотному ребенку. Начиная рассказ о ребенке, который родился в неволе, Твардовский как заклинание повторяет слова: «И начал жить, пока живой, жилец тюрьмы с рожденья». Живое и мертвое с самого начала существует в оппозиции:

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым - беда, а мертвым - нет,

У смерти под защитою .

В монологе от имени ребенка, в 16 строфах слова однокоренные со словом «жизнь» встречаются 9 раз: жизнь - жить - жить - живая - выживешь - выжить - жить - житель - жить. И ни одного слова однокоренного со словом «смерть», хотя смерть была несравненно ближе, чем жизнь.

В поэме антиномия жизнь-смерть раскрывается еще в одном очень ярком мотиве - природа и смерть. Для Твардовского природа - это эстетический и философский феномен, неотделимый от жизни человека. Природа для него - живое существо во всем своем многообразии. Она вступает в конфликт с войной и в то же время остается единственной составляющей мира, которая сохраняет постоянство. В начале поэмы природа призвана передать полноту жизни, мирной жизни хозяина земли. Это раскрывается в перечислении названий трав:

Трава была травы добрей -

Горошек, клевер дикий,

Густой метелкою пырей И листья земляники .

И в восприятии косаря, когда и звуки, и запахи дают ощущение счастья работающему человеку:

И ты косил ее, сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткой .

Деталь, столь важная для поэтики Твардовского и с первого взгляда столь малозначительная, здесь становится тем символом, значение которого откроется для читателя только после прочтения всей поэмы.

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель В покосе пел чуть слышно .

Предощущение трагедии войны поэт усиливает картинами природы. Чем прекраснее картина природы и жизни, тем страшнее война, уничтожающая ее.

Каждая деталь этого описания должна была свидетельствовать о красоте жизни и безобразии смерти. Читатель должен был это почувствовать, как чувствовал сам поэт. Знаком беды стало прерывание работы, хозяин «не дошел прокоса», и как будто остановилась сама жизнь. Еще более усиливает жестокость войны образ хлеба, уничтоженного своими же руками. Твардовский ощущает это как убийство, ведь хлеб - это самое главное, самое святое, что есть в жизни человека, что дает ему жизнь:

И сколько рук - не перечтешь! -

Вдоль той канавы длинной Живьем приваливали рожь Сырой тяжелой глиной .

Глина в образной системе Твардовского была символом тяжести войны, враждебности. Вспомним в «Возмездии»: «Четвертый год! Четвертый год войны // Нам локти мажет желтой прусской глиной» . Война нарушает и гармонию самой природы, и гармонию взаимоотношений ее с человеком. В воспоминаниях, в которых поэт говорит о своих впечатлениях от поездки на фронт в первые дни войны, возникает тот самый контраст между жизнью и смертью: с одной стороны, беженцы, судьба которых неизвестна и скорее всего жестока, с другой - поля цветущей пшеницы: «Как поразил меня запах в открытом поле, вдалеке от каких-либо садов или пчельников, - густой медовый запах, исподволь сдобренный еще чем-то вроде мяты» . И хотя поэт ничего не говорит о противоречии природы и войны, вывод напрашивается сам собой: только слияние с природой, с бесконечностью и вечностью мира природы, когда человек ощущает себя хозяином, дает возможность выжить в любых обстоятельствах, дает ему право на бессмертие. И в этом Твардовский близок Льву Толстому. Герои Твардовского могли бы воскликнуть так же, как герой Толстого: «И все это мое. И все это во мне, и все это я!» Оптимизм поэмы «Дом у дороги» вырастает из победы человека над смертью, который ощущает себя вечным именно потому, что он и есть часть вечности, бесконечности бытия, но только в гармонии с природой, с любовью и многим другим.

