Были ли дети у федора и ирины. "благоверная и любезная в царицах ирина"

1559 - 26.9(6.10).1603, Новодевичий монастырь близ Москвы], русская царица (с 1584). Из рода Годуновых. Родилась, по-видимому, около 16 апреля, когда празднуется память великомученицы Ирины. На рубеже 1560-70-х годов при возвышении Годуновых попала в среду Государева двора. Около 1574 года выдана замуж за царевича Фёдора Ивановича, ставшего после гибели старшего брата Ивана Ивановича (19.11.1581) наследником русского престола. «Неплодство» царицы (из многочисленных беременностей только одна закончилась в 1592 рождением дочери Феодосии, скончавшейся в 1594 году) и возвышение её брата Бориса Фёдоровича Годунова, ставшего с конца 1584 года фактическим правителем Русского государства, привели к волнениям москвичей в мае 1586 года, спровоцированным противниками Годуновых (главным образом представителями титулованной знати) при активной поддержке митрополита Дионисия и других церковных иерархов. Участники волнений требовали развода царя с Годуновой, однако взаимная привязанность супругов привела к провалу этих выступлений: ряд представителей горожан были казнены, в конце 1586 года сведён с кафедры митрополит Дионисий, отдельные представители знати в 1586-87 попали в опалу и были отправлены в ссылку. Ум, характер Годуновой и её отношения с мужем придали жизни царской четы новые, необычные для русской традиции, черты. Они редко расставались (например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-93 Годунова сопровождала мужа до Новгорода), вместе совершали поездки по монастырям, вызванные в значительной степени проблемами Годунова со здоровьем. Имя Годуновой рядом с именем царя появлялось порой в жалованных грамотах 1585-96 с представлением в ряде случаев судебного иммунитета многим монастырям (Троице-Сергиеву, Ипатьевскому, Чудову, Кирилло-Белозерскому и др.). Особым расположением Годуновой пользовались Ипатьевский монастырь (фамильное «моление» Годуновых) и Троице-Сергиев монастырь. Фёдор Иванович и Годунова выдавали также льготные грамоты. В письме 1586 года английская королева Елизавета I Тюдор извещала Годунову об отпуске в Русское государство доктора Р. Якоби, в 1592-93 годах Годунова переписывалась с Тинатин, первой супругой кахетинского царя Александра II. В 1589, после утверждения патриаршества в России, Годунова принимала и одаривала патриарха Константинопольского Иеремию II, произнеся в ответ на его приветствие две речи (их главный смысл - моление о даровании «чадородия»). В 1590-е годах от имени Годуновой отправлялись грамоты и щедрые дары православным иерархам на Востоке, от них царице поступали послания, частицы мощей святых и даже «царский венец» (корона).

Некоторая публичность поведения Годуновой (впервые проявилась во время венчания на царство её мужа, когда она, вопреки традиции, из открытого окна наблюдала за ходом церемонии, а в конце её вместе с мужем участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах), отсутствовавшая у жён Ивана IV Васильевича Грозного, постепенно сделала привычным для современников взгляд на неё как на легитимную (наряду с мужем) носительницу верховной власти. После смерти царя Фёдора Ивановича [в ночь с 6(16) на 7(17).1.1598] поминальные вклады Годуновой только в три монастыря (Троице-Сергиев, Новодевичий, Кирилло-Белозерский) составили сумму свыше 6 тысяч рублей. Уже 7(17) января члены Государева двора и видные представители посадского населения Москвы стали присягать Годуновой (крестоцелование на её имя в ряде регионов страны продолжалось до начала марта). В январе Борисом Годуновым от имени Годуновой была проведена частичная смена воевод в крепостях на западе Русского государства. 15(25).1.1598 Годунова отъехала «простым обычаем» в Новодевичий монастырь, где в тот же день приняла постриг с именем инокини Александры. С этого момента в официальных документах и текстах именовалась «государыней царицей и великой княгиней инокой Александрой Фёдоровной всеа Русии». В январе-феврале боярские комиссии судили именем царицы местнические споры, и ещё в начале марта на её имя писались челобитные. Годунова сыграла важную роль в избрании на царство своего брата Бориса. После окончательного решения Земского собора 17(27).2.1598 состоялись шествия участников заседаний собора и населения Москвы с челобитьем к Годуновой, с тем чтобы она «благословила» брата на царство, 21 февраля (3 марта) Борис Годунов её «слова не преставил», дав согласие на своё избрание. 1(11) сентября представители сословий во главе с патриархом Иовом вновь били челом Годуновой, а та говорила брату, дабы он «свершил свое царское достояние», и Борис Годунов её «послушал». Действия Годуновой, которой ещё недавно присягали как царице представители различных слоёв русского общества, стали дополнительным источником легитимации царского статуса её брата.

Борис Годунов тщательно соблюдал этикет в отношении вдовствующей царицы-инокини вплоть до её смерти: выделил обслуживавший её штат (в том числе представителей думных, дворцовых и приказных чинов), средства и земельные владения, Годунова имела особую келью с пристроенной церковью. В Новодевичьем монастыре она вела постническую и затворническую жизнь. После её смерти «обиход царицы-иноки» и другое её имущество из дворца было передано в монастырь (в том числе около 220 икон, множество предметов позолоченной, серебряной и другой посуды, ткани). Царские поминальные вклады по Годуновой в Новодевичий, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский монастыри составили 2,5 тысячи рублей. В литературе 17 века царь Фёдор Иванович и Годунова уподоблялись святым князьям Петру и Февронии. Годунова была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, в 1929 году её захоронение перенесено в подклет Архангельского собора.

