Бар-кохбы восстание. Кто ты, Бар-Кохба

: Баала - Бделлий . Источник: т. 3: Арабско-еврейская литература - Бделлий, стлб. 849-857 () Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ : ПБЭ : ЭСБЕ :


Бар-Кохба (בר כוכבא ). - Восстание киренских, кипрских и египетских евреев в последние годы царствования Траяна не было еще окончательно подавлено, когда Адриан в 118 г. принял бразды управления Римской империей. Театр войны был перенесен в Палестину, куда бежал еврейский вождь Лука, и Марк Турбон преследовал его. Турбон приговорил к смерти Юлиана и Паппуса, двух братьев, бывших душой восстания, но сам был казнен по особому приказу из Рима; так спаслись оба брата (Sifra, Emor, VIII, 97, изд. Вейсса, 99г; Meg. Taanith, XII; Taanith, 18б; Семах., VIII; Kohel. r., 17). Люций Квиет, победитель месопотамских евреев, был назначен начальником римской армии в Палестине. Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что р. Гамлиел II, лежавший на смертном одре и вскоре скончавшийся, разрешил поститься даже в Хануку, хотя другие таннаи, напр., р. Элиезер и р. Иошуа бен-Хананья, осуждали эту меру (Jer. Taan., II, 66а; Jer. Meg., I, 70d; Rosch ha-Schan., 18б). Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито; «убитые в Лидде» часто упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения (Pes., 50a; Baba Bathra, 106; Kohel. rab., IX, 10). Паппус и Юлиан были также умерщвлены римлянами в этом году (Taan., 18б; Jer. Taanith, 66б). Это все, что упоминается в талмудических источниках о важных событиях кампании Квиета. Один древний еврейский источник утверждает, что между «polemas» (= войной) Квиета и восстанием Б.-К. прошло шестнадцать лет (Seder Olam Zutta, в конце); сохранившаяся на армянском языке летопись Евсевия (Chronicorum Canonum, стр. 383, Milan, 1818) и летопись Иеронима упоминают о войне с иудеями, происшедшей в первом году царствования Адриана. Последующие события становятся понятными, только если иметь в виду эту войну, ибо если Адриан непосредственно после восшествия на престол придерживался мирной политики, то он должен был раньше почувствовать силу повстанцев. Спартиан, биограф Адриана, сообщает, что император стремился сохранить мир в пределах империи, и указывает вместе с тем на беспокойное население Ливии и Палестины; это указание, несомненно, относится к евреям. Адриан, по-видимому, разрешил восстановить иерусалимский храм. Евреи диаспоры уже начали возвращаться в Иерусалим, и братья Юлиан и Паппус стали думать об обмене иностранных денег на римские, когда благодаря наговору самарян император приказал прервать строительные работы (Ber. r., LXIV, 7). Об этой предполагавшейся реставрации храма упоминают Златоуст (Oratio III in judaeos), Coron. Alex (в 118 г.), Никифор (Hist. eccl., III, 24) и Цедрен (Script. Byz., XII, 249). Смотрителем при постройке храма был, по словам Епифания, благочестивый прозелит Аквила (Епифаний, De ponderibus et mensuris, XIV). Адриан еще не решался просто запретить восстановление святилища, но потребовал, чтобы новый храм был несколько удален от того места, где стоял старый, условие, которого евреи, разумеется, не могли принять. Они взялись за оружие и собрались в долине Риммон, расположенной на знаменитой исторической равнине Изреел. Восстание казалось неминуемым, однако Иошуа бен-Хананья стал убеждать собравшихся успокоиться, указывая на грозящую им всем опасность; ему, наконец, удалось умиротворить их (Ber. r., LXIV, кон.). Но успокоение оказалось только внешним, в действительности же евреи в течение свыше пятнадцати лет готовились к борьбе против Рима.

Бронзовая монета второго еврейского восстания (первый год восстания).