Рефрен поэмы «Коси, коса, // Пока роса, // Роса долой - // И мы домой» соединяет прошлое, настоящее и будущее, создает ощущение целостности жизни, утверждает возможность счастливой будущей жизни. Природа для героини в плену сначала враждебна: «Чужое море за стеной // Ворочало каменья». Слово «чужое» как бы отстраняет попавших в плен от окружающего мира. Камни, которые ворочает море, символизируют тяжесть мыслей и чувств героини. «Свирепый ветер по ночам» - олицетворение свирепости окружающего мира. Как в фольклоре - все кажется настроенным против героев. Постепенно ситуация меняется, хотя герои еще не до конца могут принять ее. Пейзаж похож на родной, поэт перечисляет знакомые черты природы, но все это чужое:

Но хоть земля - везде земля,

А как-то по-другому

Чужие пахнут тополя

И прелая солома .

Насильственное отторжение от родных мест, оторванность от дома, даже потеря дома как в случае с Анной - все это было предметом постоянных рефлексий Твардовского, оставившего родной дом еще в совсем юном возрасте. И это придавало такое глубокое философское звучание мотиву дома. Поэт не раз признавался в том, что его не привлекают заграничные путешествия, он с неохотой менял квартиру и дачу: дом и все, что входит в это понятие, было для него священным. Поэтому в поэме именно в плену и именно в момент пробуждения природы, напоминавшей о родине, в первый раз героиня называет себя по имени, как будто очнувшись от страшного сна, хочет понять, осознать, кто она, где она, тем самым как бы утвердить себя на земле.

Журчал по-своему ручей В чужих полях нелюбых,

И солона казалась ей Вода в бетонных трубах.

И на чужом большом дворе

Под кровлей черепичной

Петух, казалось, на заре

Горланит непривычно .

Образы этого отрывка являют собой внутреннее противоречие с тем миром, который создавал Твардовский до войны. В мирной жизни они были символами жизни. Здесь же вода «солона» как слезы, и даже петух, всегда олицетворявший родину, счастье, тепло и уют, здесь «горланит непривычно». И только знание того, что приближается освобождение, дает новые ощущения: природа теперь становится другом, первым знаком воспоминания о мирной довоенной жизни:

Покоса раннего пора За дальними пределами Пришла. Запахли клевера,

Ромашки, кашки белые.

И эта памятная смесь Цветов поры любимой Была для сердца точно весть Со стороны родимой.

И этих запахов тоска В тот чуждый край далекий Как будто шла издалека -

Издалека с востока .

Именно покос стал таким первым знаком, он вызвал в памяти тот, другой довоенный покос, который был в ряду счастливых событий летнего дня и который был так жестоко прерван войной. Мотив покоса в русской литературе всегда имел особое значение. Герои Толстого, Бунина, Зайцева раскрывались по-новому, нравственно обогащались причастностью к крестьянскому труду. В поэме Твардов-

ского покос становится символом жизни. Только время покоса приносит надежду на новую жизнь, именно к покосу заканчивает Андрей новый дом.

Покос лечит:

Чтоб горе делом занялось,

Солдат вставал с рассвета И шире, шире гнал прокос -

За все четыре лета .

Покос становится мерой времени:

Вслед за косой качал солдат Спиной от пота серой.

И точно время на свой лад,

Своею мерял мерой .

Хлеб - одна из тех непреходящих ценностей, неприкосновенность которых священна для поэта. Начало войны, ее противоестественность отмечены тем, что «живьем приваливали рожь // Сырой тяжелой глиной // Живьем хлеба, живьем траву // Приваливали сами». Повтор и слово «сами» лишь подчеркивают ужас происходящего для крестьянина, для хозяина, который привык беречь природу, уважать свой труд и благодарить землю за урожай. Так гармония природы сопрягается с гармонией человеческого духа, и только тогда достигается нравственный идеал, к которому стремится каждый.

Оставляя поэму неоконченной, Твардовский тем самым создает ощущение вечности жизни.

Отвоевав жизнь у смерти, поэт философски осмысливает путь русского человека в самой кровопролитной войне ХХ столетия и утверждает его человеческую суть:

И нес с собой его печаль,

И боль, и веру в счастье.