Лит.: Панова Т. Д. Погребение царицы Ирины Годуновой (результаты исследований) // Государев двор в истории России XV-XVII столетий. Владимир, 2006.

Царица Ирина Фёдоровна была супругой царя Фёдора I Ивановича, сына Ивана Грозного, и сестрой Бориса Годунова. Будущая царица родилась предположительно в 1557 году в семье небогатого вяземского дворянина Фёдора Ивановича, потомка костромских бояр. Когда его жена Стефанида Ивановна после смерти мужа приняла постриг с именем Снандулия, то осиротевших Ирину и её брата Бориса взял к себе дядя, Дмитрий Иванович Годунов, служивший при дворе Ивана Грозного в высоком чине главы Постельного приказа. 1 Дмитрий Иванович был человек образованный, страстный книгочей, имевший обширную библиотеку. Будучи бездетным, много внимания уделил образованию племянников. Благодаря дяде Ирина рано попала в среду Государева двора.

В 1575 году по воле царя Ивана Грозного «прекрасная молодая девица» Ирина Годунова была публично объявлена невестой царевича Федора. Девушка славилась не только красотой, но и умом; любила читать, выказывала успехи в математике. Без традиционного царского смотра невест состоялся брак 17-летнего царевича Фёдора Ивановича с Ириной Годуновой. Брак оказался счастливым: супруги Федор и Ирина относились друг к другу с любовью и уважением.

Федор Иванович вступил на престол 18 марта 1584 года в возрасте 27 лет. Его 14-летнее правление считается одним из самых благополучных и спокойных периодов русской истории, в чём немалая заслуга брата и сестры Годуновых. Новый царь был полной противоположностью своему грозному отцу: робкий от природы, простодушный, добрый и богобоязненный, Федор Иванович известен так же, как «Федор Блаженный». Он был, по словам дьяка Тимофеева, «естеством кроток и мног в милостех ко всем, и непорочен... паче же всего любя благочестие и благолепие церковное». Представление некоторых историков о «слабоумии» этого праведного государя - всего лишь миф. Он, действительно, не был подготовлен к государственному управлению и мало разбирался в земных делах, но Господь, видя его духовно-нравственный образ жизни, его постоянные усердные молитвы об отечестве, т.е. непрестанное духовное служение России, даровал стране период счастливой, сытой и мирной жизни. Царь Небесный помогал его сподвижникам успешно вести государственные дела, и среди них первое место занимал талантливый управленец Борис Годунов, его шурин. Многочисленный клан Годуновых, занявший после воцарения Федора видные государственные посты, помог царице Ирине стать значимой фигурой в общественно-политической жизни того времени.

В средневековой Руси супруги великих князей и царей жили в теремах за высокими заборами, удаленные от людского глаза; их интересы ограничивались кругом семьи, выходами в церковь и поездками на богомолье. Ирина стала единственной царицей, получившей в свои руки власть на Руси. Специально для нее была изменена церемония венчания на царство: у открытого окна одной из палат дворца был установлен трон, на котором восседала новая государыня в богатом наряде и короне. При виде её народ кричал: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» Вслед за митрополитом Дионисием она обратилась к новому царю с поздравительной речью. Примечательно, что до неё никто из цариц публичных речей не произносил. В конце церемонии она вместе с супругом участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах.

Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской Думы, куда ранее царицам вход был закрыт. У неё был полк личных телохранителей. В своих покоях царица Ирина принимала духовенство, иностранных послов и боярских жен. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Фёдора стоит и подпись царицы Ирины. Она переписывалась с английской королевой Елизаветой I Тюдор, с Тинатин, супругой кахетинского царя Александра II. Заботясь об утверждении авторитета Русской церкви, царица переписывалась с Александрийским Патриархом, которому от её имени отправлялись грамоты и щедрые дары. В ответ в июле 1591 года Патриарх прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и роскошный царский венец.

Царица Ирина и её державный супруг приложили немало усилий, добиваясь осуществления давней мечты Русской Церкви - учреждения на Руси патриаршей кафедры, которая сравняла бы Первосвятителя Русской церкви с вселенскими восточными патриархами. В январе 1589 года произошло это знаменательное событие. Прибывший в Москву Константинопольский патриарх Иеремия утвердил в России патриаршую кафедру и поставил Патриархом митрополита Иова. После торжественной церемонии рукоположения Иова оба Патриарха, Иеремия и Иов, последовали в царицыну Золотую палату. Епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию, писал об этом событии: «Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив её молитвенно большим крестом, воззвал: «Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!» Ирина выступила с ответной речью - «прекрасной и складной», по отзыву епископа Арсения. Его поразил и великолепный наряд русской царицы: «Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей».

