Архитектура Сантьяго Калатравы – будущее наступило. Лучшие творения сантьяго калатравы Сантьяго Калатрава: проекты


Испанский архитектор Сантьяго Калатрава входит в десятку самых знаменитых звезд современности. Эту славу зодчий заслужил по праву: в его портфолио представлен широкий диапазон знаковых и значимых сооружений - спортивные и вокзальные комплексы, небоскребы и офисы. Однако наиболее сильной стороной маэстро выглядит умение наводить мосты.

Маэстро мостостроитель

Архитектор Сантьяго Калатрава

Итак, на творческом счету архитектурного гения испанца Сантьяго Калатрава множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, принесших автору признание и награды, включая Притцкеровскую премию. Особенным направлением творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии и в других странах и городах.

Мост "Мира" в Калгари, Канада

Маэстро мостостроитель уже построил с дюжину мостов по всему миру и собирается возвести столько же. Они все похожи друг на друга, как и полагается детям одного отца: почти все вантовые - подвешенные на стальных тросах к мощным опорам, укрытые от дождя и ветров прозрачным остеклением, с парусно изогнутыми формами и элегантными опорами. Вот каковы некоторые из них - образцы творчества Калатравы.

Над водами Гвадалквивира

Мост "Аламильо" перекинут через реку Гвадалквивир, протекающую через славный город Севилью - столицу крупнейшей испанской провинции Андалусия . Мост был построен для сообщения с большим пустынным островом Ла-Картуха, на котором Испания решила принимать гостей Всемирной выставки "ЭКСПО-1992". По замыслу заказчиков и архитектора мост призван символизировать высокие стремления и значение Севильи в прошлом, настоящем и будущем.

Автомобильно-пешеходный мост состоит из единственной опоры, уравновешивающей двухсотметровый пролет с помощью тридцати стальных тросов. Первоначально планировалось строительство двух смежно подвешенных мостов с односторонним движением, но Калатрава в своем проекте очень удачно свел воедино транспортное решение, да еще и с пешеходной медианой. Кроме того, единая двухсотметровая авто-пешая трасса, подвешенная на стальных канатах, несет и мастерски выполненную эстетическую нагрузку. Особенно поражает воображение мост в ночное время: ярко освещенный, он напоминает гигантский галеон, несущийся во тьме под всеми парусами.

Мост "Аламильо" в Севилье, Испания

На фантомный парусный корабль, составленный наложением силуэтов двух соседних мостов через Гвадалквивир, "Аламильо" и "Ла Баркета" , лучше всего любоваться со сторона знаменитой Золотой башни - с этой точки симбиоз двух мостов двух разных авторов смотрится наиболее гармоничным.

Современное искусство в Стране Басков

В таком же "подвешенном" состоянии пребывает упомянутый мост в столице Страны Басков - Бильбао. Подвесной арочный пешеходный мост в Бильбао через речушку с нервным названием "Нервьон" соединяет отели новой части города с музеем современного искусства фонда Соломона Гуггенхайма. Это один из семи построенных по всему миру музейных комплексов этого фонда, и пожалуй, один из наиболее эффектных и необычных.

Мост "del Campo Volantin" в Бильбао, Испания

Музей "Гуггенхайма" создан по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери и смахивает на космический корабль пришельцев. Приземистый каркас, обшитый изогнутыми пластинами листового титана, с нарочито рваными и асимметричными формами являет собой яркий пример такого направления, как деконструктивизм.

Необычный мост Калатравы связывает музей с новопостроенным городом с 1997 года, объединяя пешеходную ось между нижней и верхней частями Бильбао . Официальное его название - Puente del Campo Volantin, но баски его именуют "Субисури" - "белый мост". Сооружение представляет собой наклоненную арку из конструкционной стали, соединяющую две платформы, к которым подходят рампы с обеих сторон реки. Изогнутый мост, замощенный стеклянными плитками, подвешен за арку на стальных кабелях, а вся конструкция выкрашена в белый цвет, как и другие творения Калатравы (что и отражено в народном названии).

Белоснежное крыло лебедя - Мост "Субисури", Бильбао, Испания

Однако, непрактичность моста доставляет хлопот пешеходам и муниципалитету - материал хрупок, а в мокрую погоду стеклянные плитки становятся довольно скользкими. Чтобы пешеходы не поскальзывались на мокром стекле (а в Бильбао моросящий дождь - обычная погода), мост застелен зеленым пластиковым покрытием вроде ковра или искусственной травы для стадионов. Поговаривают также, что одни только расходы на замену разбитых плиток обходятся городской казне в шесть тысяч евро ежегодно.

Дублинский дублет

Куда меньше хлопот и затрат требует у властей ирландской столицы не менее эффектный мост, названный в честь урожденного ирландца Джеймса Джойса . Действие его рассказа "Мертвые" происходит как раз в одном из домов, расположенных по соседству. Ирландскую тему поддерживает и облик сооружения. Мост изящно завис над рекой, соединяя берега Дублина , словно дополняя своей струнной наружностью духовые звуки традиционной волынки.
Этот автомобильный арочный мост с четырехполосным движением в обоих направлениях дополнен двумя пешеходными дорожками с обособленными зонами, где расставлены скамьи. Длина моста составляет 44 метра, а ширина - 31 метр. Сданный в эксплуатацию летом 2003 года, это один из двух мостов начала нового тысячелетия и один из двух через реку Лиффи, построенных в Дублине по проектам Калатравы .

