Биография. Манфред фон Рихтхофен: первые асы и последние рыцари Кто сбил красного барона

Манфред фон Рихтгофен – это знаменитый немецкий лётчик истребитель Первой Мировой войны, асс. Манфред фон Рихтгофен получил прозвище «Красный барон» из-за того, что летал на истребителе ЯРКО КРАСНОГО цвета. В воскресенье 21-го апреля 1918-го года в небо взлетел манёвренный красный Фоккер триплан. Фоккер – это название немецкого истребителя, а триплан – это название типа компоновки самолёта. Триплан означает, что этот самолёт оснащён ТРЕМЯ ПАРАМИ крыльев , расположенных этажеркой друг над другом. Именно на таком истребителе летал немецкий асс Манфред фон Рихтгофен.

Шла Первая Мировая война. Немцы уже не раз пытались наступать на Западном фронте, с целью РАСЧЛЕНИТЬ армию противника и открыть себе дорогу на Париж. Четыре года окопной войны подходили к концу. В воздухе тоже проходили жаркие бои не на жизнь, а на смерть! И на земле и в небе положение Германии было ПЛАЧЕВНЫМ. Судьба Германии висела на волоске! Бесконечные жестокие схватки привели к тому, что и люди и машины были уже НА ПРЕДЕЛЕ физических и психических сил .

В то утро на немецком аэродроме у маленькой деревни Каппи в долине Соммы выдался туман. На этом аэродроме расположилась знаменитая эскадрилья легендарного асса барона Манфреда фон Рихтгофена, которая называлась «Воздушный цирк». Через некоторое время туман рассеялся, и триплан Манфреда фон Рихтгофена техники начали готовить к боевому вылету.

Манфред фон Рихтгофен получил обычное задание. Произвести патрулирование территории и в случае необходимости, в бою сбить английские самолёты-разведчики, шнырявшие в долине Соммы. После короткого инструктажа командир Манфред фон Рихтгофен и его подчинённые расселись в кабины своих истребителей и вылетели на задание.

Вооружение тогдашних истребителей обычно состояло из двух пулемётов, установленных на капоте мотора истребителя перед кабиной лётчика.

Из патрулирования группа истребителей вернулась с печальной вестью. Командир Манфред фон Рихтгофен сбит над позициями противника. «Красный барон» казался непобедимым. Поначалу не верилось, что он пополнил статистику миллионов убитых! Последний раз Манфреда фон Рихтгофена видели в живых, когда у него на хвосте повис британский истребитель «сортвич». Пилотировал британский истребитель капитан Браун. Смерть Манфреда фон Рихтгофена стала очень сильным ударом по моральному духу немцев!

Триплан «Красного барона» был сбит над расположением австралийских пехотинцев. На похоронах Манфреда фон Рихтгофена австралийские пехотинцы стояли в почётном карауле! Никто НЕ БЫЛ УВЕРЕН, что именно капитан Браун сбил знаменитого асса. Может быть — это была заслуга одного из австралийских пулемётчиков? Это стало ещё одной из тайн и мифов, сопровождавших карьеру Манфреда фон Рихтгофена.

Манфред фон Рихтгофен родился в 1892-м году в семье прусского аристократа. Поэтому карьера военного была ему предрешена. Сначала он окончил военное училище, потом поступил в военную академию. Манфред фон Рихтгофен был отличным стрелком и наездником. В 1912 году в звании лейтенанта начал службу в КАВАЛЕРИЙСКОМ полку.

В июле 1914-го года началась Первая Мировая война и в августе 1914-го года Манфред фон Рихтгофен был назначен командиром подразделения, наступавшего на Россию. Вскоре после этого его роту перебросили на Западный фронт. Однако война во Франции была НЕ кавалерийская. Там были сплошные окопы и колючая проволока. Германия, как и противник, держала кавалерию про запас, в надежде пустить её в дело, когда будет осуществлён победный прорыв. Там Манфред фон Рихтгофен исполнял обязанности ИНТЕНДАНТА. Это была возня с бумажками и нудные хозяйственные дела, а молодой офицер представлял войну в участии в боевых действиях и в боевых подвигах! К тому же у Манфреда фон Рихтгофена было предостаточно времени, чтобы разглядеть, как зарождается новый вид боевых действий.

Прямо над его подразделением в небе происходили .

Манфред фон Рихтгофен начал учиться профессии наблюдателя. Наблюдатель – это был военнослужащий, который сидел в двухместном самолёте в кабине за спиной пилота и производил разведку на местности методом наблюдения из кабины самолёта. Вскоре после этого Манфред фон Рихтгофен был переправлен на Восточный фронт, где регулярно участвовал в разведывательных полётах. Наступило время моторов, и бывший кавалерист пересел с коня на самолёт!

Манфред фон Рихтгофен понял, что НЕБО это ЕГО СТИХИЯ. В письмах матери он писал: « Я ежедневно летаю над расположением противника и докладываю о его передвижениях. Три дня назад доложил об отступлении русских. Ты не представляешь, как я был счастлив!»

В августе 1915-го года Манфред фон Рихтгофен был переправлен на Западный фронт в сверхсекретное подразделение под кодовым названием «Бригады голубей». Это было подразделение бомбардировщиков.

К Рождеству этого же года Манфред фон Рихтгофен закончил, курс тренировок и получил долгожданные КРЫЛЬЯ! Теперь новоиспечённый пилот мог полностью удовлетворить свои амбиции!

При подготовке к боевым вылетам Манфред фон Рихтгофен прикрепил к верхнему крылу своего самолёта-разведчика пулемёт. В самом начале воздушных боёв, лётчики-истребители использовали револьверы и карабины. Это были в прямом смысле слова ВОЗДУШНЫЕ ДУЭЛИ . Теперь после установки на самолёт пулемёта воздушный бой стал выглядеть иначе. Особенно изменило воздушный бой усовершенствование, позволявшее пулемёту стрелять СКВОЗЬ воздушный ВИНТ истребителя! Первыми это усовершенствование применили французы в феврале 1915-го года. Гарос и Сувинье установили СТАЛЬНЫЕ ПЛАСТИНЫ НА ЛОПАСТИ винта, которые ОТРАЖАЛИ ПУЛИ в случае, если пуля попадала в лопасть винта.

Немцы захватили один из самолётов французов и обследовали его. После этого немецкий авиаконструктор Фоккер изобрёл новый механизм, который назвали «ПРЕРЫВАТЕЛЬ». Прерыватель ПОЗВОЛЯЛ СТРЕЛЯТЬ пулемёту только в тот МОМЕНТ, когда перед пулемётом не было лопасти винта. Манфред фон Рихтгофен впоследствии летал на истребителе с таким прерывателем. Прерыватель Фоккера поставили на моноплан «Айндеккер», который стал первым настоящим истребителем. Пулемёт на «Айндеккере» прозвали «Фоккеровская кара». За 10 месяцев, начиная с августа 1915-го года, «Айндеккеры» почти расчистили небо от самолётов противника! С января 1916-го года каждый британский самолёт-разведчик стали сопровождать по три истребителя.

«Айндеккер» воспитал целую когорту истребителей-ассов! Освальд Бельке установил для них основные и обязательные правила воздушного боя. Его друг Макс Иммельман первым осуществил классический манёвр, который впоследствии был назван его именем – «Переворот Иммельмана». Это манёвр, когда самолёт делает полу петлю Нестерова и в верхней точке делает полу бочку.