Благоверная царица регулярно посещала службы в храмах и практически каждую неделю вместе с венценосным супругом ездила на богомолье в один из близлежащих монастырей. Каждый год в сопровождении четырех тысяч телохранителей она шла пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру поклониться преп.Сергию. Делала она щедрые пожертвования на храмовые нужды и в монастыри жертвовала немалые средства.

Царь самозабвенно любил и ценил свою супругу. Он много времени проводил в её обществе. Каждое утро посылал к царице спросить, хорошо ли она почивала, а через некоторое время сам шел здороваться с ней; затем они вместе шли в церковь к заутрене. До обеда Федор Иванович занимался государственными делами. Отдохнув после обеда, царь до ужина проводил время с женой, развлекаясь представлениями скоморохов и шутов. Супруги были неразлучны. Так, например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590-93гг. Ирина сопровождала мужа до Новгорода и там ждала его возвращения из «Немецкой земли». Царь прислушивался к её советам, а потому влияние Ирины на государственную жизнь было велико.

В русской исторической традиции укрепилось мнение, что государыня Ирина была мудрой, образованной и благочестивой. По словам историка Н.В. Татищева, Ирина «была человек острого ума и великих добродетелей». Современники именовали её «великой государыней», «всечестной и предоброй», «христолюбивой» царицей. Единственное, что печалило молодых супругов, - отсутствие детей. Это была подлинная трагедия в жизни царской четы, ибо от чадородия царицы зависела не только судьба династии, но и само существование Московского царства. Еще при жизни Иван Грозный требовал, чтобы царевич Федор после трех лет бесплодного брака заключил Ирину в монастырь и взял себе другую жену. Но кроткий Федор, рискуя навлечь на себя гнев деспотичного отца, твердо ответил царю: «Оставь ее со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо я не желаю ее покинуть». «Слабовольный» Федор проявил мужество и защитил свой брак. И вот в 1585 году Ирине снова грозил развод: против нее возник заговор бояр. Заговорщики во главе с князьями Шуйскими просили царя, чтобы он разошелся с бездетной супругой, сослал её в монастырь и вступил в новый брак «царского ради чадородия». Но царь Федор развестись отказался. Он был так сильно привязан к своей «Аринушке», что даже отсутствие детей не могло заставить его разлучиться с ней. К тому же, как христианин Федор Иванович считал расторжение брака недопустимым: «...Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6). В результате заговор провалился, заговорщики были высланы из Москвы.

Супруга монарха несколько раз беременела, но выносить смогла только единственную дочь - царевну Феодосию (1592г.). Летопись сообщает о ликовании, охватившем тогда столицу: «Родися у государя благочестивая царевна Феодосия Федоровна, и бысть радость на Москве велия...». Как писал Н.М. Карамзин, на радостях по случаю рождения дочери царь Фёдор «простил всех ссыльных, самых важных преступников, осужденных на смерть; велел отворить темницы и выпустить узников; наделил монастыри богатою милостынею и послал множество серебра духовенству в Палестину». Однако радость была недолгой: малютка-царевна умерла 25 января 1594 года, не прожив и двух лет.

В декабре 1597 года сорокалетний Федор Иванович заболел и 7 (20) января 1598 года скончался. Убитая горем, Ирина шла за гробом, «скорбью великой охваченная, с кровавой пеной на губах от судорожных стенаний и всхлипываний». Согласно Карамзину, перед смертью «Федор вручал Державу Ирине, а душу свою приказывал великому Святителю Иову...» По другой версии, прощаясь наедине с Ириной, царь, опасаясь боярских козней, не велел ей царствовать, а велел уйти в монастырь. Царица решила исполнить завет мужа.

Между тем, опасаясь бедствий междуцарствия, Патриарх Иов вместе с боярами присягнул на верность новой государыне Ирине. Крест целовал вдовствующей царице и народ. 8 января 1598 года, в день похорон Федора Ивановича, царица одним из первых своих указов объявила амнистию по всему государству; из тюрем были выпущены «тюремные сидельцы». В этот день вдова «повеле патриарху и всему освященному собору давати милостыню доволну; такоже и нищих безчисленно множество собрав, насытив доволна...» Щедрые поминальные вклады Ирины в монастыри составили огромную по тем временам сумму в 3 тысячи рублей.

Ирина Фёдоровна на 9-ый дней после смерти мужа объявила о своем решении уйти в монастырь. По просьбе Патриарха Иова она согласилась оставаться правительницей только до тех пор, пока не будет избран новый царь. Народ же желал видеть на престоле вдовствующую царицу. В день её отречения собравшаяся в Кремле толпа слёзно просила вдову остаться на царстве. Ирина вышла на Красное крыльцо и прилюдно объявила о своем решении оставить трон. 15(25) января царица Ирина удалилась в Новодевичий монастырь и в тот же день приняла постриг, став инокиней Александрой. Однако правительственные грамоты продолжали издаваться от имени законной «государыни царицы и великой княгини Александры Федоровны». Даже в начале марта на её имя писались челобитные. Вплоть до избрания царем Бориса более месяца - с 16 января по 21 февраля 1598 года - инокиня Александра была законной правительницей Московского царства. А 17 февраля 1598 года Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Участники Собора трижды просили Бориса согласиться на принятие престола, для чего в Новодевичий монастырь, где в то время находились царица-инокиня и Борис Годунов, были устроены шествия с московскими святынями. В конце концов, 21 февраля Борис Годунов согласился взойти на трон, и тогда Ирина благословила брата на царство.