Мост "Джеймса Джойса" Дублин

Второй участник Дублинского Дублета - расположенный ниже по течению реки мост Сэмюэла Беккета . Он назван в честь еще одного знаменитого литературного ирландца, одного из основателей жанра абсурда. К счастью, творение Калатравы подчинено здравому смыслу и соображениям утилитарности. Это мост не простой, а разводной, причем в горизонтальной плоскости акватории реки, а не подъемный, как мосты Петербурга. Сложность подобного сооружения увеличила срок завершения до десяти лет, а сумму -практически вшестеро, до 60 миллионов евро. Строительство начато в 1998 году и завершено в 2008-м. В строительстве моста-арфы принимала непосредственное участие фирма, которая построила "Глаз Лондона" - самое большое чертово колесо во всем мире.
Мост построили не в Ирландии, а в Нидерландах. А потом перевезли в Дублин. Торжественное открытие для пешеходов состоялось в мае 2009 года, в присутствии потомков Беккета. Протяженность моста составляет 123 м, а ширина - 48 м. Конструкция позволяет поворачивать части моста на 90°, позволяя судам проходить по реке беспрепятственно.

Мост "Самюэла Беккет" в Дублине, Ирландия

Если его собрат, мост Джойса , очертаниями напоминает струнную деку или крышку рояля, то мост Беккета больше похож на арфу - традиционный музыкальный инструмент и политический символ нации, угодивший даже на монету достоинством два евро ирландской чеканки. Такой вот струнно-мостовой дуэт связывает берега дублинской реки Лиффи.

Разведенная "Женщина" в стране пампасов

Перенесемся через всю Атлантику, из одного полушария в другое - в столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Пешеходный мост с поэтичным названием и не менее романтичным обликом "Пассерелья-де ла Мухер" ("Мост Женщины") был построен в 2002 году. Когда столичный район Пуэрто Мадеро практически с нуля стал перестраиваться в новый деловой центр, для того чтобы обеспечить новые, более удобные пешеходно-транспортные связи, было решено построить означенный мост.

Мост насчитывает в длину 175 метров и составлен двумя пролетами в 40 и 30 метров, а также промежуточным разводным висячим пролетом длиной 100 метров. Для пропуска судов центральная секция разводного пролета может поворачиваться на 90° вокруг десятиметровой белой бетонной опоры, куда встроен поворотный механизм. Боковые опоры, также выполненные из белого бетона, имеют форму круглых цилиндров с эллипсоидными капителями поверху. Мостовой настил состоит из стальной кессонной балки, укрепленной поперечными и продольными пластинами.

Мост "Женщины" в Буэнос Айрес, Аргентина

Самый важный в конструктивном и эстетическом отношении элемент сооружения представлен стальным пилоном, который возвышается на 40 метров над центральной опорой (вокруг которой вращается разводная секция) и имеет угол наклона 38,81° - практически как земная ось. В процессе раскрытия пилон вращается вокруг настила в западную сторону, когда мост закрывается, и в восточную, когда открывается. Именно форма разводной секции придает сооружению наряду с хитроумной функциональностью неповторимую элегантность, какую и пристало иметь Женщине, в честь которой мост назван…

Понто венециано

Одной из последних по времени реализованных построек в городе-заповеднике Венеции стал мост Калатравы через одно из разветвлений морской лагуны. Новый мост под названием "Мост Калатравы" , ранее это был мост Конституции, располагается в самом начале города, между вокзалом Санта-Лючиа и Пьяццале Рома. Честно говоря, не столь уж он и был необходим. Скорее всего - это жест примирения и компромисса между консерваторами и сторонниками архитектурного авангарда.

Парадокс состоял в том, что с 1980 года в Венеции проводятся архитектурные биеннале - смотры-выставки достижений всемирной архитектуры, а сам город застыл в своем развитии, как символ метафизики.

Мост был представлен городу и миру в августе 2007 года. До того в Венеции на протяжении семидесяти лет не только не строилось ничего нового, но даже значительной реконструкции имеющихся зданий не проводилось. А тут новый мост, да еще и современного облика!

Мост "Калатрава" в Венеции, Италия

При всей авангардной одиозности Калатравы венецианский мост называют самым невзрачным и даже "невидимым" его творением. Выгнутая плоской аркой пластина с ребрами жесткости, спрятанными под полотном, вот и все! Правда, форменная неприметность слегка компенсирована витражными элементами: ступенями из цветного стекла и перилами из стекла прозрачного. В дополнение к ажурной конструкции так хорошо видна перекличка с местными промыслами знаменитого стеклянного литья на острове Мурано . Безделушки муранского стекла - милый сувенир. Почти таков же новый мост: умеренно функционально, технологично, скромно, незаметно, но все-таки это творение самого Калатрава!

Мост "Калатрава" в Венеции, Италия

Надо еще раз подчеркнуть, что архитектор проявил бережное отношение к историческому контексту, а его сооружение не слишком заметно выпирает из венецианского ажурного великолепия. Некоторые все равно ругаются, однако всем никогда не угодишь - всегда сыщутся критики всего, что делается…

"Давидова арфа" над Ершалаимом

Мост между прошлым и настоящим появился и в Иерусалиме , причем практически впритык к исторической части города -со стороны въезда из Тель-Авива. Это мост для новой линии легкой железной дороги у самого въезда в Святой город: виадук протяженностью полотна 360 метров, подвешенный на струнах на шестиметровой высоте, стал важным звеном в строящейся системе скоростного городского транспорта. Сооружение зиждется на бетонных опорах, облицованных белым иерусалимским камнем, а сам мост, подвешенный на стальных тросах к башневым опорам высотой 104 метра, выполнен из стекла и стали. Такое конструктивное решение позволило избежать массивности и придает сооружению элегантный "летящий" силуэт.

Мост "Арка Давида" в Иерусалиме, Израиль

Восхититься есть чем: 119-метровая опорная мачта и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 66 струн диаметром 5 см, каждая из которых натянута между мачтой и своим сегментом. Сооружение получило поэтическое название "Арфа Давида" и действительно напоминает огромную арфу с 66 струнами. Параболическими формами напоминает оно и памятник освоителям космоса на ВДНХв г. Москва, что тоже удивительно символично по совпадению дат - строительство виадука начато в наш День космонавтики, 12 апреля 2007 года. Строительство моста уложилось в три года и обошлось в 30 млн. долларов.