В то время Манфред фон Рихтгофен ещё не был в числе лётчиков-ассов. Он продолжал также летать на разведывательные и бомбардировочные полёты сначала на Западном фронте, а потом на Восточном фронте, где в июне 1916-го года русские перешли в крупномасштабное наступление.

Манфред фон Рихтгофен заметил, что обстрел вражеской кавалерии с самолёта очень эффективен. Кавалерия буквально рассыпается в разные стороны под огнём его пулемёта! Освальд Бельке прибыл на Восточный фронт для того, чтобы выбрать лётчиков для своего полка «Воздушный охотник». Именно тогда Бельке, заметил Манфреда фон Рихтгофена по его действиям. Барон Манфред фон Рихтгофен показался ему вполне подходящим кандидатом.

Подразделение полка Освальда Бельке называлось «Яста». В сентябре 1916-го года Манфред фон Рихтгофен вошёл в состав «Яста-2». Его мечта сбылась! Он стал пилотом-истребителем.

К этому времени французы, и англичане перехватили инициативу благодаря новому самолёту «Ньюпор-Бэри». Немецкие «Айндеккеры» устарели им на замену пришли более обтекаемые «Альбатросы».

Манфред фон Рихтгофен ОТКРЫЛ СЧЁТ своим сбитым самолётам именно на «Альбатросе». Это произошло 17 сентября 1916-го года. Сбитым самолётом оказался британский биплан королевских ВВС «ФЕ-2».

ФЕ-2 был манёвренный самолёт, но обладал меньшей скоростью, чем «Альбатрос». Смертельно раненый британский пилот сумел всё-таки посадить самолёт, поэтому Манфред фон Рихтгофен приземлился рядом со сбитым самолётом, чтобы убедиться в своей победе. Вечером того же дня Манфред фон Рихтгофен заказал берлинскому ювелиру изготовить серебряный кубок в честь своей ПЕРВОЙ победы. Впоследствии у него появилось много таких серебряных кубков!

Одна карьера началась, а другая карьера закончилась. 28-го октября 1916-го года в воздушном бою погиб Освальд Бельке, которого Манфред фон Рихтгофен называл своим учителем. Через три дня на похоронах Рихтгофен нёс на подушечке одну из медалей, принадлежавшую Бельке.

Счёт побед Манфреда фон Рихтгофена стремительно рос, но 23-го ноября 1916-го года Рихтгофен чуть сам не погиб! Он был сбит командиром эскадрильи Королевских ВВС, Леноэмом Хоукером. Только вышло так, что Леноэм Хоукер в том же бою погиб, а Манфред фон Рихтгофен остался ЖИВ!

После гибели Леноэма Хоукера у англичан появился новый быстрый истребитель «Сортвич», который тоже мог стрелять сквозь винт! Превосходство в воздухе зависит от чуть большей скорости, чуть большей манёвренности, чуть большей скорострельности пулемёта и конечно от умения лётчика ВЫЖАТЬ эти качества из своего самолёта!

Кроме Манфреда фон Рихтгофена тоже было много способных лётчиков, но он умел выжать из своего самолёта чуть больше и он обладал ещё одним чрезвычайно важным в воздушном бою Первой Мировой войны качеством. Манфред фон Рихтгофен обладал очень хорошим ЗРЕНИЕМ и ВНИМАНИЕМ и УМЕЛ, как правило, ПЕРВЫМ ОБНАРУЖИВАТЬ противника в воздухе! Победа в воздушном бою, даже в современном, чаще всего зависит от того кто ПЕРВЫМ ОБНАРУЖИТ противника и от ПРАВИЛЬНОСТИ ПЕРВОГО МАНЁВРА.

В 1917-м году 16-го ноября Манфред фон Рихтгофен был награждён высшей немецкой наградой «Орденом за личную храбрость». В это же время его назначили командиром подразделения «Яста-11». Немцы в отличие от англичан собирали лучших лётчиков в одно подразделение! В подчинении Манфреда фон Рихтгофена был и его брат – Лотар.

У Лотара после войны было 60 сбитых самолётов. Из-за разноцветных самолётов подразделение Рихтгофенов было названо «Воздушный цирк».

Немецкие ВВС преобразовывались дальше. В июне 1917-го года Манфреду фон Рихтгофену было поручено командовать уже четырьмя группами «Яста». Это боевое крыло получило название «Ягд-1». В апреле 1918-го года Манфред фон Рихтгофен превзошёл самого Бельке, сбив 40 самолётов противника. Рихтгофен стал примером для подражания в немецких ВВС.

У французов и англичан тоже были свои знаменитые ассы. Англичанин Бол и француз Гинемер стали известными на весь мир! У американцев лучшим ассом был Рауль Лаббери, который до этого воевал во французской эскадрилье Лафайет. Но все они погибли. Сначала Лаббери и Гинемер, затем и Бол.

Бол в своём последнем воздушном бою сбил брата Манфреда фон Рихтгофена Лотара, но Лотар остался жив, а Бол в этом, же бою погиб.

Только Манфред фон Рихтгофен казался непобедимым! Он превратил воздушный бой в точную науку. Кроме того Рихтгофен в совершенстве овладел техникой пилотирования самолётом. Он открывал огонь только с близкого расстояния только тогда, когда был полностью уверен, что сможет нанести противнику смертельный удар. Манфред фон Рихтгофен НЕ относился к разряду шутников и однажды сказал: « Я предпочитаю видеть лицо своего клиента

В июле 1917-го года в воздушном бою Манфред фон Рихтгофен был ранен в голову. В этом бою «Красный барон» ОДИН противостоял ШЕСТЕРЫМ британским ФЕ-2! В небе он почти потерял возможность видеть, наполовину потерял сознание, но всё-таки смог посадить «Альбатрос»! Через три недели он сбежал из госпиталя и с забинтованной головой взлетел на боевое задание, ведя за собой лётчиков своего подразделения!

После этого подразделение «Ягд-1» пересадили на триплан «Фоккер». Манфред фон Рихтгофен говорил об этом манёвренном самолёте, что он лезет вверх как обезьяна! В 1917-м году германские ВВС заказали таких истребителей 320 штук. Триплан «Фоккер» был лёгким в управлении, быстро набирал высоту, но по скорости уступал истребителям противника. Поэтому этот самолёт не оказал решающего влияния на общий ход войны в воздухе. Манфред фон Рихтгофен одержал на этом самолёте последних своих 17 побед с сентября 1917-го до гибели в апреле 1918-го года.

Между тем сила противоборства англичан всё увеличивалась. В основном за счёт увеличения количества новых самолётов с более высокими характеристиками. Среди новых самолётов англичан больше всех выделялся «СЕ-5А» и «Сортвич-верблюд», получивший такое прозвище благодаря обтекателям, закрывавшим его спаренные пулемёты. К концу войны «верблюды» сбили более 1 300 немецких самолётов.

Но число побед самого Манфреда фон Рихтгофена неуклонно росло. Английский «Сортвич», который сбил Рихтгофен, летая на «Фоккере» триплане оказался его 61-й победой! Английский лётчик этого истребителя Берт был взят в плен «Красным бароном» и был рад, что вообще остался жив!

Но войну не делает один человек. Вдобавок ко всему, в апреле 1917-го года США объявили войну Германии, и через 5 месяцев первая эскадрилья США впервые вступила в бой на стороне англичан и французов. Американцы в Первую Мировую войну воевали на английских и французских самолётах потому, что своих истребителей тогда у американцев не было. Само участие американцев в боевых действиях резко подняло боевой дух анти германской коалиции.