Оружие, заказанное им римлянами, они нарочно изготавливали плохо, чтобы удержать его у себя, после того как римляне забракуют его. Они обратили горные пещеры в убежища и укрепления и соединили их между собой подземными ходами (Дион Кассий, LXIX, 12). Существует предположение, что путешествия знаменитого танная р. Акибы были предприняты с целью заинтересовать евреев самых отдаленных стран в будущей борьбе. Он посетил Парфянское царство, Малую Азию, Каппадокию и Фригию, а может быть, даже некоторые страны Европы и Африки. Приготовления, задуманные в таком широком масштабе, навряд ли были неорганизованными, и можно предположить, что вождь восстания, Б.-К., исподволь готовился к нему в первые годы правления Адриана. - Б.-К., герой третьей войны против римлян, цитируется под этим именем только у церковных писателей. Языческие авторы совсем не упоминают о нем, а еврейские источники называют его Бен (или Бар) Козиба или Козба. Некоторые полагают, что он назывался так по городу Кезиб (Быт., 38, 5) или Козеба (I Хрон., 4, 22), однако вероятнее, что таково было имя его отца. Другие полагают, что имя Бар-Козиба было оскорбительным прозвищем («Сын лжи»), полученным им после неудачного исхода восстания. Хотя такое объяснение, по-видимому, как бы подтверждается словами патриарха р. Иегуды I (Echa rabbati, II, 5), но это только доказывает, что уже в очень раннюю эпоху на Б.-К. возлагалась ответственность за несчастья, постигшие его народ; с другой стороны, несомненно, что имя Б.-К. является лишь прозвищем, полученным вождем благодаря тому, что р. Акиба применил к нему стих: "«Восходит звезда от Якова… и разит князей Моаба, и сокрушает всех сыновей Сета» (Числ., 24, 17). Евсевий (Hist. eccl., IV, 6, 2) также прибавляет к имени Βαρ κωχέβαβ замечание, что оно означает «звезда»; Синкелл (Chronographia, в Script. Byz., IX, 348) делает подобное же замечание. Это доказывает, что они знали, что имя Б.-К. только символ. Синкелл называет Б.-К. также «единственным сыном» (μονογενής), что соответствует еврейскому «Jachid». Если это не мессианическое имя, как предполагает Ренан (L’église chrétienne, 2 изд., стр. 200), тогда приходится понимать его как указание, что Б.-К. был единственным сыном своих родителей. Пылкая фантазия борцов за свободу пыталась найти особую заслугу даже в таком мелком факте. Была, между прочим, сделана попытка открыть на одной поддельной монете прозвище μονογενής и отнести, таким образом, данную монету к эпохе восстания именно Б.-К, так как и Талмуд упоминает про «монеты Козби», т. е. монеты Б.-К. (Tos. Maas. Scheni, I, 6; Baba Kama, 97б), но по контексту подобное толкование оказывается невозможным. По этим монетам следовало бы заключить, что Б.-К. назывался Симоном. Подобные же примеры опущения имени наблюдаются в именах Бен-Зома и Бен-Азай; каждый из них также носил имя Симона; но связь этих монет с Б.-К. не может быть поддержана, так как в действительности монеты относятся к Симону Маккавею (Ренан, там же, стр. 197). Вот почти все, что известно о личности Б.-К.

Медная монета второго восстания евреев.

Приведенные скудные данные так неопределенны, что оставляют под сомнением даже имя героя. Все другие сообщения о нем носят легендарный характер. Подобно вождю невольников «Евну из Сицилии», он, по рассказам, изрыгал горящую паклю (Hieronymus, Anal. II adv. Rufum). Сила его была так велика, что он мог коленями отбрасывать в римлян камни, пущенные римскими пращниками (Echa rabbati, II, 2). Б.-К., по рассказам, испытывал доблесть своих солдат, приказывая каждому из них отрубить себе палец. Когда об этом узнали еврейские мудрецы, они восстали против такого самоизувечения и посоветовали ему повелеть, чтобы каждый всадник показал, что он в состоянии вырвать с корнем кедр Ливанский, скача во весь опор. Б.-К., таким образом, получил 200.000 воинов, выдержавших первое испытание, и 200.000 героев, совершивших последний подвиг (Jer. Taanith, IV, 68d). Должно быть, во время войны, когда Б.-К. уже совершил чудеса геройства, р. Акиба сказал о нем: «Вот царь Мессия» (ib.). Ho заносчивый Б.-К. имел дерзость - так продолжает предание - обратиться к Богу с следующими словами: «Молим Тебя не помогать только нашим врагам; мы же не нуждаемся в Твоей помощи» (ib., Echa rabbati, l. c.; Git., 57a и сл.; Jalk., Debarim, 946); некоторые мудрецы, и между ними его дядя р. Элеазар из Модина, не верили поэтому в его мессианскую миссию.