Мост "Арфа Давида", Иерусалим

Наряду с железнодорожными путями в оба направления по мосту проложили пешеходную дорожку, с которой открывается вид на город с многотысячелетней историей. Так новое архитектурное искусство прорастает через тысячелетние наслоения. Все объекты Калатрава вписывает в ландшафтно-историческую среду очень деликатно, не нарушая ни колорита, ни пропорций, ни общей стилистической гармонии. Бело-золотистый виадук в "городе золотом под небом голубым", неброский изящный ажурный мост над венецианским каналом, "музыкальный дуплет" в ирландской столице, "двухмачтовый парусник" над Гвадалквивиром, футуристические аркады родной Валенсии - многочисленные тому подтверждения.

Мост "Мира" в Калгари

В июне 2012 года, в городе Калгари, Канада, появилась новая достопримечательность - мост Мира . Архитектором и инженером сооружения выступил Сантьяго Калатрава . Сооружение выполнено в виде закрученной спирали. Мост получился однопролетный, винтовой и защищенный от неблагоприятных погодных условий стеклянной крышей. Длина моста 126 метров, ширина 8 метров. Это сооружение позволило соединить пешеходную и велосипедную дорожки из центра города к мемориалу. Для минимизации воздействия на окружающую среду в конструкции моста не предусмотрено опор. Мост рассчитан на семьдесят пять лет всепогодной эксплуатации и устойчив к регулярным наводнениям, которые происходят тут раз в сто лет.

Мост "Мира" Калатрава, Канада

По центральной части моста движутся велосипеды, а по краям, наслаждаются прекрасным видом пешеходы. Яркий красный цвет моста сделан специально для ориентира и на самом деле он очень выигрышно смотрится на ярко зеленом окружающем ландшафте. Освещение встроено весьма оригинальным образом в перила и стальную конструкцию, придавая поистине сказочный вид сооружению ночью, когда он отражается в воде.

Turia futuria

Мир миром, однако лучшим произведением Калатравы признан "Город искусств и наук" в родной Валенсии . Ciudad de las Artes y las Ciencias - мировой образец современной комплексной застройки. "Город" расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам.

Валенсия "Город искусства и науки"

Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L"Hemisferic ("Полушарие"), сад-галерея L"Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L"Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.

Не стоит забывать, что Валенсия дала архитектору путевку мостостроителя, ведь первый мост Калатрава построил в родном городе. Это было лишь началом и авансом для будущего "Города искусств".

Надо заметить, что все футуристические формы невероятных по новизне облика сооружений валенсийского культурного комплекса тесно перекликаются и вторят удачно найденным лекалам, по которым скроены мосты Калатравы, прославившие его имя по всему миру. Пускай речушка Турия пересохла, но высохшее ее русло перетянуто воздушно-пешеходными связями и ажурными фермами - взмывающими в небеса как манифест архитектурного футуризма.

Испанский современный архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava Valls) знаменит на весь мир своими смелыми и необычными работами. Также Калатрава вошел в историю как проектировщик мостов. Стиль Сантьяго называют «био-тек».

Сантьяго Калатрава появился на свет в 1951- году в Валенсии, третьем после Мадрида и Барселоны по количеству жителей городе Испании. Фантастической красоты край не оставил мальчика равнодушным. Отец Сантьяго также прививал сыну любовь к искусству, водя его в музей Прадо и поощряя его увлечение рисованием. В возрасте восьми лет Сантьяго уже обучался в художественной школе Валенсии и изображал - что неудивительно!- на больших ватманах различные ее достопримечательности.

В 1973-м году Калатрава окончил Политехнический университет Валенсии и уехал в Швейцарию изучать инженерное дело. Там он четыре года посвятил учению в Технологическом университете Цюриха и в 1981-м году получил степень доктора технических наук. В том же году он открыл свою мастерскую в Цюрихе, а через восемь лет − в Париже.

Получив такое фундаментальное образование, Калатрава смело мог приступать к преображению родного города. Уже в 1986-м году он начал проектирование железобетонного моста «9 октября» для автомобилей в Валенсии, заказ на который поступил от властей города. Целью постройки было разгрузить трассу. А главный ход, который придумал архитектор, чтобы мост смотрелся легко и органично − разделение двух его частей. За эту работу Сантьяго получил премию Международного союза архитекторов. И уже в 1991- году смог открыть свое бюро на родине.

Карьера перспективного архитектора развивалась стремительно: уже в 1992-м году его привлекли к участию в подготовке Барселоны к летним Олимпийским играм. Сантьяго Калатрава занимался сооружением телекоммуникационной башни для трансляции игр по телевидению. На ее возведение потребовалось три года.



Вышка высотой 136 метров находится на горе Монтжуик. Но это не просто обычная техническая «скучная» вышка, каких тысячи. Сантьяго придумал два необычных решения: во-первых, визуально башня похожа на атлета с факелом, во-вторых, хитрым образом спроектированный шпиль служит реальной стрелкой циферблата на основании башни, по которому можно определить время. Там есть еще раздвижная дверь похожая на глаз. Это сооружение стало символом Олимпийских игр 1992-го года и Барселоны.

В 1994-м году Сантьяго Калатрава начал усовершенствование Художественного музея Милуоки, города на севере США, и порта озера Мичиган.


Проект был завершен к 2001-м году. Архитектор возвел новый павильон Quadracci для временных выставок, в котором есть вместительный лекционный зал и ресторан с шикарной панорамой на Мичиган. Особенно восхищает зрителей большой навес, который предназначен для регулировки освещения и должен был опускаться лишь вечером. Но по заявкам зрителей теперь крыша «работает» по расписанию, позволяя каждому насладиться уникальным изобретением архитектора.

В 1996-м году Калатрава преобразил родной город Валенсию новым архитектурным шедевром. Им стал Дворец искусств имени королевы Софии. Внешне здание напоминает ракушку, но на самом деле оно сделано из бетона.