К этому моменту Манфред фон Рихтгофен стал чем-то вроде национальной ИКОНЫ. И окружающие, и он сам уверовал в свою исключительность и бессмертность! Он вёл себя надменно и вызывал к себе отношение только уважения, а не поклонения, как например Освальд Бельке.

Популярность «Красного барона» стала такой, что он начал от неё уставать и всё больше предпочитал проводить время со своей любимой собакой по кличке «Мориц»! В кабинете Манфреда фон Рихтгофена было много трофеев взятых со сбитых самолётов противника. Например, люстра , изготовленная из двигателя самолёта.

В 1918-м году 21-го марта отборные части немцев начали последнее наступление на Западном фронте. В это время истребители подразделения «Ягд-1» ещё стояли на земле.

Через три дня после начала наступления пехоты в воздух поднялись истребители трипланы. К 20-му апреля 1918-го года на счету Манфреда фон Рихтгофена было уже 80 сбитых самолётов.

И вот настал роковой день для «Красного барона». Это было 21-е апреля 1918-го года. Звено Манфреда фон Рихтгофена напало на два самолёта-разведчика. Воздушный бой проходил над английской линией обороны. С английской стороны был поднят зенитный огонь. На помощь своим разведчикам в небо была поднята эскадрилья капитана Брауна. «Красный барон» сразу выбрал себе пилота-новичка лейтенанта Мэя и начал прижимать его к ЗЕМЛЕ. Дальше они залетели над частями австралийских войск, причём на малой высоте. Тут Манфред фон Рихтгофен НАРУШИЛ одно из СВОИХ же основных ПРАВИЛ – никогда НЕ ПОДВЕРГАТЬСЯ НЕОПРАВДАННОМУ РИСКУ!

Австралийские пулемётчики открыли огонь по низко летящему, над ними «Фоккеру» триплану. «Красный барон» в это время пытался добить лейтенанта Мэя. В азарте погони Манфред фон Рихтгофен НЕ заметил как ему ещё и на хвост сел капитан Браун , открывший по нему пулемётный огонь.

Дальше точно не ясно кто именно сбил «Красного барона» — то ли австралийские пулемётчики, то ли капитан Браун, известно точно только одно, что по Манфреду фон Рихтгофену стреляли и с земли и с воздуха! Через минуту он упал в поле.

Манфред фон Рихтгофен был найден погибшим в кабине своего сбитого истребителя. Его руки всё ещё сжимали штурвал самолёта! Скоро красный триплан Рихтгофена растащили на сувениры и от самолёта почти ничего не осталось. При этом никто НЕ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЯ, под КАКИМ УГЛОМ были пробоины от пуль, и сколько их было!

На следующий день Манфред фон Рихтгофен был похоронен на кладбище маленькой деревни Бертанбул. Вскрытие тела не проводилось. Был проведён внешний осмотр тела, и было зафиксировано, что смерть наступила от пули капитана Брауна. Первоначально «Красного барона» похоронили не немцы, а его враги и они даже написали на его могиле: « Нашему сильному и благородному противнику Правда, один из английских майоров ассов Маккаден отозвался о гибели Манфреда фон Рихтгофена менее снисходительно, он сказал: «Надеюсь, он поджарился, пока падал!» Австралийцы дали последний салют. Через неделю Манфреду фон Рихтгофену должно было исполниться 26 лет! В ноябре 1925-го года останки «Красного барона» были перезахоронены на берлинском кладбище инвалидов. Был дан ещё один прощальный залп!

После гибели Манфреда фон Рихтгофена вопрос, чья пуля оказалась для него смертельной, ОСТАЛСЯ ОТКРЫТЫМ. Австралийский генерал Роулинсон лично поздравил двух своих пулемётчиков, Иванса и Буйе с победой над грозным ассом. Но пилоты британских Королевских ВВС под командованием капитана Брауна настойчиво утверждали, что это Браун смертельно ранил Манфреда фон Рихтгофена . Достоверно доказать утверждения и тех и других невозможно потому, что истребитель Рихтгофена был растащен на сувениры. Очевидцы событий сказали, что Рихтгофен был ранен в ноги и в живот. В кабине самолёта на полу была ЛУЖА крови! В основном, очевидцы утверждают, что Манфред фон Рихтгофен был сражён очередью из пулемёта с ЗЕМЛИ, но правда осталась неизвестной.

Манфред фон Рихтгофен родился в городе Бреслау в состоятельной дворянской семье. Родители предполагали, что он изберет для себя военную карьеру, и дали ему соответствующее образование. После окончания кадетской школы он поступил в военную академию. Юноша отличался недюжинными способностями, наука давалась ему легко.

Манфред был зачислен в Западно-прусский уланский полк имени Александра III. С началом Первой мировой войны молодой человек заступает на должность интенданта — таким образом, в его ведении находился учет провианта и другие хозяйственные дела с рутинной бумажной работой. Фон Рихтгофен грезил авиацией и ходатайствовал о своем переводе в пилоты. В 1915-м он становится летчиком-наблюдателем. Манфред писал матери: «Я ежедневно летаю над войсками врагов и докладываю об их передвижении. Три дня назад доложил об отступлении русских. Ты не представляешь, как я был счастлив».

«Красный барон» в 1917 году

Судьбоносной для героя нашей статьи стала встреча с летчиком Освальдом Бёльке. В 1916-м он получил под свое командование истребительную эскадрилью и получил право самостоятельно выбрать пилота. Бёльке остановил свой выбор на Манфреде. Знания, которые ему передавал Бёльке, начинающий летчик называл «святой истиной». 17 сентября 1916-го последовала первая победа фон Рихтгофена. 28 октября он сопровождал Бёльке в его последнем бою — вместе с четырьмя пилотами они атаковали два английских истребителя.

В январе 1917-го Манфред одержал уже 16 побед. Его самолет был выкрашен в красный, отсюда и прозвище — «красный барон». Манфред получил под свое командование эскадрилью Jasta 11. Его также прозвали «красным дьяволом». Он приближался к машине на максимально близкое расстояние, после чего наносил жертве смертельный удар. В рядах неприятеля о летчике слагали легенды — одна из них гласила, что на самом деле аэропланом управляет женщина. В Германии популярность фон Рихтгофена стремительно росла, его образ активно использовался в пропаганде. На имя Манфреда поступали сотни писем от немецких девушек. Известно, что бесстрашный в небе летчик на земле был одержим суевериями — так, он запрещал фотографировать себя перед полетом и не отправлялся в небо, пока не попрощается с любимой девушкой.


В июне 1917-го под его командованием находились уже четыре группы Jasta. В июле «красный барон» получил серьезное ранение, однако оправился менее чем за месяц и отверг предложение командования об уходе в отставку. 16 ноября его наградили орденом «За личную храбрость».


Сбитый истребитель фон Рихтгофена

Последний бой летчика, на счету которого было до 80 побед, произошел 21 апреля 1918 года. Его «Фоккер» преследовали австралийские пулеметчики. «Красной барон» был смертельно ранен — пуля прошла через грудную клетку. Он сумел приземлиться и скончался от полученного ранения — когда австралийские военнослужащие приблизились к «Фоккеру», летчик был уже мертв. На следующий день Манфреда фон Рихтгофена похоронили неподалеку от деревни Бертангу. В 1925-м его останки были перезахоронены на кладбище в Берлине.