В Новодевичьем монастыре она в течение 5 лет вела постническую и затворническую жизнь. Благодаря заботам брата-царя имела особую келью с пристроенной к ней церковью. Но холодные каменные кельи и аскетизм монашеского бытия не способствовали укреплению слабого здоровья инокини. Скончалась первая единоличная государыня-царица 29 октября 1603 года на 46-ом году жизни. Была погребена в белокаменном саркофаге в Вознесенском монастыре московского Кремля.

В 1929 году захоронение было перенесено в подземную палату Архангельского собора. Повторное вскрытие захоронения Годуновой, в котором участвовала большая группа ученых, было произведено в 2001 году. Исследование показало, что какое-то заболевание царицы, возможно наследственное, привело к патологии костных тканей, которая повлияла на способность вынашивать детей. Внешний облик Ирины Годуновой восстановлен экспертом-криминалистом С.А. Никитиным по её черепу. Имена царицы и её супруга увековечены в памятной надписи на Царь-пушке, отлитой в 1586 году.

Царь Федор Иванович канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский». В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица «Ирина во иночестве Александра». Благодаря взаимной привязанности супругов - «святоцаря» Федора Ивановича и его «христолюбивой супружницы» Ирины, в литературе XVII века они уподоблялись св. Муромским князьям Петру и Февронии.

Доктор исторических наук Т. ПАНОВА.

Жизнь царского двора - тема неисчерпаемая. Она в значительной степени связана с Московским Кремлем - многовековым центром размещения двух основных ветвей власти средневековой Руси: светской и духовной. Публичную сторону этих властных институтов отражают письменные источники, на страницах которых светские владыки предстают в роли главы государства. Они заключают договоры, встречаются с послами, руководят военными действиями, взаимодействуют с ближайшим окружением, организуют строительство крепостей и храмов... Сведения об их семейной жизни редки, остаются чаще всего загадкой их личные пристрастия и увлечения, отношения с близкими людьми. Поэтому столь мало мы знаем о женской половине государева двора, о судьбе великих княгинь и цариц, остававшихся до конца XVII века в тени, в пространстве, ограниченном теремом и храмом, - исключение составляли лишь выезды на богомолье.

Часть территории Кремля по плану Москвы начала XVII века: 1 - Фроловские ворота; 2 - Вознесенский монастырь; 3 - подворье Кирилло-Белозерского монастыря; 4 - двор бояр Хабаровых-Симских.

Скульптурный портрет Ирины Годуновой, выполненный по черепу экспертом-криминалистом С. А. Никитиным.

План церкви Вознесения возле Фроловских ворот (позднее названных Спасскими), где сложился некрополь для женской части правящего московского дома. Захоронение царицы Ирины обозначено номером 16.

Царь Федор Иоаннович (1557-1598), унаследовав после отца, Ивана Грозного, русский престол, сидел на нем с 1584 года. (Реконструкция по черепу выполнена профессором М. М. Герасимовым, разработавшим этот метод.)

В 1929 году, при переносе саркофага царицы Ирины в Архангельский собор, он впервые был открыт. Из него вынули пострадавший от времени стеклянный кубок западноевропейского производства, украшенный росписью белой эмалью и позолотой.

Брат царицы Ирины Борис Годунов, царствовавший в 1598-1605 годы.

Потир Ирины Годуновой, хранящийся в Оружейной палате.

Таблица показывает, что мозг Ирины Годуновой содержал повышенное количество различных веществ в сравнении со средней нормой, называемой "кларк", и теми показателя ми, которые выявлены у современных москвичей.

В последнее время появляются возможности, их становится все больше, проникнуть и в этот замкнутый мир - на женскую половину царского двора, проследить обстоятельства жизни русских великих княгинь и цариц, выяснить судьбу некоторых из них. Особенно много новых сведений получено в последние годы при изучении уникального археологического источника, размещающегося в музее-заповеднике "Московский Кремль", - захоронений, перенесенных из бывшего Вознесенского монастыря, существовавшего на территории крепости Москвы с начала XV века. Весной 1407 года великая княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова великого князя Дмитрия Донского, закладывает возле Фроловских (позднее - Спасских) ворот белокаменного Кремля церковь Вознесения, которая стала усыпальницей великих и удельных княгинь.

История усыпальницы насчитывает почти 300 лет и заканчивается в первой половине XVIII столетия, когда Петр I переносит столицу России в Санкт-Петербург. Однако некрополь в церкви Вознесения сохраняется вплоть до 1929 года - начала активных антицерковных действий в стране. В 1929-1931 годы Вознесенский монастырь был разорен. Но сотрудникам Оружейной палаты удалось спасти исторические захоронения, перенеся их сначала в Архангельский собор Кремля, а затем в подземную палату рядом с ним. Тогда же впервые произвели и вскрытие некоторых саркофагов.