Здание относится к масштабному проекту «Город искусств и науки» − комплексу из пяти сооружений на берегу реки, который считается одним из самых лучших современных проектов. Комплекс включает в себя оперный театр, галерею с садом, научный музей, настоятельно рекомендующий трогать экспонаты и приводить их в действие, самый большой в Европе океанариум на открытом воздухе в форме кувшинки, кинотеатр, планетарий и театр лазерных постановок. Интересно, что место, выбранное для строительства, считалось очень неблагополучным районом города, а сейчас его называют парком чудес. При ночном свете все эти постройки разной биологической формы напоминают скелеты животных. «Город наук» − одна из важных достопримечательностей Барселоны, ее площадь – 350 000 квадратных метров, а стоимость постройки - 900 миллионов евро. Стоит отметить, что «Город» Калатрава возводил вместе со своим коллегой Феликсом Канделе.

«Задача моих построек – это делать уникальными города и обогащать человеческий опыт» , - сказал Сантьяго Калатрава.

Многие упрекают автора за расточительность государственных средств, потому что его проекты часто превышают заявленную сумму. Также нередко архитектор допускает ошибки, дорого обходящиеся государственной казне. Но все же именно благодаря ему мир приобрел удивительный архитектурный шик и современный вид. Один из последних реализованных проектов мастера – это Железнодорожная станция в Нью-Йорке, строящаяся 12 лет и напоминающая размах крыльев птицы. Этот проект тоже много критиковали за неэкономичность, называли «самым дорогим проектом ТПУ в мире» и «парящим символом расточительности». И не случайно, потому что его окончательная стоимость оказалась выше заявленной ровно в два раза. Но этот белый голубь – настоящий шедевр, хотя и не совсем соответствует первоначальному проекту архитектора.


Из последних новостей известно, что Сантьяго Калатрава приступил к новому проекту. На этот раз это многофункциональный комплекс на полуострове Гринвич в Лондоне. Работа станет «премьерой» мастера в Великобритании.

Мета-описание: испанский современный архитектор Сантьяго Калатрава строит мосты и здания в стиле био-тек.

Явление на озере

28.08.14 17:35

Политехнический Университет Флориды в городе Лейклэнд откроет в сентябре двери для первых студентов. Главное и пока единственное здание кампуса нового учебного заведения, основанного лишь весной 2012 года, — Центр Науки, Инноваций и Технологий — спроектировал Сантьяго Калатрава. Постройка легендарного испанского архитектора и инженера сама может служить прекрасным практическим пособием для будущих студентов.

Весь кампус занимает территорию в почти 70 га. Общая площадь основного корпуса составляет 18 580 кв.м. Строительство обошлось в 60 млн. долл. Материалы просты и понятны — алюминий, бетон и стекло. Из этих сухих «исходных» рождается удивительно тонкий и романтичный по ощущениям проект, одновременно виртуозно и прагматично просчитанный.

Здание имеет вытянутую форму, напоминающую корабль на воздушной подушке, тем более что расположено оно буквально на воде, в северной части озера. Вокруг последнего и формируется иссеченный дорожками и мостками ландшафт будущего кампуса. Искусственный водоем при этом становится и коллектором для ливневой канализации и источником влаги для окружающего парка. Но пока реализовано лишь одно из запланированных зданий — светлый, будто подсвеченный, футуристичный объем безусловно главный «лэндмарк», ведь эффектные, тщательно продуманные виды на него открываются даже с проходящего поблизости шоссе.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Внутри двухэтажной постройки расположена вся необходимая инфраструктура. На первом этаже находятся учебные классы, исследовательские лаборатории, различные пространства для коммуникаций, рабочие зоны и амфитеатр для открытых лекций и торжественных мероприятий. Центром второго этажа стало большое общественное пространство прямо под сводом крыши, которое так и назвали «Commons». Вокруг него размещены переговорные и административные помещения.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Сверху здание, как паутиной, затянуто довольно тонкой алюминиевой «перголой». Решение не только добавляет динамики и привносит момент игры, но и помогает защитить интерьеры от прямых солнечных лучей. А над центральным сводом установлены два ряда гигантских алюминиевых ламелей, по 46 в каждом. Они подвижны и управляются при помощи гидравлических приводов, следуя за положением солнца. Здание то «ощетинивается», как какое-то фантастическое доисторическое существо, то миролюбиво «втягивает» шипы-пластины. И опять решение вполне практично: во-первых, дает возможность регулировать уровень естественного освещения в центральном общественном пространстве, а во-вторых, на ламели можно установить солнечные батареи для экономии потребления электроэнергии.

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

Фото Alan Karchmer for Santiago Calatrava

calatrava.com

Крылья и струны

03.07.12 16:59

С 27 июня по 30 сентября в Государственном Эрмитаже проходит монографическая выставка Сантьяго Калатравы.

Мировую известность уроженцу Валенсии Сантьяго Калатраве в 1990-ые принесли мосты новой типологии. К настоящему времени в разных странах мира он построил их более тридцати, и каждый - чудо технологий. Мост Сэмюэля Беккета в Дублине на своей одной опоре способен поворачиваться на 90 градусов, открывая путь судам, проходящим по реке. «Струнный мост» в Иерусалиме - самый длинный (360 метров) транспортный вантовый мост в мире. Мост Конституции со стеклянными ограждениями и большим радиусом кривизны - единственный модернистский мост, которому, хоть и не без проблем, удалось «прописаться» на венецианском Гранд-канале.

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Сэмюэля Беккета. Дублин, Ирландия. 1998-2009

На выставке «Сантьяго Калатрава. В поисках движения», открывшейся в Эрмитаже, можно увидеть и знаменитые мосты, и многие другие творения мастера. Он учился на художника, архитектора, инженера и не разделяет эти специальности, считая архитектуру высоким искусством. Многогранность натуры отражена в 150 экспонатах, выставленных в Николаевском зале дворца. Это макеты и фотографии сооружений, мобильные скульптуры, графика и живопись, а также керамика и сценография.