Манфред Альбрехт фрайхерр фон Рихтгофен (нем. Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen; 2 мая 1892 - 21 апреля 1918) - германский лётчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой мировой войны с 80 сбитыми самолётами противника. Он широко известен по прозвищу Красный Барон (нем. Der Rote Baron), которое он получил после того, как ему пришла мысль покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолета Albatros D.V, затем Fokker Dr.I, и благодаря своей принадлежности к немецкому баронскому дворянскому сословию фрайхерр. До сих пор считается многими «асом из асов».

Происхождение

Манфред Альбрехт барон фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года в Бреслау, Силезия (сейчас Вроцлав в Польше) в дворянской семье. Отец - Альбрехт барон фон Рихтгофен; мать - Кунигунда баронесса фон Рихтгофен, дядя - Фердинанд фон Рихтгофен. Братья - Лотар фон Рихтгофен, Болько фон Рихтгофен. Сестра - Илзе фон Рихтгофен. Двоюродный брат - Вольфрам фон Рихтгофен.

Предком Манфреда был знаменитый прусский фельдмаршал Леопольд I, герцог Анхальт-Дессау. Когда Манфреду исполнилось 9 лет, семья переехала в Швайдниц (сейчас Свидница в Польше). В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры: по окончании кадетской школы он поступил на службу в 1-й батальон Западно-прусского уланского полка имени императора Александра III (нем. Ulanen-Regiment Kaiser Alexander III. von Russland).

После начала Первой мировой войны Манфред участвовал в боевых действиях на Восточном и Западном фронтах в чине кавалерийского офицера, однако вскоре это ему наскучило, и в мае 1915 года он запросил перевода в авиацию. Там он стал пилотом-наблюдателем.

Лётная карьера

Рихтгофен решил стать лётчиком после случайной встречи со знаменитым асом Освальдом Бёльке. Позже Рихтгофен служил у Бёльке в эскадрилье Jasta 2. Свой первый воздушный поединок он выиграл 17 сентября 1916 года в районе Камбре. После этого он заказал у друга-ювелира серебряный кубок с выгравированными датой боя и типом сбитого аэроплана. Когда в блокадной Германии начались перебои с серебром, у Рихтгофена было 60 таких кубков.

Как и многие другие пилоты, фон Рихтгофен был ужасно суеверен: он ни за что не вылетал на задание, не получив поцелуя от любимой. Это суеверие быстро получило распространение у военных лётчиков.

23 ноября 1916 года Рихтгофен сбил своего одиннадцатого противника - английского аса Лено Хоукера на Airco D.H.2, которого тогда называли «британским Бёльке». Несмотря на победу, он решил, что его истребитель Albatros D.II недостаточно хорош и ему требуется самолёт с лучшей манёвренностью, пусть даже и менее быстрый. К несчастью, Альбатросы были основными истребителями германских ВВС ещё довольно долго. Рихтгофен летал на моделях D.III и D.V значительную часть 1917 года, пока в сентябре не получил триплан Fokker Dr.I. Этот самолёт, выкрашенный в ярко-красный цвет, считается его символом, хотя до сих пор остаются сомнения, летал ли барон когда-нибудь на полностью красном триплане, или в красный цвет были покрашены лишь отдельные детали самолёта.

Воздушный цирк

В январе 1917 года Манфред фон Рихтгофен сбил шестнадцатого противника и был удостоен высшей военной награды Германии - ордена «Pour le Mrite». В феврале ему доверили командование эскадрильей (штаффелем) Jasta 11. В нём летали многие германские асы, в том числе Эрнст Удет. С целью упрощения распознавания друг друга в бою в раскраске всех самолётов этого подразделения использовался красный цвет, а некоторые, в том числе и истребитель Рихтгофена, были полностью красные. Личный состав Jasta 11 обычно размещался в палатках, что позволяло располагаться ближе к линии фронта и обеспечивало мобильность, необходимую для избежания бомбардировок союзников. Из-за этого эскадрилью называли «воздушным цирком».

Под командованием Рихтгофена эскадрилья действовала весьма успешно: в самый удачный месяц - апрель 1917 года, названный английскими лётчиками «кровавым апрелем», один только Манфред сбил 22 аэроплана противника. 6 июля он был тяжело ранен и выбыл из строя на несколько недель. Ранение в голову привело к тяжёлым последствиям - Рихтгофен страдал от головных болей и тошноты, изменился также и его характер. Считается, что до ранения ему не было свойственно упрямо следовать одной цели, забывая о других. Позже это качество сыграло роль в его гибели. После возвращения в строй Рихтгофену доверили командование 1-м истребительным полком (истребительной эскадрой) (Jagdgeschwader I), состоявшим из эскадрилий Jasta 4, 6, 10 и 11.

September 1st, 2013 , 06:34 pm

"Красный Барон" Манфред фон Рихтгофен.

В то утро туман закрыл поле немецкого аэродрома у деревеньки Капи в долине Соммы. Там расположилась знаменитая эскадрилья "Воздушный цирк". Ею командовал легендарный ас барон Манфред фон Рихтгофен, получивший прозвище Красный Барон из-за яркого алого цвета своего боевого самолёта. Но вот туман рассеялся, и триплан Рихтгофена можно было готовить к боевому вылету. Пока механики были заняты делом, Красный Барон облачается в лётную форму. Задание, которое он получил, было обычным - возглавить патруль, а в случае необходимости отразить атаки британских самолётов - разведчиков, шнырявших над долиной Соммы. Короткий инструктаж пилотам, взгляд на проясняющееся небо, и Рихтгофен садится в кабину, из которой торчат два ствола пулемётов. И вот он уже взлетает во главе первого звена истребителей.

Патруль Рихтгофена вернулся с задания со скорбной вестью - командир сбит над английскими позициями. Красный Барон казался непобедимым, неужели он пополнил печальную статистику миллионов убитых? В последний раз Рихтгофена видели когда на хвосте у него повис один из самолетов эскадрильи Сопвичей британских ВВС. Пилотировал его капитан Браун. Смерть Рихтгофена была страшным ударом по моральному духу немцев. Триплан Красного Барона был сбит над расположением австралийских пехотинцев. Всех подтачивал червь сомнений: действительно ли Браун, капитан британских ВВС, сбил легендарного аса, а может это заслуга кого-то из австралийских пулемётчиков, окопавшихся в одной из траншей? Эта тайна добавила еще один штрих к мифам, сопровождавшим карьеру величайшего аса первой мировой войны.

Манфред фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года в городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье прусского аристократа, а это значило что карьера военного была ему предопределена.

Родовой герб фон Рихтгофенов
По окончанию военного училища в Вальдштадте, он поступил в военную академию и стал отличным стрелком и наездником. В 1912 году в чине лейтенанта он начал службу в конном полку. В августе 1914 года мирный ритм армейской службы был прерван войной. Манфреда назначили командиром подразделения, участвовавшего в наступлении на Россию. Вскоре его роту перебросили на западный фронт. Однако война во Франции была не для кавалерии: человек на лошади среди траншей и колючей проволоки был бы просто беспомощной мишенью для вражеских пулемётов. Как и союзники, Германия держала кавалерию в арьегарде, тщетно ожидая прорыва. Рихтгофену приходилось исполнять обязанности интенданта. Возня с бумажками, нудные хозяйственные дела превратили мечты о боевых подвигах в нечто несбыточное. У молодого офицера было достаточно много времени, чтобы наблюдать, как над головой зарождалась новая форма военных действий. Это давало возможность избавиться от скуки и окопной грязи. Рихтгофен начал учиться профессии наблюдателя и вскоре был переправлен на восточный фронт, где регулярно участвовал в разведывательных полётах. Наступило время моторов, и бывший кавалерист пересел с коня на самолёт. Он понял, что полёты - это его стихия. Манфред писал матери:"Я ежедневно летаю над войсками врагов и докладываю об их передвижении. Три дня назад доложил об отступлении русских. Ты не представляешь, как я был счастлив."