Активно изучать уникальный некрополь начали в середине 1980-х, а наибольшего размаха работы достигли в 2001-2003 годах. В руках историков оказался интереснейший источник, исследование его раскрывает ценнейшие сведения о погребальном обряде и материальной стороне жизни средневекового общества. Много нового удается узнать и о людях, оставивших заметный след в отечественной истории, о женщинах, чьи судьбы, в силу традиции, почти не отражены в письменных источниках.

Изучение некрополя Вознесенского собора дает такой богатый исторический материал, что возник даже особый научный проект. В нем принимают участие антропологи, гистологи, геохимики, эксперты-криминалисты и специалисты других наук. Благодаря их трудам и нынешним возможностям науки удается полнее представить (а иногда и увидеть воочию) физический тип русских великих княгинь и цариц, понять, как они жили. А главное - связать новые данные с теми немногочисленными сведениями о московском дворе, которые дают письменные источники.

Исследование захоронения царицы Ирины Годуновой, жены царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, открыло новые детали в жизни этой женщины.

На старых планах Вознесенского собора и его некрополя, опубликованных в конце XIX столетия А. Пшеничниковым, погребение царицы Ирины отмечено номером 16 в юго-западном углу храма. Над ее могилой размещался памятник, аналогичный тем, что и сегодня можно увидеть в мужском храме-усыпальнице, в Архангельском соборе Кремля - некрополе русских великих князей и царей. Ирину Федоровну похоронили в белокаменном, изготовленном из монолита саркофаге, имеющем антропоморфную форму - полукруглое оголовье и плечики. Надписи-эпитафии на крышке гроба не было.

Прежде чем перейти к рассказу о том, что же удалось узнать о царице Ирине во время исследований погребального комплекса, коротко проследим ее судьбу.

Ирина Федоровна Годунова и ее брат Борис происходили из рода не отличавшихся знатностью костромских дворян (родителями были боярин Федор Иванович Кривой Годунов и Степанида Ивановна). Но начиная с середины XVI века дядья Бориса и Ирины занимали достаточно высокое положение при московских государях. Потому-то брат с сестрой еще в детские годы оказались при царском дворе, где воспитывались вместе с детьми Ивана IV. Этим в значительной степени объясняются крепкие связи Бориса и Ирины с царевичем Федором, унаследовавшим от отца в 1584 году русскую корону.

В 1580 году Ирина становится женой царевича Федора, а ее брат достаточно рано, в 28 лет, получает боярство (он родился 6 октября 1552 года). Год рождения Ирины неизвестен, хотя некоторые историки указывают на 1557-й (правда, без ссылок на источники). Однако исследование скелета царицы Ирины подтверждает эту дату, показывая, что она прожила на свете около 45 лет, не более.

Царь Федор Иванович, судя по всему, очень любил и ценил свою жену. Все попытки высшей знати развести его с Ириной Годуновой, не давшей русскому престолу наследника, ни к чему не привели. Единственный ребенок царя - дочь Феодосия жила недолго, менее двух лет. И со смертью в 1598 году Федора Ивановича династия Калиты прервалась. Сохранилось интересное свидетельство, рассказывающее об участии царицы Ирины в делах государственных - редкий случай для женской половины русского государева двора, жизнь которой ограничивалась только кругом семьи, выходами в церковь да поездками на богомолье. В январе 1589 года Ирина Федоровна приняла в Золотой царицыной палате Константинопольского патриарха Иеремию, прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на нее Иова - первого русского патриарха. Описание этого большого и торжественного события оставил нам епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию.

Патриарх Иеремия пришел к царице вместе с ее мужем, Федором Ивановичем, и с духовенством. Епископ записал: "Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив ее молитвенно большим крестом, воззвал: "Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!"

Затем патриарх московский, митрополиты, архиепископы, епископы, каждый по чину, благословляли царицу и говорили ей подобные же приветственные речи. Ирина Федоровна выступила, как принято говорить сегодня, с ответной речью:

"Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский, старейший между патриарха ми! Многое благодарение приношу святыне твоей за подвиг, какой подъял на пути странствия в нашу державу, дабы и нам даровать утешение видеть священную главу твою, уважаемую паче всех в христианстве православном, от коей и мы восприяли благодать ныне, и за сие воздаем хвалу Всемогущему Богу и Пресвятой Его Матери и всем святым, молитвами коих сподобились такой неизреченной радости. Воистину ничто не могло быть честнее и достохвальнее пришествия твоего, которое принесло столь великое украшение церкви Российской, ибо отныне возвеличением достоинства ея митрополитов в сан потриарший, умножилась слава всего царства по вселенной. Сего искони усердно желали прародители наши, христолюбивые государи, великие князья и цари, и не сподобились видеть исполнения своих благочестивых желаний; и ныне на сей их вожделенный конец, чрез многие подвиги дальнаго странствия, привел во дни нашей державы твою святыню Всемогущий Бог".

После такой речи, "прекрасной и складной", по отзыву епископа Арсения, царица, отступив немного, стала между своим мужем, царем Федором, и братом Борисом. То был первый случай публичного выступления русских государынь, известный по письменным источникам.

Арсения Елассонского и всех присутствовавших на приеме иноземцев потряс великолепный и богатый наряд царицы. Арсений в восторге отмечает, что если бы у него было и десять языков, то и тогда он не смог рассказать о всех виденных им богатствах царицы: "И все это видели мы собственными глазами. Малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей". Не менее сильное впечатление произвело на иностранных гостей и убранство самой палаты, в которой проходил прием гостей.

