Буквы “ъ” и “ь”. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь Ь знак задания для дошкольников
Цели урока:
- Формировать стремление к познанию нового, совершенствовать все виды речевой деятельности детей (умение слушать, высказывать свое мнение, читать связные тексты с выделением главной мысли в них).
- Развивать фонематический слух, память, внимание (познавательные процессы).
- Формировать навыки чтения слов с Ь - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука.
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
|Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
На какие две группы делятся все буквы? (гласные и согласные).
Что вы знаете о согласных звуках?
Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко?
Когда буквы Я, Е обозначают два звука?
Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер?
Какой характер у вас?
Про что еще можно сказать "мягкий" или "твердый", придумайте предложение.
III. Постановка темы и цели урока.
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез (дождевая туча)
- (На доске нарисована туча, капли в виде Ь) . Вот она, дождевая тучка, нахмурилась, расплакалась дождем.
Оторвалась капелька от тучки и полетела вниз. Закапал дождь на землю, умыл молодую весеннюю травку, пробудившиеся от зимнего сна деревья. Одна капелька прилетела к нам в класс и села ко мне на ладошку. Какая она маленькая, нежная. Я ее не выпущу и оставлю в классе, пусть она послушает, как мы умеем читать, рассказывать (модель капли прикрепляю на доску).
Ребята, капелька у меня одна, а вас много. Что же нам делать? Как быть? Возьмите листочки и нарисуйте капельку дождя, которую наша гостья подарила каждому (у каждого на парте листок, цветные карандаши, дети рисуют каплю) .
На какую букву похожи капельки воды? (на Ь знак) . Сегодня на уроке мы будем говорить о Ь знаке - показателе мягкости согласных звуков.
IV. Работа с новым материалом.
1. Звуковой анализ слов.
Назовите изображенные предметы (гусь, лоси, голуби, снегири, конь, медведи). Посмотрите, запомните порядок (игра "День-ночь"). Что изменилось? (провести 2-3 раза). На какие две группы разделим предметы? (птицы; звери). В каждой группе назовите лишний предмет (гусь, конь). Почему? (ед.число). Выберите, к какой схеме относится слово гусь. Слово соотносится со схемой.
Сколько в слове слогов? Как узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов).
Из чего слово состоит? (из слияния твердого согласного с гласным и мягкого согласного за слиянием).
Составьте слово из букв разрезной азбуки (печатают в печатниках).
Как составить это слово, чтобы было ясно, что последний звук надо произносить мягко? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука).
Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
2. Знакомство с новой буквой.
Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
(В.Степанов)
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
(А.Шибаев).
Найдите, где спряталась буква (на доске рисунки) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
3. Чтение с доски.
4. Чтение текстов с мягким знаком (с.138 "Русской азбуки").
Где паслись гуси? Что сделал Петя? Что ему сказали? Что значит "за себя постоять"?
Озаглавьте рассказ ("Не дразни гусей!").
Повторное чтение и разбор прочитанного (Задания: прочитать слова с мягким знаком; определить, мягкость каких звуков обозначена с его помощью; прочитать слова, в которых мягкость согласного обозначена по- иному).
Дети составляют рассказ о том, как надо заботиться о птицах.
5. Игра "Слово или не слово?".
Дети читают написанное на доске и объясняют слово или не слово они прочитали.
СОЛЬ | РУЛ | СЕМЬ | ГУС | НЫТЬ | ТЕН |
СТУЛЬ | ПЫЛЬ | ДЫМ | ЛИСТ | ШИТЬ | ЛЕН |
С объяснением "не слова" превращаются в слова.
6. Чтение на с.136
Как вы понимаете слово "ударили"?
Какое еще может быть значение этого слова? (ударили морозы)
7. Развитие внимания, интереса к родному языку.
Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ.
Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
БАНЬКА в БАНКУ превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
8. Выводы по уроку.
Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай!
V. Итоги урока (рефлексия).
Что нового узнали о согласных звуках? (согласная звучит мягко, если на письме после нее стоит мягкий знак).
Какую роль в слове играет мягкий знак?
Конспект логопедического занятия на тему: « Буква Ъ.»
Цель: раскрыть особенность использование этой буквы.
Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква",Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы
Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.
Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.
Ход урока.
1. Орг.момент.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё ……….(видят)
Наши уши внимательно слушают и все …….(слышат)
Голова запоминает и ……(думает)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.
III. Новый материал.
Отгадайте загадку.
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго
: -Эй, наклонись немного!-
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в….… твѐрдый знак.
Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Сегодня будем знакомиться с буквой « разделительный твердый знак». Это буква является братом мягкого знака.
Закрепление оптического образа буквы
На что похожа буква Ъ?
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твѐрдый знак,
Чтобы не облиться
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост: - Ш-Ш-Ш-Ш…
Я вам не угрожаю,
Я твѐрдый знак изображаю.
Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ» . Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах.
2. Знакомство с буквой.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
Это буква «ъ» (показать на плакате).
А еще букву Ъ называют хитрой буквой. Послушайте рассказ про мальчика Мишу и хитрую букву Твердый знак. Почему она хитрая?
Пришел Миша из школы довольный. Зашел на кухню, посмотрел хитро на мать и говорит:"Сел и съел!"