В августе 1915 года, Рихтгофен был перенаправлен на западный фронт в сверхсекретное соединение под кодовым названием "Бригада голубей", предназначенное для бомбардировочных операций. Закончив к Рождеству того же года тренировочный курс и получив долгожданные крылышки, новоиспечённый пилот смог наконец полностью удовлетворить свои амбиции. Готовясь к боевым вылетам, Рихтгофен привинтил к верхнему крылу своего самолёта-разведчика пулемёт.

Теперь воздушные бои выглядели иначе чем в начале, когда пилоты использовали карабины и револьверы. Скачок был совершён в феврале 1915 года, когда француз Ролан Гаросс установил стационарный пулемёт, стрелявший сквозь вращающийся пропеллер. Немецкий авиаконструктор Фоккер, изучив захваченный французский самолёт, придумал прерыватель, благодаря которому пулемёт выпускал пули лишь в тот момент, когда на их пути не было винта. Прерыватель Фоккера был поставлен на моноплан Айндеккер, который и стал первым настоящим истребителем. Пулемет на Айндеккерах стал адским бичом для практически беззащитных самолётов-разведчиков союзных сил. За десять месяцев террора, начавшегося в августе 1915 года, Айндеккеры практически расчистили небо от машин противника. В январе 1916 года штаб британских королевских ВВС отдал приказ сопровождать каждый самолёт-разведчик тремя истребителями в сомкнутом строю.

Айндеккер воспитал целую когорту истребителей - асов. Освальд Бельке выработал основные и неприложные правила воздушного боя. Его друг Макс Иммельман первым осуществил классический маневр, получивший название "переворот Иммельмана" - вираж и полупереворот, который сразу выводил его самолёт над и позади вражеского самолёта, обычно со смертельным исходом для врага. В то время Рихтгофен ещё не пробился в ряды асов. Он продолжал разведочные и бомбордировочные полёты сначала под Метцем, а затем снова на восточном фронте, где в июне 1916 года русские войска перешли в большое наступление. Рихтгофен отметил, что обстрел колонн вражеской кавалерии весьма эффективен. Под огнём его пулемётов, казачьи войска буквально рассыпались в разные стороны. Именно тогда Рихтгофен и был замечен отцом воздушного боя Бельке, прибывшим на восточный фронт в поисках пилотов для своего полка "Воздушный охотник". Барон фон Рихтгофен показался ему вполне подходящей кандидатурой для подразделения его полка. В сентябре 1916 года Рихтгофен вошёл в состав Jasta-2. Его мечты сбылись-он стал истребителем.

Макс Иммельманн Освальд Бельке
К тому времени англичане и французы перехватили инициативу благодаря новым самолётам Ньюпорт. Айндеккеры устарели. На смену им на фронт прибыли обтекаемые, с акульими носами, бипланы под названием Альбатрос. Именно на Альбатросе Рихтгофен открыл счёт своим победам, сбив 17 сентября 1916 года биплан британских ВВС ФЕ-2. ФЕ-2 был манёвренным самолётом, но расположенный сзади винт делал его прекрасной мишенью для атаки сзади. Смертельно раненый пилот сумел посадить биплан. Рихтгофен сел рядом чтобы убедиться в своём успехе. Вечером в честь первой победы он заказал у берлинского ювелира серебряный кубок. Потом их у него стало много. Одна карьера началась, а другая закончилась - 28 октября погибает Освальд Бельке. Три дня спустя, в день похорон, Рихтгофен нёс на чёрной подушечке медали своего учителя. Счёт побед Рихтгофена быстро рос, но 23 ноября 1916 года он чуть не нашел смерть в дуэле с английским асом майором Хоукером, командиром эскадрильи британских ВВС. Однака погиб Хоукер, причём в двух шагах от английской линии обороны. Майор Хоукер летал на устаревшем ДК-2 с толкающим винтом, но теперь Альбатросу был брошен вызов новым быстрым и юрким самолётом Сопвитч-Пап, одним из первых британских истребителей, вооружённых пулемётом, стреляющим сквозь пропеллер.

Альбатрос DV фон Рихтгофена
Превосходство в воздухе часто зависит от чуть большей скорости, чуть более крутого виража, чуть большей скорострельности пулемёта и, конечно, от умения пилота выжать всё из этих преимуществ. Было немало пилотов не хуже чем Манфред фон Рихтгофен, но он умел бороться до конца. 16 Ноября 1917 года его наградили орденом "За личную храбрость". Тогда же он был назначен камандиром Jasta-2. В отличие от британских ВВС, немцы собирали своих лучших пилотов в элитные подразделения. Под командованием Рихтгофена служил и его брат - Лотар, закончивший войну с 40 победами. Их разноцветные самолёты дали подразделению прозвище "Воздушный цирк". При дальнейшей реорганизации немецких ВВС в июне 1917 года, Манфред фон Рихтгофен командовал уже четырьмя группами Jasta, собранными в боевое крыло Jagdgeschwader-1.(Fighter Wing 1)

Альберт Болл Жорж Гинемер Лотар фон Рихтгофен
В апреле 1917 года Рихтгофен превзошел самого Бельке, сбив 40 сомолетов. Он стал орудием немецкой пропаганды. У союзников тоже были свои герои - имена таких асов как англичанин Болл и француз Гинемер стали легендой. Эти яркие личности, "рыцари воздуха", как их называли, прославились на весь мир. Из американских асов одним из лучших был Рауль Лафберри (16 побед), служивший раньше во французской эскадрильи Лафайетт. Но все эти герои погибли. Сначала Лафберри и Гинемер, а затем и Болл. Последний в жестокой схватке с Воздушным цирком сбил брата Рихтгофена Лотара, но тот остался жив, а Болл в этом же бою погиб. Только Красный Барон казался непобедимым. Он превратил воздушный бой в точную науку. Кроме того Рихтгофен стал отличным воздушным акробатом. Он расстреливал жертву с очень близкого расстояния, открывая огонь лишь в тот момент, когда был уверен, что сможет нанести смертельный удар по машине или самому пилоту. Манфред фон Рихтгофен не относился к разряду шутников, но однажды он сказал:"Я предпочитаю видеть лицо своего клиента". В июле 1917 года произошло невероятное - в жесточайшей схватке сразу с шестью ФЕ-2 Красный Барон был тяжело ранен в голову. Чудом избежав смерти, почти ослепший, в полубессознательном состоянии, он все-таки посадил свой Альбатрос. Через три недели он сбежал из госпиталя и с перевязанной головой повел своих пилотов в бой. После этого JG-1 пересадили на новый триплан Фоккер - вёрткую боевую машину, про которую Рихтгофен говорил, что она лезет вверх как обезьяна. Германские ВВС только в 1917 году заказали 320 таких истребителей. Но этот самолёт не оказал большого влияния на общий ход войны. Он, правда, был лёгок в управлении и быстро набирал высоту, но в скорости он уступал истребителям союзников.