Бронзовая монета времен войны Бар-Кохбы.

Еврейские средневековые источники упоминают также о сыне и внуке Б.-К. После смерти ему наследовал его сын Руф - имя, которое по правильному объяснению означает «красный», - а ему, в свою очередь, наследовал сын Ромул, и только в царствование Ромула, сына Руфа, сына Козибы, императору Адриану удалось подавить восстание (Авраам бен-Давид в Medaival Jewish chronicles Нейбауэра, Ι, 55). «Nizzachon» (к Дан., 9, 24) прибавляет, что Б.-К. был потомком царя Давида; это утверждение похоже на правду, так как происхождение от Давила было необходимо для того, чтобы быть признанным Мессией. Гедалья ибн-Яхья (Schalscheleth ha-Kabbalah, s. v. Akiba) и Гальперин (Seder ha-Doroth, I, 126а, виленск. изд., 1891) упоминают о трех поколениях царей из рода Б.-К. - факт, оспариваемый Давидом Гансом (Zemach David, ч. I, под 880 годом), причем, однако, прибавляет, что Ромул, подобно деду, носил имя Козибы; поэтому нет противоречия между этим фактом и сообщениями Талмуда. Утверждение Ганса, что Б.-К. и его потомки царствовали двадцать один год, могло бы быть приблизительно верным, если взять весь период от 118 до 135 г., хотя и тогда выйдет только семнадцать лет. Довольно странно, что Грец и другие еврейские историки совершенно умалчивают об этих еврейских преданиях, между тем как Мюнтер и Грегоровиус считают их по крайней мере достойными упоминания. - Как будто нарочно для того, чтобы еще более увеличить возбужденное состояние евреев, случилось так, что власть над Иудеей была вверена одной из наиболее ничтожных личностей тогдашнего Рима, главному наместнику Тиннию Руфу (таково, по-видимому, было его имя; ср. Боргези, Грегоровиуса, Ренана, Моммзена и Шюрера; другие называют его различно Тиннием, Титом Аннием, Тацинием или Руфом). Руф оскорблял евреев в их наиболее святых чувствах. За ним установилась репутация развратителя молодых женщин, и он, вероятно, послужил прототипом для изображения сладострастного Олоферна в книге Юдифь. С этим связана и талмудическая легенда, что непосредственной причиной восстания послужило оскорбление, нанесенное наместником новобрачным (Git., 57a). Пока император Адриан оставался поблизости, т. е. в Сирии и Египте (130 г. христ. эры), евреи сохраняли спокойствие (Дион Кассий, LXIX, 12) и даже чеканили особые монеты, на которых были выбиты в память посещения императором Иудеи слова «Adventui Aug. Judeae». Вероятно, в это время Адриан решил создать на развалинах Иерусалима колонию - Aelia Саpitolina, и на месте старого святилища воздвигнуть храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Дион Кассий, по крайней мере, упоминает об этом факте как о причине восстания, Евсевий же и другие историки церкви сообщают о решении императора как о результате восстания. Историки (Мюнтер, Грец, Грегоровиус) поэтому предполагают, что построение храма было начато еще до восстания, но прервано благодаря последнему. Сообщение (у Спартиана, гл. XIV) о том, что евреям было запрещено соблюдение обряда обрезания, также относится, вероятно, к периоду, последовавшему за восстанием. Еврейские источники сообщают, что во времена Б.-К. многие из тех, которые раньше старались скрыть знак Авраамова Завета, снова подвергли себя обрезанию (Jer. Schab., XV, 9; Jeb., 72а; Jer. Jeb., VIII, 9а; Beresch. r., XLVI). Из этих сообщений нельзя, однако, вывести, чтобы Б.-К. принуждал иудеохристиан подвергаться обрезанию (Basnage, Histoire des juifs, XI, 361, Роттердам, 1707), и рассказ о том, будто Б.