После обмена речами боярин Дмитрий Иванович Годунов (дядя Ирины и Бориса) передал обоим патриархам подарки от цapицы - кaждoмy по серебряному кубку и бархату черному, по две камки, по две объяри и по два атласа (отрезы дорогих тканей. - Прим. авт. ), по сороку соболей и по 100 рублей денег. Вручая дары, он сказал патриарху: "Великий господин, святейший Иеремия цареградский и вселенский! Се тебе милостивое жалованье царское, да молишь усердно Господа за великую государыню царицу и великую княгиню Ирину и за многолетие великого государя и о их чадородии".

Патриарх благословил царицу и помолился о даровании ей "царского наследия плода". Когда завершилась церемония вручения даров и другим участникам приема (в том числе и епископу Арсению), царица, "печальная о своем неплодии", вновь обратилась к патриарху и сопровождавше му его духовенству с просьбой усерднее молиться о даровании ей и царству наследника: "О великий господин, святейший Иеремия вселенский, отец отцов, и ты, святейший Иов, патриарх московский и всея Руси, и вы все, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный собор! Бога Всемогущаго блаженные служители, сподобившиеся большой милости и благодати у Господа и Его Пречистой Матери и всех святых от века угодивших Богу, и к ним непрестанно возсылающие молитвы! Молю вас и заклинаю, из глубины души моей и с стенанием сокрушеннаго сердца, всеми силами усердно молите Господа за великого государя и за меня, меньшую из дочерей ваших, дабы благоприятно внял молитву вашу и даровал нам чадородие, и благословеннаго наследника сего великаго царства, владимирскаго и московскаго и всея России".

Трогательная речь царицы Ирины произвела впечатление. Как пишет Арсений Елассонский, все "плакали и единодушно молили об исполнении ее заветного желания".

Государь Федор Иванович и царица Ирина проводили патриархов до дверей Золотой палаты, приняли от них еще благословение.

Но наследника престола в этой семье так и не дождались. Активнее стали попытки боярской верхушки развести царя Федора с Ириной Годуновой: отсутствие наследника престола считалось в прошлом серьезной государственной проблемой. Ситуация обострялась неприязнью к Борису Годунову, представителю рядового дворянства, занявшему первое место при царской особе. Усилились стремления устранить его от власти. Однако после смерти царя Федора в 1598 году претензии Бориса Годунова на русский трон явно обозначились.

Сначала Борис Федорович попытался закрепить бразды правления государством за своей сестрой Ириной. И до середины января 1598 года статус "государыни" подтверждает целый ряд документов, составленных от ее имени. Так "по приказу государыни царицы и великой княгини Ирины Федоровны всеа Руси" после смерти царя Федора были разосланы воеводы "по городом на Литовскую и на Немецкую Украину для укрепления Московского государствия от пограничных государств".

Но уже 15 января 1598 года "...Ирина Федоровна всеа Руси после государя своего царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси, оставя Российское царство Московское, и поехала с Москвы в Новодевичей манастырь". Хотя некоторые источники отмечают, что Ирина Федоровна, "с погребения не ходя во свои царские хоромы, повеле себя <...> отвести простым обычаем в пречестный монастырь <...> еже зовется Новый девич монастырь", где ее постригли и нарекли "во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келий своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше". В монастыре вдовствующая царица прожила пять лет и скончалась 29 октября 1603 года. Похоронили Ирину Годунову в усыпальнице русских цариц в Кремле. Надписи на ее саркофаге, как уже сказано, нет, в чем, возможно, проявился акт смирения и уничижения, свойственный монашеству. Эту точку зрения подтверждают и археологические раскопки в некоторых монастырских некрополях древнерусского времени. Но место погребения царицы в Вознесенском соборе зафиксировано документально, включая и записи, сделанные во время переноса всех саркофагов из некрополя в подземную палату возле Архангельского собора.

Известны богатые вклады, сделанные в Троице-Сергиев монастырь по царской дочери Феодосии, по самой царице Ирине (Александре). Так, в 1593 году "сентября в 26 день государь же царь и великий князь Федор Иванович всея Руси пожаловал по своей царевне и великой княжне Феодосье вкладу 500 рублев". В 1603 году "октября в 31 день блаженные памяти по государыне царице и великой княгине Ирине, во иноцех Александре, пожаловал прислал вкладу государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси денег 1000 рублев". Зафиксировали документы и вклад самой царицы Ирины от 1598 года: "Преставися <...> государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Руси и по нем <...> пожаловала его благоверная царица и великая княгиня инока Александра прислала на сорокоусты и на церковное строение денег 3000 рублев".

Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проведено в 2001 году. В нем участвовала большая группа исследователей. Сегодня в лабораторных условиях изучают останки царицы, остатки ее погребальных одежд и проводят их реставрацию. Что было изъято из белокаменного саркофага? Каковы первые результаты работы?