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой .

Таким образом, сквозная антиномия жизнь-смерть в поэме раскрывается не только в самом действии, но и в образах, символах, дополнительных мотивах. И этот внутренний поединок порой оказывается еще ярче и сильнее внешних событий, и тем ярче и сильнее победа жизни над смертью.

ЛИТЕРАТУРА

Твардовский А. «Я в свою ходил атаку...» Дневник. Письма. 1941-1945. - М.: Вагри-

Панова Е.П. Мотив «блудного сына» и его трансформация в русской литературе // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск восьмой. - М.: МПГУ, 2003.

Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6 томах. - М.: Художественная литература, 1976-1983 гг.

Акаткин В.М. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние. Статьи. - Воронеж, 2006.

Буртин Ю.Г. Три поэмы Твардовского // Буртин Ю.Г. Исповедь шестидесятника. - М.: Прогресс-традиция, 2003.

Твардовская М.И. Колодня // Воспоминания об А.Т. Твардовском. - М., 1978.

ANTINOMY «LIFE - DEATH» AND IT’S INCARNATION IN ARTISTIC IMAGES IN A.T. TVARDOVSKY’S POEM «A HOUSE BY THE ROAD»

The Department of Russian language Medical faculty Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198

This research is devoted to the analysis of such philosophical problem of life and death in A.T. Tvar-dovsky’s poem «A House by the Road». The article reveals such motives as house, road, family, father, mother, love, nature and child in the situation of death during The Great Patriotic War, incarnated in artistic images of the poem.

Александр Твардовский

ДОМ У ДОРОГИ

Лирическая хроника

Я начал песню в трудный год,
Когда зимой студеной
Война стояла у ворот
Столицы осажденной.

Но я с тобою был, солдат,
С тобою неизменно -
До той и с той зимы подряд
В одной страде военной.

Твоей судьбой я только жил
И пел ее доныне,
А эту песню отложил,
Прервав на половине.

И как вернуться ты не мог
С войны к жене-солдатке,
Так я не мог
Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.

Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.

А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.

Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы -
Вслед за тобой,
Вслед за тобой -
До самой заграницы.

От рубежа до рубежа -
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой-то встречи, вести…

И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,

О доме горестном, тобой
Покинутом когда-то.
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.

Тот дом без крыши, без угла,
Согретый по-жилому,
Твоя хозяйка берегла
За тыщи верст от дому.

Она тянула кое-как
Вдоль колеи шоссейной -
С меньшим, уснувшим на руках,
И всей гурьбой семейной.

Кипели реки подо льдом,
Ручьи взбивали пену,
Была весна, и шел твой дом
На родину из плена.

Он шел в Смоленщину назад,
Что так была далече…
И каждый наш солдатский взгляд
Теплел при этой встрече.

И как там было не махнуть
Рукой: «Бывайте живы!»,
Не обернуться, не вздохнуть
О многом, друг служивый.

О том хотя бы, что не все
Из тех, что дом теряли,
На фронтовом своем шоссе
Его и повстречали.

Ты сам, шагая в той стране
С надеждой и тревогой,
Его не встретил на войне, -
Другою шел дорогой.

Но дом твой в сборе, налицо.
К нему воздвигнуть стены,
Приставить сени и крыльцо -
И будет дом отменный.

С охотой руки приложить -
И сад, как прежде, дому
Заглянет в окна.
Жить да жить,
Ах, жить да жить живому!

А мне бы петь о жизни той,
О том, как пахнет снова
На стройке стружкой золотой,
Живой смолой сосновой.

Как, огласив войне конец
И долголетье миру,
Явился беженец-скворец
На новую квартиру.

Как жадно в рост идет трава
Густая на могилах.
Трава – права,
И жизнь жива,
Но я про то хочу сперва,
Про что забыть не в силах.

Так память горя велика,
Глухая память боли.
Она не стишится, пока
Не выскажется вволю.