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

От произведения к произведению зритель имеет возможность проследить «идею-фикс» мастера - его упорное стремление постичь и перенести в свое творчество конструктивные принципы природы. Калатрава рисует «скелеты» своих зданий, подражая строению рыб, птиц, пальмовых листьев. Органические конструкции, по его мнению, настолько совершенны, что их надо оставлять на виду. И при этом он старается привести архитектурную массу в движение. Иногда это только визуальный эффект, построенный на летящих силуэтах и динамике линий. Так «ввинчивается» спиралью в небо небоскреб в Мальмё, прозванный «Закрученный торсом».

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

Но в некоторых случаях есть особый механизм, заставляющий архитектурные элементы реально двигаться. Например, у Музея искусств в Милуоки есть «крылья», которые раскрываются и складываются. На выставке представлен макет Церкви Блаженного Хупинеро Серры в Лос Анжелесе, для которой Калатрава разработал кровлю, открывающуюся и закрывающуюся по похожему принципу. Можно увидеть и другие макеты, наглядно демонстрирующие «мобильность» сооружений.

Фото Кирилла Иконникова

Фото Оксаны Милашкиной

Фото Кирилл Иконников

На открытии выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обмолвился, что данный формат непривычен для этих стен. Николаевский зал, однако, принимал и куда более радикальную современность. Именно здесь в 2009 году проходила выставка «Новояз» - в рамках программы «Эрмитаж 20/21» лондонский галерист Чарльз Саатчи представил творчество молодых британских художников. По сравнению с их работами вещи Калатравы - можно сказать, классика.

Фото Оксаны Милашкиной

Кроме того, архитектурные экспозиции могут стать для Эрмитажа традицией. В музее планируется серия просветительских проектов, посвященных современной архитектуре, и после Калатравы в гости с персональными выставками ждут Заху Хадид и Рема Колхаса. Главная российская сокровищница мирового искусства продолжает перекидывать мосты из прошлого в настоящее и будущее. В таком контексте экспозиция мастера, прославившегося самыми невероятными мостами, логична и символична одновременно.

Страница выставки на сайте Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Конституции Венеция, Италия. 1996-2008

Santiago Calatrava LLC, 2012

Мост Аламильо. Севилья, Испания. 1987-1992

Santiago Calatrava LLC, 2012

Павильон Кувейта на «Экспо-1992». Севилья, Испания

Santiago Calatrava LLC, 2012

Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери
Лион, Франция. 1989-1994

Santiago Calatrava LLC, 2012

Транспортный узел Всемирного торгового центра
Нью-Йорк, США. С 2003-го

Santiago Calatrava LLC, 2012

Моряк. 1995
Черное дерево, нержавеющая сталь

Santiago Calatrava LLC, 2012

Трансформация: желтый. 2009. Алюминий

Сантьяго Калатрава. Родился в 1951 году в Валенсии. Оставил местное художественное училище ради учебы в Высшей технической школы архитектуры. Затем продолжил образование в Федеральном технологическом институте Цюриха, где получил диплом инженера-проектировщика. В настоящий момент обосновался в Нью-Йорке. Филиалы бюро есть также в Валенсии и Цюрихе.

Первая работа Калатравы в Азии

24.04.12 11:20

Сантьяго Калатрава представил концепцию комплекса зданий для университета Юань Цзе в Тайване.

Данные о проекте крайне скупы. Известно, что комплекс включает в себя три здания, в которых разместятся Центр исполнительских искусств, школа искусств и дизайна, а также мемориальный зал кампуса университета. Архитектурным прообразом группы построек стал традиционный китайский замок в окружении воды. Догадаться об этом легко, достаточно взглянуть на бионическую криволинейную кровлю Центра и консольный выступ со стороны главного фасада. Очевидно, что Калатрава черпал вдохновение в лучших образцах культуры и искусства Поднебесной и Тайваня. Каркас объема, в котором разместится школа дизайна, состоит из ритмически организованных стальных ребер. Большую часть внутреннего пространства Центра исполнительских искусств займут концертный зал на 1200 мест и театр на 500 мест для экспериментальных студенческих постановок.

Официальный сайт архитектурного бюро: calatrava.com

Фото Santiago Calatrava, LLC

Фото Santiago Calatrava, LLC

Город под названием Испания

06.05.11 14:43

Экспозиция включает рисунки, макеты, фотографии, видеоролики. Устроители поставили перед собой задачу показать сегодняшнюю архитектуру Испании в самых разных аспектах: от слияния с историческим наследием в больших городах до развития маленьких поселений и строительства отдельных объектов. Также сквозь архитектуру будет предложено взглянуть на общественно-социальную жизнь страны. Здесь и решение экологических проблем, и освоение новых территорий, и культурно-образовательные процессы. Наряду с произведениями Сантьяго Калатравы, Мигеля Наварро, бюро EMBT, Foreign Office Arquitectors и других именитых испанцев выставка познакомит российскую публику с работами малоизвестных, но высоко оцененных на родине профессионалов. В проекте приняли участие более 80 архитекторов.

Общая концепция застройки изначально разрабатывалась специалистами Studio di Ingegneria De Cola di Messina. Территорию, прилегающую к пристани, надлежало превратить в развитую инфраструктуру, включающую торговые площади и зону досуга с озелененным пляжем, гостиницей, баром, рестораном, спортивным центром и амфитеатром. На искусственном острове, отделенном от берега каналом шириной 70 метров, расположится главное здание пристани. Сконструировать его пригласили звезду мирового масштаба - Сантьяго Калатраву.

Климат и местный колорит Салерно напомнили архитектору родную Валенсию, которую он прославил целой серией объектов, тематически и формально также связанных с водной стихией (Музей Океанографии, Город науки и искусств). По замыслу Калатравы здание причала в Италии должно быть визуально невесомым и прозрачным, эффектно отражаться в воде. Белоснежный объем с крышей-парусом издалека выглядит как самая крупная среди стоящих на приколе яхт.