Состояние скелета царицы - одного из важнейших объектов исследования - оказалось удовлетвори тельным. Его изучение антропологом Д. Пежемским (НИИ и Музей антропологии МГУ) и гистологом В. Сычевым (Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы) показало, что какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой еще не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжелые условия жизни в монастыре - холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей. За 18 лет брака с Федором Ивановичем царица Ирина родила только одну дочь, умершую младенцем (она также была похоронена в некрополе Вознесенского собора в Кремле).

Один из самых интересных результатов изучения останков Ирины Годуновой - восстановление по черепу ее внешнего облика, оно выполнено московским экспертом-криминалистом С. А. Никитиным. Перед нами предстал скульптурный портрет женщины, умершей 400 лет назад: лицо красивое - большие глаза, правильные черты. Ее монашеский головной убор воспроизведен по миниатюрам Лицевого летописного свода XVI века. Остатки погребального инвентаря, изъятые из саркофага, подтвердили их принадлежность к монашескому облачению, как и фрагменты шерстяной (черного цвета) схимы. На головной убор царицы был нашит широкий равноконечный крест из тесьмы - он хорошо сохранился. В саркофаге обнаружили осколки стеклянного сосуда, основную часть которого вынули из гроба еще в 1929 году.

В изучении средневековых погребений появились и новые элементы. Это - исследование микроэлементного состава костной и иных тканей человека. В случае с Ириной Годуновой удалось провести рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) кусочка ее мозга, обнаруженного в черепе при подготовке к реконструкции портрета (исследователь - кандидат химических наук E. И. Александровская). Анализ установил повышенное содержание в мозге царицы (по сравнению со средним, фоновым, наблюдаемым в наше время) некоторых металлов - железа, меди, свинца и минералов - ртути, мышьяка. И хотя в науке не существует разработанных данных среднего ("кларк" - среднее содержание) уровня накопления микроэлементов в тканях мозга человека, очень показательно сравнение полученных цифр с содержанием металлов и минералов в мозге современных людей.

Из наиболее вредных веществ особенно повышено содержание свинца (в 80 раз), ртути (в 10 раз) и мышьяка (в 4 раза). Объяснить это можно, скорее всего, тем, что Ирине Годуновой приходилось длительно лечиться мазями - ртутными, свинцовыми и другими. Такой вывод подтверждает и рентгено-флюоресцентный анализ костной ткани из погребения царицы Ирины.

Краткий очерк, посвященный Ирине Годуновой, убедительно показывает, как представители разных областей науки, работая сообща и опираясь на современные методы, смогли "оживить" историю начала XVII столетия, показать лицо женщины, имя которой всем известно со школьной скамьи, понять хотя бы некоторые стороны ее недолгой и нелегкой жизни, прошедшей в высших властных слоях средневековой России рубежа XVI-XVII веков.

Ирина Федоровна Годунова, краткая биография и история правления

Годы правления 1575-1603
Годы жизни 1557-1603

С детских лет Ирина вместе со своим братом Борисом воспитывались в царском дворце. В 1575 году она стала женой царя, интересно что обошлось без традиционного смотра невест. Ее брат получил боярство, что стало новым этапом в его возвышении, которое происходило во многом из-за любви царя к жене Ирине. Она не была деятельной помощницей брату, но и не препятствовала ему ни в чем.

Противники Бориса Годунова, князья Шуйские как-то попытались устранить Ирину, и тем самым подорвать власть ее брата. Они уговорили действующего митрополита участвовать в расторжении брака по причине бесплодия царицы, но Годунов успел расстроить их планы. Виновные отправились в ссылку.

В 1598 году умер царь Фёдор Иоанновичем. Тогдашние боярские фамилии опасались бедствий, которое могло принести междуцарствие и решили дать присягу на верность царице Ирине Годуновой. Она же через 9 дней после смерти мужа решила уйти в Новодевичий монастырь, постриглась в монахини на имя Александры. До избрания ее брата Бориса Годунова царем, все государственные указы издавались от имени царицы Александры. В монастыре она прожила до самой своей смерти в 1603 году.

Если вам интересна данная тематика статей, то на моем сайте есть статья, где в хронологическом порядке расписаны

Ирина Федоровна Годунова – одна из немногих цариц, правивших русским государством. Она была полноправной самодержицей месяц, предшествующий восхождению на трон .

Детство и юность

Ирина Годунова – сестра Бориса Годунова и жена царя Федора Иоанновича, родилась в 1557 году. Родителями были боярин Федор Иоаннович Кривой Годунов и Степанида Иоанновна. Вместе с братом девочка воспитывалась с детьми . Ирине было семь лет, когда она впервые переступила порог дома правителя Руси. Дядя Годуновых служил постельничим в думе. Близость к монарху придавала семье, вышедшей из неизвестного костромского рода, особый статус.

Ирина полюбилась Федору Иоанновичу еще в детстве. Дети дружили с малых лет и не имели секретов друг от друга. Венчание молодых состоялось в 1575 году, когда им исполнилось по 17 лет. Вопреки традициям Федор не стал выбирать невесту. Он заранее знал, кого хочет видеть супругой.

Детство и юность, проведенные рядом с мудрым братом и тихим царевичем, который не интересовался интригами, сказались на характере Ирины. Она стала любимицей правящих особ и этим упрочила положение семьи при дворе. Бояре были недовольны таким положением дел. Девушка с привлекательной внешностью, самолюбием и властностью, интересовалась государственными и общественными делами.