-К. предавал мучениям христиан, не соглашавшихся отречься от Иисуса, сообщается только христианскими авторами (Юстин, Apologia, II, 71; ср. Dial., CX; Евсевий, в Hist. eccl., IV, 6, § 2, и в Chron., где он поэтому называет Б.-К. «разбойником и убийцей»; Орозий, Hist., VI, 13). Действительной причиной преследования христиан было, по-видимому, их нежелание соединиться с евреями в этой борьбе. Самаряне приняли в последней участие; евреи, жившие в других странах, также стекались массами; ряды восставших, кроме того, увеличивались примыкавшими к ним язычниками. Таким образом началась война, которая, по замечанию Диона Кассия, не была «ни ничтожной, ни кратковременной». Руф не мог выдержать первого натиска евреев и был вынужден уступать им почти без боя одно место за другим. В их руки перешло таким образом около пятидесяти крепостей и 985 неукрепленных городов и местечек (Дион Кассий, LXIX). Эти пятьдесят укреплений находились в Палестине, и можно довольно точно установить их местонахождение. Но хотя еврейское оружие не проникло за пределы Палестины, его успехи все же заставили римлян почувствовать грозившую им опасность. Они отправили на помощь Руфу сирийского легата Публия Марцелла, но и этот полководец также потерпел поражение. Неизвестно, овладели ли повстанцы Иерусалимом. Еврейские источники не упоминают об этом, а монеты, на которых написано «В память освобождения Иерусалима», не могут служить доказательством в пользу утвердительного ответа, потому что это, может быть, монеты Симона Маккавея. Грец является почти единственным историком, принимающим гипотезу о завоевании Иерусалима. Но если бы это было так, мятежники сделали бы центром своих операций не Бетар, а Иерусалим. Более того, Бетар, по Евсевию, находился по соседству с Иерусалимом. Это свидетельство Евсевия может одинаково относиться к местности, расположенной к северу или к югу от святого града. Как бы то ни было, в непосредственном соседстве с Иерусалимом никогда не мог бы возникнуть город, лежащий на том месте, которое, согласно еврейским источникам, занимал Бетар. - Адриан должен был после поражения Публия Марцелла призвать из Британии величайшего полководца того времени, Юлия Севера, для того чтобы отправить его против евреев. Севера сопровождал легат Адриана, Квинт Лоллий Урбик, прежний правитель Германии. Из этого видно, что Адриан лично не участвовал в данной войне (вопреки мнению, выраженному в еврейских источниках, в Hist. Armeniae Моисея Хоренского и в сочинениях Мюнтера и Лебрехта). В Палестине теперь действовали десятый, второй, третий и четвертый легионы; все эти войска были призваны из Сирии. Но даже с такой значительной армией Север не мог вступить в открытый бой с евреями. Он старался постепенно вытеснить их из занятых укреплений. Римляне были вынуждены вступить в Палестину с северной стороны, и здесь они взяли населенные и хорошо укрепленные города Кабул, Сихин и Магдалу, прозванный Цебуай (город красильщиков). Вслед за тем они обложили так называемый «Гар га-Мелех» (Тур Малка - «Царская гора»), где во главе евреев стоял некий «Бар-Дерома»; это, может быть, и был Бар-Кохба. Долина Риммон, называвшаяся, вероятно, также Бикат Яданим, исходный пункт восстания, стала ареной кровопролитного сражения (Elijahu r.; XXX; ср. Echa r., I, 16; Ber. r., LXIV, кон.). Римляне, рассказывают, должны были дать пятьдесят два, а по мнению некоторых писателей, пятьдесят четыре сражения, пока, наконец, не остался один только Бетар; последний благодаря измене также был захвачен римлянами, которые долго после этого не позволяли хоронить убитых.