Слава Рихтгофена объяснялась и тем, что с сентября 1917 года и до дня своей гибели в апреле 1918 года, на красном Фоккере он продемонстрировал свое уникальное мастерство. Летая на этом триплане, Рихтгофен одержал 17 последних побед. Между тем сопротивление англичан в воздухе день ото дня усиливалось. Благодаря всё возрастающему числу самолётов нового поколения, баланс сил в воздушном пространстве покачнулся в сторону союзников. Среди их новых самолетов особенно выделялся СЕ5А, противостоявший трипланам Красного Барона, а также Сопвич Кэмел, чьё прозвище произошло от двугорбой формы кожуха, закрывавшего его спаренные пулемёты. К концу войны Верблюды сбили более 1300 немецких самолётов. Но число побед самого Рихтгофена все росло. Сопвич Пап, который он сбил летая на Фоккере, был 61 его победой. Английский пилот сбитого самолета Берд, взятый в плен Красным Бароном, был счастлив что хоть уцелел. Но один человек не в силах изменить ход событий, к тому же в апреле 1917 года Соединенные Штаты объявили Германии войну. Пять месяцев спустя боевая эскадрилья ВВС США вступила в битву на стороне англичан и французов. Американцы летали на английских и французских самолётах, так как собственных боевых машин у США пока не было. Однако само участие американцев в военных действиях резко подняло моральный дух союзников. Время работало против Германии.

К этому моменту Рихтгофен стал чем-то вроде национальной иконы. Но Красный Барон стал уставать от своей популярности и с большим удовольствием проводил свободное время с любимой собакой Морицем, чем с людьми. Казалось, что не только окружающие, но и сам Манфред фон Рихтгофен уверовал в свою исключительность и бессмертность. Он вел себя надменно, вызывая в людях уважение, но не поклонение, как, например, его учитель Освальд Бельке.

Финальная глава Красного Барона началась 21 марта 1918 года, когда отборные части Германии ринулись в последнее наступление на Западном фронте. Пока наступала пехота, звено Яг-1 находилось на земле, но на рассвете 3 апреля трипланы поднялись в воздух. К 20 апреля на счету Красного Барона было уже 80 побед. Последней его жертвой стал Сопвитч Кэмел, расстрелянный почти в упор. И вот настал роковой для Рихтгофена день. 21 апреля его звено напало на два самолета - разведчика. Жестокая схватка над английской линией обороны вызвала зенитный огонь. На помощь своим разведчикам в воздух поднялась эскадрилья капитана Брауна. Рихтгофен сразу же выбрал себе лейтенанта Мэя, который в пылу боя расстрелял все свои патроны, и стал прижимать его к земле. Теперь они находились над районом австралийских войск. Пролетая совсем низко над вражескими траншеями, Рихтгофен нарушил одно из основных своих правил - никогда не подвергаться ненужному риску. Австралийские пулемётчики открыли огонь по пролетавщему над ними триплану. Во время преследования тщетно старавшегося увернуться Мэя, Рихтгофен подставил себя под находившийся под ним пулемёт. Преследователь стал преследуемым. На хвост Рихтгофена, поглощённого желанием добить противника, сел капитан Браун, пытавшийся достать пулемётной очередью красный Фоккер. Что случилось дальше, неясно. Известно только то, что по триплану стреляли и с земли, и с воздуха. Через минуту он рухнул в поле.

Артур Рой Браун
Тело Рихтгофена было в самолёте, и руки его все ещё сжимали штурвал. Скоро от оборудования Фоккера ничего не осталось - есть ли лучший сувенир, чем деталь самолёта знаменитого аса? Никто не смотрел под каким углом были сделаны пробоины в сбитом самолете и сколько их. На следующий день Рихтгофен был похоронен на кладбище у деревушки Бертангу. Вскрытия его тела не производилось. После поверхностного медицинского осмотра был сделан вывод, что Красного Барона убила пуля, выпущенная капитаном Брауном. Надпись от его врагов на могиле гласила:"Нашему сильному и благородному противнику". Правда реакция одного из британских асов Эдварда Мэннока была менее джентльменской. Узнав о гибели Рихтгофена, он сказал:"Надеюсь он поджарился, пока падал". Через десять дней Манфреду фон Рихтгофену исполнилось бы 26 лет. В ноябре 1925 года останки Красного Барона были перевезены в Германию и захоронены на Берлинском кладбище инвалидов.

Рихтгофен ушел из жизни, но вопрос о том, кто же выпустил убившую его пулю, остался открытым. После гибели Красного Барона генерал Роуленсон лично поздравил двух австралийских пулеметчиков Иванса и Буйе с победой над грозным асом. Однако пилоты подразделения британских королевских ВВС, которым командовал капитан Браун, твердо стояли на своем. Они утверждали, что честь победы принадлежит их командиру. Доказать что-либо было практически невозможно - самолёт Рихтгофена растащили на сувениры, очевидцы события показали, что Рихтгофен был ранен в ноги и живот, и на полу его кабины было море крови. В целом показания очевидцев свидетельствуют, что он был убит очередью с земли, а не пулей Брауна. Но правды мы не узнаем никогда. Вспоминал ли Красный Барон в последнее мгновение горькие слова романса английского пилота Сесила Льюиса, описывавшего воздушную схватку:

Пике, земля как-будто опрокинулась
И мощной грудью на меня надвинулась,
Моторов шум и тросов скрипы,
Из горла рвутся стон и всхлипы,
И слышен пулемёт.


Награды Манфреда фон Рихтгофена

Pour le Merite (Пруссия), 12/01/1917 в честь 16-й воздушной победы Орден Красного Орла III степени, с короной и мечами (Пруссия), 06/04/1918 в честь 70-й воздушной победы Орден дома Гогенцоллернов, рыцарский крест с мечами (Пруссия), 11/11/1916 Железный Крест I степени (Пруссия, 1914 Железный Крест II степени (Пруссия, 12/09/1914 Орден "За военные заслуги" IV степени с мечами (Бавария), 29/04/1917 Военный орден св. Генриха, рыцарский крест (Саксония), 16/04/1917 Орден "За военные заслуги", рыцарский крест (Вюртемберг) , 13/04/1917 Орден дома Заксен-Эрнестин, рыцарский крест I степени с мечами (Саксония), 09/05/1917 Ганзейский Крест (Бремен), 25/09/1917 Ганзейский Крест (Любек), 22/09/1917 Орден Железной Короны III степени (Австрия), 08/08/1917 Крест "За военные заслуги" III степени (Австро-Венгрия), 1917 Орден "За Храбрость" IV степени I класса (Болгария), июнь 1917 Серебряная медаль Имтияз с саблями (Турция), 1917 Серебряная медаль Лиакат (Турция), 1917 Военная Медаль (Железный Полумесяц) (Турция), 04/11/1917
Рихтгофен в кинематографе

"Красный Барон" (Von Richthofen and Brown), 1971, режиссер Роджер Корман
в роли Красного Барона Джон Филипп Ло

"Красный Барон" (Der Rote Baron), 2008, режиссер Николас Мюллершён
в роли Красного Барона Томас Коутник Цитата сообщения

"Хочу, чтобы все..."

Манфред Альбрехт фон РИХТГОФЕН
Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen
(1892 – 1918)

СТРАНА - Германия
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914 - 1918 гг.
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1915 - 1918 гг.
НАГРАДЫ - Пур ле Мерит
ЧАСТИ - Jasta 11, JG 1
СБИЛ САМОЛЕТОВ - 80

Манфред фон Рихтгофен, известный под прозвищем “Красный барон», официально считается самым результативным летчиком-истребителем 1-й мировой войны, и является самым знаменитым пилотом той эпохи.