И в самый полдень торжества,
На праздник возрожденья
Она приходит, как вдова
Бойца, что пал в сраженье.

Как мать, что сына день за днем
Ждала с войны напрасно,
И позабыть еще о нем,
И не скорбеть всечасно
Не властна.

Пусть меня простят,
Что снова я до срока
Вернусь, товарищи, назад,
К той памяти жестокой.

В тот самый час воскресным днем,
По праздничному делу,
В саду косил ты под окном
Траву с росою белой.

Трава была травы добрей -
Горошек, клевер дикий,
Густой метелкою пырей
И листья земляники.

И ты косил ее, сопя,
Кряхтя, вздыхая сладко.
И сам подслушивал себя,
Когда звенел лопаткой:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель
В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело
Косье в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И все, казалось, пело:

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядах -
Все это вместе было дом,
Жилье, уют, порядок.

Не тот порядок и уют,
Что, никому не веря,
Воды напиться подают,
Держась за клямку двери.

А тот порядок и уют,
Что всякому с любовью
Как будто чарку подают
На доброе здоровье.

Помытый пол блестит в дому
Опрятностью такою,
Что просто радость по нему
Ступить босой ногою.

И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.

Тот вправду день из лучших дней,
Когда нам вдруг с чего-то -
Еда вкусней,
Жена милей
И веселей работа.

Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой -
И мы домой.

Окт 26 2010

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести . Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вражеском тылу, возле собственного дома, испытывая усталость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». Принимая это решение, Сивцов чувствует себя «в долгу» перед погибшим в пути товарищем: И раз он шел, да не дошел, Так я дойти обязан. … Еще добро бы он живой, А то он - павший воин. Злоключения Сивцова были в ту пору совсем не редкостью. Такой же общей для многих и многих семей 157 оказалась судьба его близких: Анну с детьми угнали в Германию, на чужбину. А впереди еще одна «беда в придачу к бедам»: в неволе, в каторжном лагере у Сивцовых родился сын, казалось бы обреченный на неминуемую гибель.

Мысленный разговор Анны с сыном принадлежит к самым проникновенным страницам, когда-либо написанным Твардовским. С глубокой чуткостью переданы здесь и материнская потребность беседовать с тем, кто еще «нем и глуп», и сомнение в возможности уберечь ребенка, и страстная жажда выжить ради сына. И хотя так обездолена эта новая человеческая , так еще слаб ее огонек, так мало надежды на встречу с отцом, - жизнь выходит победительницей из неравного поединка с грозящей ей гибелью.

Вернувшийся домой Андрей Сивцов ничего не знает о судьбе своей семьи. преподнесла напоследок еще один горький парадокс - не жена с детьми ждет солдата домой, а он их. Твардовский скуп на прямые похвалы герою, однажды охарактеризовав его как тип «подвижника-бойца, что год за годом кряду исполнил до конца». Он совершенно не приукрашивает его, даже в самых драматических ситуациях, например при выходе из окружения: «худой, заросший, словно весь посыпанный золою», утирающий усы «бахромкой рукава» обтрепавшейся в скитаниях шинели.

В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естественным казалось определить возведение этого незатейливого избяного сруба как некий . Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала…»

В поэме предоставляет сделать подобный вывод самим читателям, ограничившись лаконичным описанием негромогласного подвига Андрея Сивцова: Погостевал денек-другой. - Ну что ж, на том спасибо. - 158 литература И потянул с больной ногой На старую селибу. Перекурил, шинель долой, Разметил лопатой. Коль ждать жену с детьми домой, Так надо строить хату.

Дождется ли построенный героем дом своей хозяйки, наполнится ли детскими голосами - неведомо. Судьба Сивцовых - судьба миллионов, и окончание этих драматических историй неодинаково. В одной из своих статей Твардовский заметил, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни… в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доисследования» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи . Литературные сочинения!