Бронзовая монета времен второго еврейского восстания.

Война кончилась, и Б.-К. нашел смерть на стенах Бетара. Палестина подверглась неописуемым бедствиям. Страна превратилась в пустыню; евреи умерщвлялись массами Талмуд и Мидраш оплакивают ужасы римской победы. Согласно Диону Кассию, на полях сражения погибло 580000 евреев, не считая тех, которые умерли от голода и эпидемий. Падение без явной внешней причины Соломоновой колонны в Иерусалиме должно было показаться евреям зловещим предзнаменованием. Действительно, по-видимому, настал конец еврейскому народу. Римляне также понесли большие потери. Рассказывают, что Адриан даже не послал в Рим обычного известия, что он и его войско здоровы (Дион Кассий, там же). Этот рассказ вряд ли верен ввиду того, что, как уже сказано, Адриан лично не участвовал в войне (см., однако, Revue ét. juives, I, 49). Сенат вторично избрал Адриана императором, а Юлий Север был удостоен ornamenta triumphalia (не нужно смешивать этого Севера с носившим то же имя правителем Вифинии, которого очень восхваляет Дион Кассий; полное имя этого правителя - Секст Юлий Север). - Указанная война, называемая в Мишне (Sotah, IX, 14) «последним полемосом», продолжалась три с половиной года (Seder Olam Rabba, в конце, согласно правильному чтению де Росси, а не два с половиной года, как обычно читается это место; Jer. Taanith, IV, 68г и сл.; Echa r., II, 2; Иероним к Дан., IX). Но это относится только к борьбе за Бетар. После падения этого города, которое, по преданию, произошло девятого Аба 135 г., римлянам пришлось еще сражаться с двумя братьями в Кефар-Харуба, близ Тивериады (Jalk, Debarim, 94в; в венецианском изд. здесь, однако, стоит «Кефар-Хананья», в противоположность тому, что в Echa r., l. c., и в Jer. Taanith). Адриан оставил гарнизоны в трех городах - в Хамате, находившейся близ Тивериады, в Кефар-Лекитии и в Бетэле, - чтобы перехватывать беглецов (Echa r., I, 16; в слегка измененном виде - в изд. Бубера, стр. 82). Тут, как и в вышеупомянутой долине Риммон, евреи завлекались ложными обещаниями. Многие евреи были проданы в рабство. Для этой цели был устроен рынок под теребинтовым деревом, которое отождествляется преданием с Авраамовым дубом; там евреи продавались по цене лошадей. Другие евреи были проданы в рабство на рынке в городе Газе, а остальные были увезены в Египет (Chronicon Alexandrinum, 224-я олимпиада, у Мюнтера, ib., стр. 113; Иероним, комментарий к Захар., 9, 5; Иер., 31, 15). Некоторым евреям все-таки удалось бежать в Малую Азию (Юстин, Dialogus cum Tryphone, I) или даже в Армению (Echa r., I, 15, изд. Бубера, стр. 77). - Эпоха, непосредственно следовавшая за подавлением восстания, была для палестинских евреев «опасным временем» («Schaat hasakanah»), в продолжение которого было запрещено соблюдение самых важных ритуальных обрядов. Талмуд сообщает, что были сделаны некоторые постановления на случай какой-нибудь неожиданной опасности. Время это называлось также временем «эдикта» («gezerah») или «преследования» («schemad», Schab., 60a; Schirr., II, 5). Прославляемые в легенде десять мучеников приняли в то время лютую смерть за веру, ибо государственная власть запрещала тогда изучение Торы, стремясь таким путем искоренить саму сущность иудаизма. Были, кроме того, запрещены празднование субботы, обрезание, ношение тефиллин и применение мезузы. Все эти и подобные постановления обнимаются выражением - «Адриановы гонения или репрессии» (см.). Было издано жестокое постановление, запрещавшее евреям приближаться к Иерусалиму, так что они не могли даже излить свое горе на Святой земле. Гора, на которой стоял храм, была вспахана плугом, а затем Иерусалим был превращен в языческий город под именем Aelia Capitolina. - История восстания Б.-К. была написана ритором Антонием Юлианом, но это произведение не сохранилось. Извлечение из сообщения Аристона из Пеллы дается в Historia Ecclesiastica Евсевия, IV, 6, но главным источником сведений является Historia Romana Диона Кассия, LXIX, гл. 12-14. Ценны также Chronicon Alexandrinum и сочинение Моисея Хоренского. Еврейские источники богаты сведениями, но ими нужно пользоваться с осторожностью. Это относится также к Samaritan Book of Joschua, изд. Juynboll, Leyden, 1848. Между современными авторами можно отметить Мюнтера, Ренана, Грегоровиуса, Иоста и Греца. - Ср.: Munter, Der jüdische Krieg, стр. 18, Altona und Leipzig, 1821; Revue des études juives, XXX, 212; Азарья де Росси, в Meor Enajim, XIX; Grätz, Geschichte, 3 издание, IV, 410; N. Brüll, в Jahrbücher; Rapoport, в Orient, 1840, стр. 248; G. Rösch, в Theol. Studien und Kritiken, 1873, стр. 77 и сл.; Magazin für das Wissenschaft des Judenthums, XIX, 229; Monatsschrift, XLIII, 509; Jüdische Zeitschrift Geiger’а, I, 199, II, 126; Weiss, Dor Dor we-Dorschaw, II, 131; Revue des études juives, XXXII, 41; см. также Derenbourg, Essai sur l’histoire et la géographie de la Palestine, стр. 415 и сл., Paris, 1867; Schürer, Gesch., I, 583 и сл.; Mommsen, Römische Gesch., V, 544 и сл.; Schlatter, Die Tage Trajans und Hadrians, Gütersloh, 1897; Derenbourg, Quelques notes, sur la guerre de Bar Kozeba, в Mélanges de l’École des hautes études, Paris. 1878. [Статья S. Krauss’а, в J. E., II, 505-509].