Манфред Альбрехт фрайхерр фон Рихтгофен родился 2 мая 1892 года в Бреслау, Силезия (ныне Вроцлав в Польше) в дворянской семье. Его отцом был майор в отставке барон Альбрехт фрайхерр фон Рихтгофен, матерью - Кунигунда фрайфрау фон Рихтгофен. Манфред имел двух братьев - Лотара и Болько, а так же сестру - Илзе. Предком Манфреда был знаменитый прусский фельдмаршал Леопольд I, фюрст фон Анхальт-Дессау.
В молодости Манфред увлекался охотой и верховой ездой, что предопределило его выбор карьеры. По окончании кадетской школы, юноша поступил на службу в кавалерийский уланский полк имени императора Александра III (в то время модно было называть полки в честь венценосных особ: в Германии некоторые части носили имена русских царей и князей, а в России - немецких).


германский аэроплан AEG G-2, на котором фон Рихтгофен в 1915 г летал наблюдателем


С началом Первой мировой войны Манфред принял участие в боевых действиях на Восточном и Западном фронтах в качестве кавалерийского офицера. Однако очень быстро мобильный характер войны изменился: высокая насыщенность войск пулеметами и скорострельными орудиями загнали и пехоту, и кавалерию в окопы; началась тягучая позиционная война. Как и все остальные воющие страны, Германия держала свою кавалерию в арьергарде, тщетно ожидая прорыва. Рихтгофену в этих условиях приходилось исполнять обязанности интенданта. Возня с бумажками, нудные хозяйственные дела превратили мечты о боевых подвигах в нечто несбыточное. У молодого офицера было достаточно много времени, чтобы наблюдать, как над головой зарождалась новая форма военных действий. Это давало возможность избавиться от скуки и окопной грязи, и в мае 1915 года Манфред запросил перевода в авиацию. Поначалу он стал пилотом-наблюдателем двухместного аэроплана и приступил к разведывательным полетам на Восточном фронте. В августе 1915 года Рихтгофен был переведен на Западный фронт, в соединение под кодовым названием "Бригада голубей", которое предназначалось для бомбардировочных операций; в это же время он получил диплом пилота. Готовясь к боевым вылетам, Манфред привинтил к верхнему крылу своего самолёта-разведчика пулемёт – уже тогда он стремился сбивать аэропланы врага! В течение 1915 г Рихтгофен продолжал разведочные и бомбардировочные полёты сначала под Метцем, а затем снова на Восточном фронте, где в июне 1916 года русские войска перешли в большое наступление. В этих полетах Рихтгофен отметил, что обстрел с самолета колонн вражеской кавалерии весьма эффективен. Под огнём его пулемёта казачьи войска буквально рассыпались в разные стороны. Именно тогда Рихтгофен и был замечен отцом воздушного боя Бельке, прибывшим на Восточный фронт в поисках пилотов для своего формирующегося подразделения воздушных охотников. Барон фон Рихтгофен показался ему вполне подходящей кандидатурой для истребительной карьеры, и в сентябре 1916 года Манфред вошёл в состав Jasta-2. Его мечты о более активной службе своей родине сбылись - он стал истребителем.


разведывательный аэроплан Роланд C.II, на нем Манфред летал в 1916 г уже в качестве пилота


В это время началась битва на Сомме на Западном фронте, и Jasta-2 была переброшена в этот район. Правда, поначалу молодые пилоты просто сидели на земле: в подразделении практически отсутствовали самолеты – в наличие имелось только 2 аэроплана! Поэтому в бой летали только самые опытные пилоты – Бельке и Боме. Но вот наконец-то 16-го сентября в часть прибыло несколько новеньких "Альбатросов DII", и на следующий день «цыплята» отправились в первый боевой вылет. 17 сентября было воскресенье, но война не знает выходных. Вскоре после вылета 2-я эскадрилья обнаружила идущие строем ВЕ-2С британской 12-й эскадрильи, сопровождаемые самолетами FE.2B из 11-й эскадрильи; англичане направлялись на железнодорожную станцию Маркоиг. Поднявшись выше машин RFC, Бельке атаковал, за ним последовали остальные немцы. В завязавшейся схватке четыре FE.2B были сбиты, причем три из них - Бельке, Рейманном и фон Рихтхофеном. У Бельке это была двадцать седьмая победа, а у фон Рихтхофена - первая!
В сентябрьских и октябрьских боях над Соммой Рихтгофен довел свой счет до 6 побед, став асом. А в ноябре он отличился особо, уничтожив знаменитого английского аса Лано Хокера, которого немцы называли «британским Бельке». Бой между фон Рихтхофеном и Хокером длился больше получаса, без заметных преимуществ какой-либо стороны, поскольку мастерство пилотов было на одном уровне. После этой схватки фон Рихтхофен отметил, что его «Альбатрос» имел лучшую скороподъемность, а британский DH-2 Хокера – лучшую горизонтальную маневренность. В итоге победить Хокера Рихтхофену помогло то, что они дрались над немецкой территорией. Горючее у Хокера заканчивалось, и он был вынужден повернуть к своим позициям. Поспешное пикирование в сторону английских траншей сделало британского пилота беззащитным, и тут-то Рихтгофен завис за его хвостом, поливая вражеский аэроплан пулеметным огнем. Одна из пуль поразила Хокера в голову, и неуправляемый аэроплан рухнул на землю. Это была одиннадцатая победа Манфреда, возможно, самая важная. Это бой сделал Рихтгофена героем, о чем всегда мечтал, теперь имя его было у всех на устах.


истребитель "Альбатрос" D.II, на котором Манфред фон Рихтгофен сбил британского аса Лано Хокера


В январе 1917 года Манфред фон Рихтгофен сбил шестнадцатого противника и был удостоен высшей военной награды Германии - ордена «Pour le Mérite». В феврале ему доверили командование эскадрильей (штаффелем) Jasta 11. В ней летали многие германские асы, в том числе и Эрнст Удет. С целью упрощения распознавания друг друга в бою в раскраске всех самолётов этого подразделения использовался красный цвет, а некоторые, в том числе и истребитель Рихтгофена, были полностью красные. Впрочем, многие пилоты раскрашивали свои аэропланы и в другие, самые яркие цвета (при обязательном сохранении какого-либо элемента красным), в результате чего строй истребителей Jasta 11 в воздухе выглядел весьма пестро. Личный состав Jasta 11 обычно размещался в палатках, что позволяло располагаться ближе к линии фронта и обеспечивало мобильность, необходимую для уклонения от бомбардировок противника. Из-за этих «шатров», а так же из-за пестрой раскраски самолетов эскадрилью называли «воздушным цирком».


истребитель "Альбатрос" D.III, на этой машине Манфред сражался весной 1917 г


Под командованием Рихтгофена «цирковая» эскадрилья действовала весьма успешно: в самый удачный месяц - апрель 1917 года, названный английскими лётчиками «кровавым апрелем», один только Манфред сбил 22 аэроплана противника. То, что Рихтхофен сочетал свое летное мастерство с умением хорошо стрелять, делало его смертельно опасным в воздухе. Он хорошо выучил уроки своего учителя и наставника Освальда Бельке: занять хорошую позицию для атаки; выбрать место и позволить британскому пилоту сделать первый шаг, чтобы ввязаться в бой или уйти от него в зависимости от того, чего мог достичь его противник в наиболее благоприятной позиции. Он расстреливал жертву с очень близкого расстояния, открывая огонь лишь в тот момент, когда был уверен, что сможет нанести смертельный удар по машине или самому пилоту. Манфред фон Рихтгофен не относился к разряду шутников, но однажды, характеризуя свою манеру боя, он сказал: «Я предпочитаю видеть лицо своего клиента». Все это делало фон Рихтхофена выдающимся боевым пилотом, хладнокровным, твердым и очень расчетливым. Примечательно, что Рихтхофен никогда не атаковал дирижабли наблюдения союзников - наиболее опасную цель, которая обычно хорошо охранялась артиллерией и скаутскими патрулями.