Второе значительное сооружение мастера - вантовый мост, соединяющий постройку на острове с берегом. Это будет многоуровневая структура с эстакадой и пешеходными галереями-променадами.

Официальный сайт архитектора: calatrava.com

Официальный сайт проекта: marinadarechi.com

Пока искала в интернете кое-какие фото дополнительно к своим
для рассказа о Милуокском "Солнечном Бризе" прочла много
интересного о Сантьяго Калатраве, архитекторе, который его
проектировал.

А поскольку детище Кaлатравы произвело большое впечатление
на всех, хочу показать вам и другие его работы, не менее
интересные и уникальные.

Сантьяго Калатрава, вероятно, самый известный испанский
архитектор после великого Антонио Гауди.
В основе его футуристических работ чаще всего видно заимст-
вование природных форм и процессов, поэтому творчество
Калатравы обычно причисляют к зарождающемуся архитек-
турному стилю "био-тек".

Сантьяго родился в 1951 году в Валенсии (Испания).
Учился в высшей школе архитектуры. Затем, в 1975 году,
поступил на архитектурный факультет Федерального института
технологии в Цюрихе (Швейцария), откуда выпустился с дипло-
мом инженера. Таким образом, Калатрава получил два образо-
вания: инженера и архитектора, что помогло ему в творчестве.
А кроме этого, Сантьяго - скульптор.
В 1981 году, в год своего тридцатилетия, Сантьяго Калатрава
открыл мастерскую, в которой работал в качестве архитектора
и инженера.

Вдохновение для творчества испанец черпал из работ знаменитого
французского архитектора Ле Корбюзье, создателя архитектуры
интернационального стиля. В 1989 архитектор открывает филиал
своей мастерской в Париже.

Секрет успеха Сантьяго Калатравы - в универсализме.
Будучи инженером и архитектором в одном лице, он способен
разрабатывать кажущиеся фантастическими конструкции, а
пластические штудии доводят формы до совершенства.
Ранний период творчества Калатравы был посвящён, в основном,
вокзалам и мостам.
Первым его проектом был ангар завода фирмы Jakem в Швейцарии.
За последующие тридцать лет талантливый архитектор не один раз
удивил мир своими фантастическими проектами.
Здесь самые известные из них.

Самым знаменитым творением его раннего творчества является
мост Аламильо в Севилье.

Поворотным моментом в карьере Сантьяго стала его телеком-
муникационная башня Монжуик в Барселоне, призванная быть
сердцем Летней Олимпиады 1992 года.
Увидев, что испанский архитектор “вытворяет” с обычной теле-
башней, многие страны захотели увидеть и у себя творения этого
безусловно талантливого человека с абсолютно новым взглядом
на привычные конструкции.

В 1997 году ещё в одном испанском городе - Бильбао - был
закончен новый пешеходный Белый мост Субисури,или, как его
ещё называют,Кампо Волантин, возведённый по проекту уже
снискавшего всемирную известность архитектора.

В 1998 году в районе Пуэрто-Мадеро аргентинского Буэнос-Айреса
появился удивительный пешеходный Мост Женщины, являющийся,
по сути, первой и пока единственной работой испанского архитектора
в Южной Америке.

В 2001 году в Музее Искусств Милуоки появился удивительный
Павильон Квадраччи, ставший первым творением Сантьяго
Калатравы в США.

В 2003 году через реку Лиффи в Дублине был перекинут небольшой,
но от этого не менее зрелищный мост Джеймса Джойса.
Ирландцам настолько понравилось творчество Калатравы, что было
принято решение заказать ему ещё один мост.

Таким образом, в 2009 году чуть ниже по течению реки Лиффи появился
мост Сэмюэла Беккета, совершенно иной по конструкции и предназ-
начению.

А также в 2003 году было окончено строительство Концертного
Зала Тенерифе, над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет.

В 2004 году Сантьяго отличился в Калифорнии (США), построив в
Черепашьей Бухте мост, являющийся, по совместительству,
самыми большими в мире солнечными часами!
Он так его и назвал -Sundial Bridge.Белая стрела моста Сандиал
протянулась через реку Сакраменто. Те, кто знаком с творчеством
Клатравы, наверняка узнали архитектора с первой же фотографии.
Об этом мосте немного подробнее.

Мост "Солнечные Часы" разработан исключительно для пешеход-
ного и велосипедного движения в южную часть Черепашьей Бухты,
где находится целый парковый комплекс с дендрариумом, садами
и музеями.

Единственная опора моста Сандиал направлена точно на север, а
сам мост признан самыми большими солнечными часами в мире
(хотя солнечные часы Тайбея больше - отбрасываемая гномоном
калифорнийского моста на прилежащую парковую территорию тень
гораздо длиннее).Острие тени перемещается примерно на треть
метра каждую минуту, так что её движение можно увидеть даже
невооружённым глазом.Окончательная стоимость проекта составила
$23,5 миллионa.

Мост Солнечные Часы сооружён по тому же принципу, что и другие
проекты Калатравы - Мост Аламильо в испанской Севилье и Мост
Женщины в Буэнос-Айресе - единственная опора моста под 42-
градусным наклоном поддерживает 213-градусный мост посредством
натянутых тросов.
Пол моста сделан из прозрачного стекла, привезённого из Квебека,
которое ночью подсвечивается и принимает аквамариновый оттенок.
В пасмурную погоду, когда солнца нет и часы "не работают", опора
моста может даже сливаться с небом, благодаря традиционной у
Калатравы белой окраске.

В 2005 году Калатрава закончил строительство своего первого
небоскрёба -Turning Torso в шведском портовом городке Мальмё -
вызвавшего у общественности восторг своей "кручёной" формой.