Привлекает туристов своим удобным расположением и развитой инфраструктурой. К тому же цены здесь на порядок ниже, чем на главных курортах страны – в , или . Береговая линия тянется на 12 км и практически вся она занята комфортабельными благоустроенными пляжами. Один из самых популярных среди туристов – пляж Бар-Кохба. О нем сегодня и пойдет речь.

Общая информация

Еще не так давно северную часть побережья в Ашкелоне украшала лишь красивая набережная. Затем власти города решили обустроить здесь еще один общественный пляж. И у них это очень хорошо получилось. Сегодня пляж Бар-Кохба входит в список лучших и удостоен «Голубого флага». Это значит, что он соответствует международным стандартам по всем критериям: в области информации и культуры, безопасности, экологичности, качества воды и сервиса.

На пляже Бар-Кохба есть все, что нужно для максимально комфортного отдыха: защитные тенты от солнца, шезлонги, площадки для занятий спортом, беседки, пункты проката снаряжения для водных развлечений, детские площадки, зонтики, раздевалки, будки спасателей. Если вы проголодаетесь, на пляже Бар-Кохба есть несколько бистро и баров с приемлемыми ценами. Можно пройтись по побережью и посетить кафе на соседних пляжах:



Кроме тщательно предусмотренной инфраструктуры, пляж Бар-Кохба славится еще окружающей красотой. Со стороны берега его обрамляет живописный променад с многоярусными террасами, цветущими клумбами и пальмами. В море эффектно врезаются красивые волнорезы, образуя спокойные бухты и лазурные лагуны.

Море в этой части побережья редко штормит, поэтому здесь часто отдыхают с детьми, но небольшие волны все же бывают. Заядлым сёрферам будет, конечно, не так интересно, но новички с удовольствием пытаются научиться ловить волну на доске. Также можно арендовать судно для морских прогулок, заняться парасейлингом или поиграть в активные пляжные игры.


Отели рядом с пляжем Бар-Кохба

На северном побережье Ашкелона расположено несколько гостиниц, которые по уровню сервиса приравниваются к отелям с 4 и 5 звездами. Ближе всего к пляжу Бар-Кохба находятся:



Достопримечательности вблизи пляжа

Всего в 500 метрах находится знаменитый ашкелонский яхт-клуб . Пешком также легко прийти по побережью к пляжу «Далила» и центральному городскому пляжу.


Если двигаться в сторону города, по пути можно встретить несколько красивых синагог, садов и парков, гробницу римского периода.

Удобно расположен пляж Бар-Кохба и относительно торговых точек. В радиусе 1 километра от него есть большой торговый центр, магазин товаров для сёрфинга, сувенирные лавки и множество небольших точек розничной торговли, где можно купить продукты и различные потребительские товары.

Как добраться?

На машине к пляжу Бар-Кохба можно подъехать практически вплотную. Недалеко от входа есть большая парковка.

Если вы передвигаетесь по на общественном транспорте, вам следует искать остановки автобусов № 3, 9, 18, 95. Все они проходят вдоль северного берега.

Но в Эрец Исраэль все еще оставалась еврейская жизнь: были общины в нескольких городах, и все еще действовал Санхедрин в Явне, перенесенный сюда великим раби Йохананом бен Заккаем после разрушения Иерусалима.

В 132-м г. н.э. на римский трон взошел Адриан. В начале его правления во многих провинциях произошли восстания против владычества римлян. Главной целью нового императора в этот период являлось наведение порядка в огромной империи. Чтобы усмирить восставших в западной части империи, Адриан пошел на некоторые уступки на востоке. Он вернул парфянам Вавилонию, а евреям обещал, что они смогут возвратиться домой и построить Храм.

Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие - Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте, и это условие делало строительство Храма неосуществимым.

Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецам с большим трудом удалось убедить народ не рисковать своей судьбой и судьбой родины.