истребитель "Альбатрос" D.V, который Манфред называл "мой упаковочный ящик". На этой машине ас сражался летом 1917 г


Тем не менее, даже осторожность и расчетливость не могли полностью обезопасить пилота в бою. 6 июля 1917 г в жесточайшей схватке сразу с шестью FE-2 «Красный Барон» был тяжело ранен в голову. Почти ослепший, в полубессознательном состоянии, он все-таки посадил свой Альбатрос, чудом избежав гибели. Ранение в голову привело к тяжёлым последствиям - впоследствии Манфред страдал от головных болей и тошноты, изменился также и его характер. Теперь Рихтгофен стал более агрессивным и менее осторожным. До ранения ему не было свойственно упрямо преследовать одну цель, забывая о других аэропланах вокруг (позже это качество сыграло роль в его гибели).


"Упаковочный ящик" Рихтгофена в бою


Уже через три недели после ранения Манфред сбежал из госпиталя, и с перевязанной головой вновь повел своих пилотов в бой. Вскоре после возвращения в строй Рихтгофена повысили в должности: ему доверили командование 1-м истребительным полком (истребительной эскадрой Jagdgeschwader I), состоявшим из эскадрилий Jasta 4, 6, 10 и 11. А осенью 1917 г JG-1 начали пересаживать на новый Фоккер Dr.I: очень вёрткую боевую машину. Этот триплан был лёгок в управлении, маневренен и быстро набирал высоту, хотя в скорости он уступал истребителям союзников. Рихтгофен говорил про эту машину, что она лезет вверх, как обезьяна, а вертится так, что недостаток в скорости становится незаметен. На Фоккере Dr.I Манфред и сражался до самого конца своей карьеры; сегодня силуэт красного триплана воспринимается, как визитная карточка знаменитого барона-аса.


истребитель Фоккер Dr.I № 152/17 Манфреда фон Рихтгофена. Март 1918 г


К концу 1917 г Манфред фон Рихтгофен стал чем-то вроде национальной иконы. Но «Красный Барон» начал уставать от своей популярности и теперь предпочитал проводил свободное время с любимой собакой Морицем, а не с людьми. Казалось, что не только окружающие, но и сам Манфред фон Рихтгофен уверовал в свою исключительность и бессмертность. Он вел себя надменно, вызывая в соратниках уважение, но не поклонение, как, например, было с его покойным учителем Освальдом Бельке. Рихтгофен стал настолько легендарным, что командование опасалось, что в случае его смерти боевому духу немцев будет нанесён тяжёлый удар. Ему предлагали уйти в отставку, но он отказался, заявив, что его долг - обеспечивать поддержку с воздуха солдатам на земле, у которых нет такого выбора.


истребитель Фоккер Dr.I № 425/17, на котором знаменитый ас провел свой последний бой и погиб.
фотографии этой машины не существует, но этот самолет часто изображают по описаниям сослуживцев. Правда, остается неясным, какого типа кресты были на данном аэроплане, и можно встретить изображения № 425/17 с тремя типами крестов...


В течение весны 1918 г Манфред, летая на триплане Фоккер Dr.I, уничтожил еще 17 британских аэропланов. Однако это были его последние победы. День 21 апреля 1918 г стал роковым в жизни лучшего аса Германии Манфреда фон Рихтгофена. Взлетев в небо на красном Фоккере Dr.I "425/17", Манфред повел своих пилотов на перехват 20 вражеских машин. Его летчики атаковали строй многоцелевых RE-8 из 3-го эскадрона австралийского авиакорпуса. В ходе разгоревшегося боя Рихтгофен «сел на хвост» канадскому «Кэмелу» из 209-го эскадрона прикрытия, которым управлял новичок Вилфилд Мэй. Канадец попытался оторваться от немца, устремившись в пикирование к земле. Манфред бросился за ним, и тут «к хвосту» Рихтгофена «прицепился» «Кэмел» канадского аса Артура Роя Брауна (уже имел 12 побед), который когда-то учился с Мэем в одной школе. Вот тут-то и проявился изменившийся после ранения характер Манфреда, заставивший его совершить роковую ошибку: вместо того, чтобы оставить в покое Мэя и пойти вверх, уворачиваясь от Брауна, фон Рихтгофен упрямо продолжал пикировать за канадцем – прямо под пули винтовок и пулеметов австралийской пехоты!

Все три самолета понеслись над самой землей, поливая друг друга свинцом. Одновременно по красному Фоккеру с земли били пулеметы пехоты: ручной "льюис" австралийца Седерика Попкина из 24-й пулеметной роты и зенитный "виккерс" В.Эванса и Р.Баи из 53-й батареи 14 австралийской полевой артбригады. Весь изрешеченный, Фоккер рухнул на землю и в районе Сайлли-ле-Сек; при этом самолет не разбился – видимо в момент посадки Манфред был еще жив. Австралийские солдаты извлекли из аэроплана, который тут же растащили «на сувениры», окровавленное тело уже бездыханного «Красного барона» и похоронили его, не озаботившись осмотром, чтобы определить, какими именно пулями - снизу или сзади – он был убит. Поэтому до сих пор не известно, кто же именно стал победителем Рихтгофена. Рой Браун после боя заявил о победе над Фоккером, которую подтвердили его товарищи летенанты Мэй и Меллерш. Однако пехотное командование тоже претендовало на уничтожение Рихтгофена, наградив за это своего пулеметчика Эванса. Кроме того, победу над красным Фоккером заявил еще и экипаж RE-8, который перед пикированием Рихтгофена обстрелял его самолет. Как бы там ни было, германская авиация лишилась своего лучшего аса, потерю которого генерал Людендорф приравнял к потере целой дивизии...
После гибели Рихтгофена командование «воздушным цирком» перешло к выбранному им преемнику - Вильгельму Райнхарду, который командовал подразделением вплоть до своей гибели в авиакатастрофе 3 июля 1918 года при облете нового истребителя. После этого командование перешло к Герману Герингу.


тот же № 425/17, но с новым типом крестов, введенным в 1918 г.


В течение длительного времени многие (не немецкие) историки считали, что 80 сбитых Рихтгофеном самолётов противника - преувеличение германской пропаганды. Некоторые авторы заявляли, что на счёт знаменитого аса записывались противники, сбитые его эскадрильей или звеном. Однако, на гребне новой волны исследований 1-й мировой войны в 1990-х годах было проведено подробное разбирательство. Исследование под руководством английского историка Нормана Фрэнкса, опубликованное в книге 1998 года «Under the Guns of the Red Baron», документально подтвердило по крайней мере 73 победы Рихтгофена - вплоть до имён сбитых им лётчиков. Вместе с неподтверждёнными фактами, его личный счёт может достигать 84 побед.

личное оружие Манфреда фон Рихтгофена


К сожалению, у меня нет качественной фотографии именно экземпляра, принадлежавшего Манфреду, но из американского оружейного журнала мне стало известно, что он был вооружен длинноствольной версией пистолета Люгер Р-08 "Парабеллум", подобный образец которого я представляю здесь

И компот "на сладкое" - видео: восстановленный на компьютере последний бой "Красного барона" и его гибель

И еще - трейлер к германскому художественному фильму "Красный Барон" выпуска 2008 г


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.