В основу проекта шведского небоскреба легла именно скульптура.

В 2008 году вход в Иерусалим украсил новый мост Калатравы, сразу
же прозванный за свою форму Арфой Давида и незамедлительно
ставший одним из символов этого древнего города.

В 2009 году Сантьяго Калатрава представил свою кинетическую
композицию в Израильском Технологическом институте.

Самой значимой работой архитектора, смешивающего биотек,
авангард и экспрессионизм, считается «Город искусств и наук»
в Валенсии - архитектурный комплекс из пяти сооружений на
осушенном дне реки Турия.

В него входят опера, планетарий, галерея, научный музей, в котором
школьники обязаны трогать руками все экспонаты, и океанографический
парк на открытом воздухе.

Последним законченным творением испанского архитектора стало
новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии, поразившее лёгкостью
своих форм даже самых заядлых критиков современности.

В настоящее время Калатрава проектирует будущий вокзал - Центр
Транспортировки Всемирного Торгового Центра - в восстановленном
Всемирном Торговом Центре в Нью-Йорке.

А также сейчас, в связи с кризисом, приостановлено строитель-
ство объекта, который должен был стать жемчужиной творчества
испанца - небоскрёба Чикаго Спэйр (Chicago Spire) Сверло, став-
шего бы самым удивительным и красивым зданием "города небо-
скрёбов".

А вот как башня выглядела бы снизу…

Кроме вышеперечисленных проектов, Сантьяго Калатрава
построил офисный комплекс Brookfield Place в канадском Торонто;

возвёл павильон Кувейта на Всемирной Выставке в Севилье 1992
года; занимался разработкой вокзала и ремоделированием универ-
ситетской библиотеки в швейцарском Цюрихе;

отреставрировал в 1992-1995 годах центральный пролёт берлинского
моста Обербаумбрюкке; спроектировал одну из станций Лиссабонского
метрополитена в 1998 году; открыл XXI век строительством нового
терминала аэропорта Бильбао в Испании;

перестроил в 2004 году Олимпийский Спорткомплекс в Афинах
для проведения Олимпиады.
Каждое его творение отличалось чем-то от предыдущих, в каждом
была своя изюминка, и это далеко не полный список его гениальных
проектов.

По словам художника, источником вдохновения для него служат
только человек и природа. Поэтому все его инженерные сооружения
воплощают собой идею антиконструктивизма - по пропорциям соот-
ветствуют человеческому телу и не пытаются своими размерами и
масштабностью подавить личность, вызывая, напротив, чувство
гармонии и единения с природой.
В прошлом году в Эрмитаже Сант Петeрбургa прошла
Выставка Сантьяго Калатравы "В поисках движения".
На экспозиции было представлено около 150 архитектурных
макетов и проектов, некоторые из которых оживали
после нажатия кнопки, а также скульптура и рисунки.

Когда на открытии выставки архитектора спросили: не будет ли
он работать над одним из своих новых фантастических проектов
в Сант Петербурге, Калатрава сказал, что побоялся бы вторгаться
собственной архитектурой в сбалансированное веками простран-
ство Петербурга. Единственное, что он может, это с удовольст-
вием оставить после закрытия выставки несколько экспонатов в
дар Эрмитажу.

Вдохновение, изучение ландшафта, технические решения, сталь и бетон - основные составляющие великолепных и функциональных сооружений, созданных легендарным архитектором, чьи строения невозможно забыть, если один раз увидеть. Это Сантьяго Калатрава. Его работы реализованы в Испании, Швейцарии, Америке, Канаде. Творения этого человека особенные, узнаваемые во всем мире и скандальные. Калатрава возрождает любое место, делая его красивее и функциональнее. заполучил признание благодаря футуристическому стилю, техническим инновациям и эстетике в разрабатываемых и реализуемых строениях.

Сантьяго Калатрава: биография

Недалеко от Валенсии 28 июля 1951 года родился будущий строитель мостов, вокзалов, театров и прочих конструкций, поражающих своим необычным видом. Профессия отца Сантьяго хоть и была ориентирована на коммерческую деятельность, но он любил искусство и хотел привить художественно-творческое восприятие мира своему сыну. Так, в раннем возрасте мальчик побывал в музее Прадо и начал проявлять интерес к рисованию и скульптуре. В восемь лет Сантьяго Калатрава достопримечательности уже изображал на ватмане в художественной школе в Валенсии.

Неспокойные годы в Испании определили дальнейшее получение образования за пределами родного государства. В 13 лет родители добились поездки сына в Париж по программе студенческого обмена, где он проникся величием архитектуры этого прекрасного города. Следующим этапом в получении профессии стало обучение в Политехническом университете Валенсии, который Сантьяго Калатрава окончил в 1973 году. Через два года парень уехал в Швейцарию, где продолжил изучать любимое дело в области строительства, но в качестве инженера. Четыре года Сантьяго учился в Технологическом университете Цюриха. К 1981 году стал доктором и основателем студии архитектуры и строительства в Швейцарии.

Первые работы и признание

Одним из первых проектов, который принес международное признание Сантьяго, был железнодорожный вокзал (Штадельхофен) в Цюрихе. Хотя проблески архитектурного воображения появились у Сантьяго еще в аспирантуре. Со своими научными коллегами он спроектировал и построил бассейн. Но это было не совсем простое его реализация позволяла наблюдать прохожим за пловцами снизу.

Проекты Сантьяго Калатравы в 1986 году дополнил новый разработанный план реализации железобетонного моста автомобильного назначения в родной Валенсии. И через год молодой специалист за эту работу получил премию Международного союза архитекторов.

В 1989 году Калатрава со своими работами вышел на завоевание французского строительного рынка. Одновременно он открыл в Париже свою студию и сконструировал железнодорожный вокзал Лиона. Сантьяго Калатрава в 1991 году открыл в Валенсии офис архитектуры и строительства.