Изображение войны через судьбу простого человека будет характерно и для поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» (1946). Но акцент в этом произведении будет сделан на другом. «Ва­силий Теркин» – поэма эпическая, здесь показан человек сражающийся, человек на фронте. В «Доме у дороги» эпичес­кое по характеру своему событие раскрыто приемами лири­ческими. Дом и дорога, семья и война, человек и история – на пересечении этих мотивов построено произведение А. Твардовского. В нем прозвучала та же горькая, трагическая мелодия, что и в стихотворении старшего земляка поэта Ми­хаила Исаковского «Враги сожгли родную хату». Время, когда были созданы эти произведения, оказалось совсем не благо­приятным для размышлений о цене нашей победы, о горе солдат-освободителей, вернувшихся домой и нашедших лишь «травой заросший бугорок». Шла вторая половина 40-х годов, период партийных постановлений о журналах «Звезда» и «Ле­нинград», время очередного «закручивания» идеологических «гаек», ужесточения цензуры. Как и стихотворение Исаковс­кого, поэма Твардовского «Дом у дороги», а затем и его за­писки «Родина и чужбина» вызвали критику в печати за пес­симизм и «упаднические настроения», которые, по мнению официальной пропаганды, не должны были быть свойствен­ны победителям.

В поэме «Дом у дороги» действительно нет героического па­фоса, если понимать под таковым плакатность и романтически возвышенную тональность изображения войны. Но здесь есть героизм истинный, негромкий. Героизм крестьян, вынужденно прервавших свой мирный труд и так же естественно, как паха­ли и косили всем миром, всем миром ушедших воевать с вра­гом (начальные сцены поэмы). Героизм женщин, оставшихся в тылу со стариками и детьми и не прервавших своей трудовой захты. Героизм тех, кого долгие годы считали предателями, кто был угнан фашистами в неволю, но не сдался, не пал духом, как смогла выстоять Анна Сивцова. Героизм солдата Андрея Сивцова, вернувшегося с войны победителем и нашедшего в себе силы начать жизнь заново.

Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал рус­ский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Насто­ящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой. Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лейтмотивом поэмы: «Коси, коса, Пока роса»… Ребенок, рожденный жен­щиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицет­ворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродо­ванной, но не уничтоженной войной.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.

Эти строки написаны А. Твардовским в 1944 г., когда в огне боев было еще «не время вспоминать». Но «в тот день, когда окончилась война» «и кроясь дымкой, он уходит вдаль, Запол­ненный товарищами берег», наступило время памяти, подведе­ния итогов, размышления о павших и живых. В поэзии А. Твар­довского зазвучали интонации реквиема. Отныне тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими («Я ваш, друзья, – и я у вас в долгу»), стала «жес­токой памятью». Одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве А. Твардовского и в послевоенной литера­туре в целом, написано от лица павшего воина:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.

От плана частного, конкретного, к обобщенно-философс­кому движется мысль автора. Солдат подчеркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом («я – где корни слепые», «я – где крик петушиный», «я – где ваши машины»). Это стихотворение – обращение к «товари­щам верным», «братьям» с единственным завещанием – жить достойно.

Мотив единства живых и мертвых, «связи обоюдной», род­ства, ответственности «за все на свете» станет лейтмотивом послевоенного творчества А. Твардовского.

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мотив «жестокой памяти» получит распространение не толь­ко в произведениях А. Твардовского о войне. Пронзительно, на пределе искренности он зазвучит в размышлениях поэта «о вре­мени и о себе», о своем поколении, о своей собственной судьбе.

Я жил, я был – за все на свете

Я отвечаю головой.

Эти слова А. Твардовского определяют пафос его послевоен­ного творчества, становясь не только символом неразрывной связи человека с судьбой страны, с веком, но и выражая, как писал Пушкин, «самостоянье человека – залог величия его».

Здесь искали:

  • дом у дороги краткое содержание
  • твардовский дом у дороги краткое содержание
  • дом у дороги твардовский краткое содержание
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.