Правление

Ирина Годунова сильно отличалась от цариц, которых привык видеть народ. Ее предшественницы находились в тени мужей, не принимали участия в правлении страной и посещали только церковь. Ирина свела знакомство с английской королевой и кахетинской царицей, состояла в переписке с европейскими королями и принимала заграничных послов, заседала в Боярской думе и занималась вопросами церкви. Царица делала щедрые пожертвования в монастыри.


В 1589 году Ирину Годунову посещал константинопольский патриарх Иеремия. Он благословил женщину, после чего она совершила поступок, которого ранее не делала ни одна царица. Ирина выступила с публичной речью. Мудрая правительница вникала во все вопросы государственной важности, а муж не перечил любимой супруге. Он даже позволял ей ставить на документах собственную подпись в качестве согласия с выбором царя.

У Ирины и Федора не осталось наследников. По завещанию Иоанна Грозного в случае бесплодия супруги его сын должен был жениться на Ирине Мстиславской. Так отец царя хотел укрепить Русь, объединенную под правлением законного потомка. Борис Годунов выручил сестру, выкрав Мстиславскую и заперев ее против воли в монастыре. В 1598 году Федор Иоаннович скончался. Годунов и патриарх Иов устроили заговор с целью оставить на троне Ирину.


Бояре не хотели смуты, сопровождающей смену правителей, и присягнули царице в верности. Избегая восшествия на трон Бориса Годунова, они избрали царицу как выгодную персону. Ирина Годунова стала царицей Всея Руси. Текст присяги был необычным. Подданные клялись в верности не только Ирине, но и ее брату, и патриарху Иову. В честь царицы отслужили богослужение, чего не было до этого момента ни разу в истории.

Правление женщины заняло небольшой период. Она была у власти с 16 января по 21 февраля 1598 года. Это время простой народ считал благостным, так как привык к царице. Ирина же помнила о завете мужа, который просил постричься в монахини после его кончины.


Так Федор хотел обезопасить любимую от интриг и плутовства бояр. Решение о принятии пострига Ирина озвучила самостоятельно на Красном крыльце. Местом уединения бывшей правительницы стал Новодевичий монастырь. Она стала инокиней Александрой.

Живя в монастыре, женщина принимала гостей с челобитными и раздавала приказы, продолжая править страной. Затем Ирина благословила брата Бориса на царствование. Историки называют передачу престола политическим спектаклем, разыгранным Годуновым. Он подкупил просителей, чтобы они молили его взойти на трон. Борис демонстративно отвергал предложение сторонников, но после благословления сестры согласился.

Личная жизнь

Вопрос о наследниках был больной темой для Ирина и Федора. Историки называют несколько причин, по которым супруги могли быть бесплодными. В их числе нездоровье мужа. Для Федора Иоанновича приглашали лекарей, но ситуация оставалась неизменной.

Ирина неоднократно была в положении, и беременность не удавалось сохранить. Единственная дочь Феодосия, появившаяся на свет в 1592 году, не дожила до двух лет. Спустя столетия ученые выяснили, что причина бесплодия царицы крылась в особенностях строения таза. Оно не позволяло успешно выносить ребенка.


Федор Иоаннович любил жену больше престола. С его согласия Ирина примерила весомую общественную и политическую роль. Царь предоставил жене возможность обучиться и доверил право голоса в Боярской думе, считая мудрой и прозорливой. Монарх не жалел ничего ради возлюбленной.

Ирина любила роскошь, и ее наряды соответствовали статусу. Царица появлялась на публике в одеяниях, усыпанных драгоценными камнями. Для нее восстановили Золотую Палату, игравшую роль парадного зала. Помещение было расписано фресками, повествующими о житии женщин на престоле: , царицы Динары и святой Елены.

Смерть

Остатки дней Ирина провела в монастыре в служении богу и благотворительных заботах. Ей довелось прожить еще пять лет после пострига. Условия в монастыре не были комфортабельными, и бывшая царица страдала от болей в суставах. Давала знать о себе и патология костей.


В конце жизни Ирина с трудом передвигалась самостоятельно. Исследователи, изучавшие саркофаг царицы, отмечали, что в ее останках найдено большое количество мышьяка, свинца и ртути. Это свидетельствует о частом использовании мазей, притупляющих болевые ощущения.

Инокиня Александра скончалась в 1603 году. Ее захоронение располагалось в Вознесенском монастыре Московского Кремля, а затем было перенесено в Архангельский собор. Ирина нашла упокоение рядом с могилами венценосных особ. Имущество бывшей царицы отошло церкви.

Память

Биография Ирины Годуновой не богата на интересные факты. Наследие правительницы в истории скудно.

  • Имена царицы и ее супруга увековечены в памятной надписи, расположенной на Царь-пушке, которая была отлита в 1586 году.

  • Эксперты-криминалисты, изучив останки царицы Ирины, восстановили ее внешность. Поэтому современное поколение располагает фото, показывающими, как выглядела одна из известнейших женщин рубежа 16-17 веков.
  • Царица Ирина и царь Федор Иоаннович пожертвовали 4500 рублей Троице-Сергиеву монастырю.
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.