Олимпийские игры

Страны, в которых проходят международные спортивные соревнования, как правило, всегда стараются по достоинству встретить гостей, удивить приезжих архитектурными строениями и организацией праздника. Поэтому во все годы лучшие специалисты привлекались для подготовки Олимпийских игр. В 1992 году летние спортивные состязания проходили в Барселоне, и для их трансляции требовалась телекоммуникационная башня. Конечно же, архитектор Сантьяго Калатрава был выбран правительством как специалист для строительства объекта в знаковом месте страны.

На за три года была возведена 136-метровая башня. Идеей Калатравы было создание конструкции в виде атлета с факелом в руке. На этом ее необычайность не заканчивалась. Шпиль является своеобразной стрелкой часов, которая падает тенью на основание телебашни, тем самым показывает время.

Летняя олимпиада 1992 года - не единственное спортивное мероприятие, где оставил отпечаток своего творчества испанский творец. В 2004 году Сантьяго Калатрава был приглашен для реконструкции Афинского спортивного комплекса.

Движение - основа работ архитектора

В реализованных проектах архитектора прослеживается его тяготение к усовершенствованию транспортной системы и перемещению людей. Но среди работ мастера нельзя не отметить жилой небоскреб в Мальме. Клаузуры Сантьяго Калатравы, ставшие основой для создания необычайного дома, состояли из идеи движения. В одной из лекций, проведенной в московском институте, Сантьяго сказал: «Архитектура существует для людей, а человеческие тела влияют на архитектуру в плане пропорций, ритма и размеров».

Здание состоит из девяти сегментов-пятиугольников, в каждом из которых размещается по пять этажей. Каждый сегмент скручен по отношению к предыдущему, и последний свит на 90 градусов относительно первого. Строилось здание четыре года. В 2005 году 190-метровая башня была официально открыта. По сей день она является одной из главных достопримечательностей Швеции и вторым по высоте зданием Европы.

Начало 21-го века: выход на новый континент

В 2001 году в штате Висконсин, возле существующего комплекса музея искусств, возвысился третий павильон Квадраччи. Сводчатые потолки, солнцезащитный подвижный козырек, напоминающий размах крыльев птицы, - основные конструктивные решения здания, созданные таким гением, как Сантьяго Калатрава. Фото динамичной конструкции поражает своей эстетикой и привлекает толпы туристов к озеру Мичиган. Стеклянный вестибюль павильона имеет форму параболы. Все здания музея Калатрава соединил в единый комплекс сложной сетью пешеходных мостов.

Еще одна достопримечательность, только уже в Южной Америке, была реализована в 2001 году по идее испанского зодчего. Ею стал Мост Женщины. Инженерное изобретение заключалось в подвижности центральной части моста для прохода крупногабаритных судов. По словам творца, вдохновила его на постройку этого сооружения местная музыка. И архитектор воплотил услышанные ритмы в создание моста в Буэнос-Айресе.

«Город искусств и наук»

Инженерные изобретения Сантьяго Калатравы не могли обойти стороной родную страну. Неподалеку от Валенсии, на территории площадью 350 000 м 2 , расположился уникальный комплекс, посвященный культурному и научному развитию. Первыми элементами «города» стали: планетарий, кинотеатр и театр лазерных постановок. В 2000 году открылся музей науки, а также благоустроенный парк. Спустя некоторое время состоялось открытие самого большого в Европе океанариума в форме кувшинки. Работа принадлежала Феликсу Канделе, архитектору, параллельно участвующему с Калатравой в возведении достопримечательности в Валенсии. Последним зданием «города» стал оперный театр. Архитектурный комплекс предназначен для ознакомления человека с различными аспектами искусства, природы, науки и техники.

Ночью, когда свет исходит изнутри зданий, а вокруг темно, все эти творения напоминают скелеты животных.

Критика

Проекты Сантьяго не только узнаваемые, но и дорогостоящие. Причем окончательная цена работ превышает первоначальную смету, да и по срокам реализации встречаются споры. В последние годы постройки Калатравы являются центром скандала.

«Город искусств и наук» обошелся в 900 млн евро, что в три раза превысило первоначальный бюджет. В зданиях комплекса при сдаче его в эксплуатацию отсутствовали запасные выходы и пожарные лестницы, хотя позже ошибки были устранены Сантьяго, но за счет государственных средств.

Инженер Сантьяго Калатрава, создавая терминал аэропорта в Бильбао, не учел пропускную способность сооружения. Поэтому пассажиры, прошедшие таможенный контроль, вынуждены были ожидать получение багажа на улице. В 2000 году аэропорт также подвергался устранению просчетов.

Мост Субисури, вымощенный из стеклянных плит, в дождливую погоду оказался травмоопасным местом. Мост Конституции в Венеции также подвергся критике. Причинами стали не только сроки и превышающая в три раза стоимость проекта, но и функциональность. В нем отсутствуют пандусы, он слишком крутой, что делает передвижение пожилых людей затруднительным.

Железнодорожная станция в Нью-Йорке

Строительство подземной станции скоростной железной дороги в Нью-Йорке на месте башен-близнецов также осуществляется по проектам Калатравы. Дизайн сооружения над нулевой отметкой напоминает птицу, высвободившуюся из рук ребенка. Внутри находятся метрополитены, станции, стены которых выполнены из мрамора. Завершение работ планируется к 2016 году с затратами в 4 млрд, хотя первоначально на строительство было рассчитано выделить 1,9 млрд долларов.

Заключение

В ответ на критику можно в защиту архитектора сказать, что нынешние его клиенты - это повторные покупатели. «Задача моих построек - это делать уникальными города и обогащать человеческий опыт», — сказал Сантьяго Калатрава. Достопримечательности - это его призвание. Казалось бы, чем может удивить разработка и реализация жизненно необходимых объектов архитектуры, таких как мосты, станции? Работы, созданные испанским творцом, становятся зданиями, памятниками архитектуры, сооружениями, заслуживающими внимания.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.