Тем временем Адриан решил построить крепость на развалинах Иерусалима и заселить ее римлянами и греками. Евреи восприняли это решение, как оскорбление святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, была хоть какая-то надежда, что вскоре он будет восстановлен. Решение построить на его месте город, заселенный язычниками , рассматривалось евреями, как святотатство. Времена правления императора Адриана напоминали эпоху правления греческого царя Антиоха Эпифана и времена Хануки : все усилия были направлены на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы и ее заповедей. Против жестокого тирана восстал весь народ.

Шимон Бар Кохба, он же Бар Косба, он же Бар Козева

Вначале евреи воздерживались от прямых столкновении с римскими войсками. Они лишь атаковали из засад отдельные отряды римлян. С каждым днем ряды восставших пополнялись новыми воинами, так что вскоре они стали численно превосходить римские легионы. Турнус Руфус, тогдашний наместник римлян в Эрец Исраэль , пытался расправиться с восставшими. Однако каждый день приносил евреям новые победы над врагом.

Предводителем евреев был Шимон Бар Козева - человек невиданной отваги и бесстрашия. Имя Бар Козевы наводило на врага ужас и обращало его в бегство. Отряды восставших пополнялись и евреями галута , храбро сражавшимися вместе со своими братьями из Эрец Исраэль против разрушителей Храма.

Вскоре почти вся территория Эрец Исраэль была очищена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения считали, что в Бар Козеве может быть потенциал стать долгожданным Машиахом (Помазанником) . Потому его стали называть Бар Кохба - дословно означает «сын Звезды» . Раби Акива считал, что именно о нем говорится в стихе: «Взошла звезда от Яакова». Однако, после того как Бар Козева был убит римлянами, стало ясно, что он не был Машиахом , которого все так ждали.

Адриан понимал, что восстание евреев представляет угрозу для всей восточной части Римской империи. Он послал к Эрец Исраэль своего выдающегося полководца Юлия Севера. На протяжении длительного времени Север не предпринимал широких военных операций, а только следил за действиями евреев. Он убедился, что мужество и отвага евреев беспредельны. И тогда римский полководец решил прибегнуть к неоднократно испытанной тактике. Сначала он приказал римскому флоту уничтожить все корабли, поставлявшие жителям Эрец Исраэль продовольствие и оружие. Дважды римская армия, расквартированная в Кейсарии, имитировала начало похода и возвращалась домой, так и не начав военных действий. Этот маневр прицел к ослаблению бдительности евреев. Многие из них считали нецелесообразным в разгар полевых работ начинать войну с римлянами. Север сумел воспользоваться недостатком осторожности евреев и постепенно захватывал город за городом. Развалины Иерусалима еще раз стали добычей врага. Но несмотря ни на что, Бар Козева не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему трудно выстоять против римской армии. Поэтому он укрепился в районе Иудейских гор.

Главным укрепленным пунктом была огромная крепость Бейтар . На протяжении трех с половиной лет римляне вели осаду природных укреплений Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом и даже нападали на него, и время от времени римляне, осаждавшие Бейтар, сами попадали и окружение. Они уже отчаялись захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар Козева совершил большой грех.

Обращаясь к Небу, он сказал, что не просит помощи Всевышнего, а только хочет, чтобы Всевышний не воевал против него. Такая «просьба» граничила с богохульством. Кроме того, по ложному подозрению был убит праведник раби Элиэзер Амодаи , чьи заслуги и молитвы охраняли Бейтар от врага. За эти грехи и был наказан Бар Козева.

Самаритяне (народ, живший в Шомроне) указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города. В последнем сражении пал Бар Козева. Бейтар был захвачен в день Девятого Ава - день разрушения Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой, продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить евреев из их убежищ, римляне лживо пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из своих укрытий были убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта.

Гонения и беды как последствия

После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.

Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе . Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение Шабата , заповеди Обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей.

Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. - умер где-то после 229 г.) в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана , проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни . Так, дата одного из этих документов - «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря . В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим - Бет-Гуврин . Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере...» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма . Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана . Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иех ошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки .)

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир». В одном из писем к военачальнику Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа , граничащем с Иудейской пустыней.

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иех уде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арба‘а миним ) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот , и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кох енам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой , преданных римлянами мученической смерти.

КЕЭ, том: 1.
Кол.: 291–296.
Издано: 1976.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.