"У кого ж ты пообедал? - всполошилась мать. - А я наготовила-напекла!"
"Ни у кого я не обедал, - грустно сказал Миша. - Я тебе о другом. Сел и съел... Не поняла?"
"А чего же тут не понять? - проговорил дедушка. - Все ясно: СЕЛ без твердого знака пишется, а СЪЕЛ - с твердым."
"Правильно, дедушка! - обрадовался Миша. - Мы сегодня букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква - так её не произнесешь, а без неё - СЕЛ, а с ней - СЪЕЛ."
Почему же буква Ъ такая хитрая? (с ее помощью одно слово превращается в другое).
Прочитаем слова в схеме (на доске): подЪезд, разЪезд, обЪезд, вЪезд.
Что общего между этими словами? (-езд- корень).
3. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов
сравнение схем слов
ели-съели
Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)
4. Развитие фонематического восприятия
Дидактическая игра «Камень - вата».
Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук.
Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.
5. Работа в тетрадях.
6. Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь
Пошагайте, покрутитесь
Руки право, руки влево, а потом присядьте смело!
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь!
7. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.
КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ
Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлегся и спит.
Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.
«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».
Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.
Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.
9. Подведение итога занятия. Рефлексия- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком.
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами.
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Скачать –
В презентацию включены ролики о буквах, стихотворения, слайды с написанием письменных букв, раскраски.
На 2 слайде ролик о твёрдом знаке. Обращаем внимание ребёнка на то, что Ъ никакого звука не обозначает. Он ставится после согласной буквы, перед гласными е, ё, ю, я.
На 3 слайде стихотворение о том, на что похожа буква. Пусть ребёнок придумает свой вариант. Напишите букву в альбоме, дорисуйте до образа.
На 4 слайде стихотворение-загадка. Ребёнок досказывает пропущенные слова и находит слова с твёрдым знаком в загадке.
На 5 слайде небольшое стихотворение, которое можно повторить по памяти и найти слова с Ъ. Распечатайте раскраску, заштрихуйте букву.
На 7 слайде ролик о мягком знаке. Обратите внимание ребёнка, что Ь никакого звука не обозначает. Сделайте звуковой разбор слов “тень” и “день”. В этих словах три звука, но 4 буквы. Мы ставим на конце Ь для того, чтобы показать, что согласный мягкий.
На что похожа буква Ь? На 8 слайде один из вариантов. Придумайте свои варианты. Запишите букву в альбом, дорисуйте до образа.
Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Найдите слова с Ь. Соотнесите с картинками.
Прочитайте стихотворение на 9 слайде. Сколько раз встречается Ь? Обратите внимание на слово “льёт”. В этом слове у Ь другая роль – он отделяет гласную букву от согласной. Разделительный мягкий знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, ю, я, и.
Буквы “ъ” и “ь” никакого звука не обозначают. “ь” показывает, что согласный перед ним мягкий (например, в словах конь, день, коньки, деньки). Также “ъ” и “ь” могут разделять согласную и гласную буквы (например, в словах съем, подъезд, семья, льёт).
Тонировка квартир и офисов, тонирование окон зданий . Главное достоинство тонирования окон зданий – повышение безопасности. Специальные пленки с антивандальными свойствами придают окнам повышенную прочность. Еще один плюс – поддержание необходимой температуры воздуха в здании. Затонированные стекла зимой сохраняют тепло внутри здания, а летом препятствуют проникновению солнечных лучей. Наша компания, благодаря современным технологиям осуществляет тонировку окон в любое время года, так как пленка наносится на внутреннюю сторону стекла. Тонировка окон позволит не боятся перепадов температур и высокой влажности.
Игры в картинках для детей 4-5 лет
Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»
Задание 1
Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.
Задание 2
На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.
Задание 3
Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
Задание 4
Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.
Задание 5
Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?
Задание 6
Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».
Задание 7
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».
Задание 8
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».
Задание 9
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».
Задание 10
Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.
Задание 11
В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?
Задание 12
В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?
Задание 13
В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?
Задание 14
Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.
Задание 15
Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.
Задание 16
С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?
Проверь себя.
Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.
Задание 17
Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.
Задание 18
Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.
Задание 19
Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.
Анна Иноземцева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквами «Ь» и «Ъ» знак»
Цель : познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак . Объяснить значение букв в словах . Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся ?
Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами , которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте .
А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)
Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .
А что тогда можно увидеть и написать? (буквы ) .
Сейчас я буду показывать буквы , а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв ) .
А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук » . Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву , а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква , затем меняемся.
Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита . Это буквы необычные . Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква ? (Буква – это значок , который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы , с которыми мы сегодня с вами познакомимся , тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.
Физминутка (встаём в круг)
Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит :
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)
(На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква ? Это мягкий знак , он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске : ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак , то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся : ель, конь, банька.
Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова : семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.
Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается ,
Мягким называется.
Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть - сеть) . Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске.
Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .
(На доске Ъ) Дети какая это буква ? Это буква твёрдый знак , стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.
Прочитайте слова : съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.
Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так :
Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил :
Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита . Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте , вы будите знать для чего они там стоят.
С какими буквами мы сегодня познакомились ?
Что указывает мягкий знак ?
Что мы узнали о твёрдом знаке ?